Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пайлеваняном Э.Ю., рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-15807/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (ИНН 6670289131, ОГРН 1106670009973) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) о признании незаконным отказа, в предоставление земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился.
от заинтересованного лица: Воронин А.Н., представитель по доверенности от 09.03.2017 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заинтересованного лица поступил отзыв, из которого следует, что согласно ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Российская Федерация. В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, как уполномоченный орган, наделило полномочиями по управлению федеральным имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на него задачами (Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, далее - "Положение N 432").
Согласно п. 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - "Положение N 374"), территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В Свердловской области территориальным органом Росимущества является ТУ Росимущества в Свердловской области, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с типовым Положением N 374, ТУ Росимущества в Свердловской области принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Площадь спорного земельного участка составляет 1071605 кв. м или более 107 гектар.
Таким образом, ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью превышающей 10 га, и принятие решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 Га, выходит за рамки компетенции ТУ Росимущества в Свердловской области.
В соответствии со специальными правилами, установленными пунктами 3.1, 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения.
Исходя из изложенного, отсутствие зданий и сооружений является одним из условий применения указанного специального порядка. При этом у уполномоченного органа для принятия соответствующего решения отсутствовали сведения о наличии/отсутствии на испрашиваемом земельном участке зданий и сооружений.
Указанные сведения не были предоставлены заявителем в адрес ТУ Росимущества в Свердловской области, несмотря на то, что такие сведения были запрошены государственным органом.
Кроме того, заявителем в адрес заинтересованного лица не предоставлены сведения подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данные земельные участки.
Отсутствие указанных сведений не позволяет ТУ Росимущества в Свердловской области принять решение о предоставлении спорных земельных участков в собственность общества.
От заявителя поступили возражения на отзыв ответчика.
Заявитель обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и не соответствующим закону отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м) в 30-дневный срок с момента подачи заявления; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения заинтересованного лица, арбитражный суд
Заявитель обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м). и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости.
ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1071605 кв. м на основании договора аренды N АЗФ-1717/1022 от 19.12.2012. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
17.02.2017 исх. N ИС-1330 ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области с заявлением о принятии решения о передаче вышеуказанного земельного участка в собственность истца за плату по стоимости, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 27.03.2017 N АР-3088/09 Управление отказало заявителю в предоставлении данного участка в собственность за плату в связи с тем, что у заинтересованного лица отсутствуют необходимые документы для принятия решения о представлении в собственность земельного участка, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В указанном письме заинтересованное лицо просило подтвердить отсутствие зданий и сооружений на испрашиваемом земельном участке, предоставить дополнительные документы, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформления) прав на данный земельный участок. Кроме того, заинтересованное лицо сообщило, что после предоставления запрашиваемых документов ТУ Росимущества в Свердловской области направит пакет документов в Росимущество для рассмотрения вопроса, так как принять решение о распоряжении земельными участками, площадь которых более 10 Га ТУ Росимущества по Свердловской области самостоятельно не может и необходимо получить поручение Федерального агентства по управлению госимуществом.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказов законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение этими отказами прав и законных интересов заявителя.
С учетом предмета рассматриваемого спора суд в совокупности рассматривает не только правомерность отказа Управления в предоставления земельного участка заявителю, но и правомерность в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность на определенных специальных льготных условиях - 15% от кадастровой стоимости участков.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
На основании 3.1. ст. 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 3.2. ст. 3 Закона N 137-ФЗ, арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Как следует из материалов дела, ранее земельный участок, арендованный заявителем, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному унитарному предприятию Опытно-производственное хозяйство "Исток".
Заявитель обладает земельным участком в результате последовательного совершения ряда договоров уступки прав арендатора.
Первоначально договор аренды на земельный участок площадью 15792038 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:593 был заключен между ТУ ФАУГИ по Свердловской области и ГУП ОПХ "Исток" (от 18.10.2007 N АЗФ-104/1022).
По договору переуступки прав от 18.10.2007 права арендатора переданы обществу "Бизнес Центр", по договору N 5 от 15.04.2010 права и обязанности арендатора переданы обществу "Главсредуралстрой-Девелопмент".
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Свердловской области N 826-р от 26.11.2012 "О переоформлении прав на земельный участок" из указанного земельного участка выделены, в том числе, те участки, которыми заявитель в настоящее время владеет на праве аренды и которые просил предоставить в собственность по правилам указанным норм Закона N 137-ФЗ.
Условия и порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17. Земельного кодекса РФ. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ, а именно:
- - документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подп. 1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ);
- - документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; (подп. 4 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ);
- - заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (подп. 5 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ);
- - подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства, (подп. 6 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ).
Поскольку заинтересованным лицом вынесено распоряжение N 826-р от 26.11.2012 "О переоформлении прав на земельный участок", заявителем подтвержден факт образования того земельного участка, которым он владеет на праве аренды.
Доводы заинтересованного лица, судом рассмотрены и отклонены на основании следующего.
Заявитель обратился с заявлением о приобретении земельного участка в уполномоченный орган на основании следующего.
В соответствии с п. 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Здания, строения, сооружения на данном участке отсутствуют, что подтверждается, п. 1.2 договора аренды N АЗФ-1717/1022 от 19.12.2012. Кроме того наличие объектов на земельном участке может быть установлено путем получения выписки из ЕГРН.
Документы, подтверждающие историю образования спорного земельного участка, были предоставлены с заявлением в полном объеме.
Согласно ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу ч. 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
По перечисленным обстоятельствам, обжалуемым отказом нарушено право заявителя на приобретение земельного участка по цене 15% от кадастровой стоимости. Суд при этом принимает во внимание то, что в настоящем случае имеет место переоформление прав аренды на земли сельскохозяйственного назначения организацией, которая в результате совершения ряда договоров уступки прав, приобрела права арендатора от сельскохозяйственной организации, что соответствует критериям ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
В связи с этим, требования заявителя законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м) в 30-дневный срок с момента подачи заявления.
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-15807/2017
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N А60-15807/2017
Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пайлеваняном Э.Ю., рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-15807/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (ИНН 6670289131, ОГРН 1106670009973) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) о признании незаконным отказа, в предоставление земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился.
от заинтересованного лица: Воронин А.Н., представитель по доверенности от 09.03.2017 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заинтересованного лица поступил отзыв, из которого следует, что согласно ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Российская Федерация. В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, как уполномоченный орган, наделило полномочиями по управлению федеральным имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на него задачами (Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, далее - "Положение N 432").
Согласно п. 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - "Положение N 374"), территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В Свердловской области территориальным органом Росимущества является ТУ Росимущества в Свердловской области, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с типовым Положением N 374, ТУ Росимущества в Свердловской области принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Площадь спорного земельного участка составляет 1071605 кв. м или более 107 гектар.
Таким образом, ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью превышающей 10 га, и принятие решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 Га, выходит за рамки компетенции ТУ Росимущества в Свердловской области.
В соответствии со специальными правилами, установленными пунктами 3.1, 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения.
Исходя из изложенного, отсутствие зданий и сооружений является одним из условий применения указанного специального порядка. При этом у уполномоченного органа для принятия соответствующего решения отсутствовали сведения о наличии/отсутствии на испрашиваемом земельном участке зданий и сооружений.
Указанные сведения не были предоставлены заявителем в адрес ТУ Росимущества в Свердловской области, несмотря на то, что такие сведения были запрошены государственным органом.
Кроме того, заявителем в адрес заинтересованного лица не предоставлены сведения подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данные земельные участки.
Отсутствие указанных сведений не позволяет ТУ Росимущества в Свердловской области принять решение о предоставлении спорных земельных участков в собственность общества.
От заявителя поступили возражения на отзыв ответчика.
Заявитель обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и не соответствующим закону отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м) в 30-дневный срок с момента подачи заявления; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения заинтересованного лица, арбитражный суд
установил:
Заявитель обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м). и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости.
ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1071605 кв. м на основании договора аренды N АЗФ-1717/1022 от 19.12.2012. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
17.02.2017 исх. N ИС-1330 ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области с заявлением о принятии решения о передаче вышеуказанного земельного участка в собственность истца за плату по стоимости, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 27.03.2017 N АР-3088/09 Управление отказало заявителю в предоставлении данного участка в собственность за плату в связи с тем, что у заинтересованного лица отсутствуют необходимые документы для принятия решения о представлении в собственность земельного участка, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В указанном письме заинтересованное лицо просило подтвердить отсутствие зданий и сооружений на испрашиваемом земельном участке, предоставить дополнительные документы, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформления) прав на данный земельный участок. Кроме того, заинтересованное лицо сообщило, что после предоставления запрашиваемых документов ТУ Росимущества в Свердловской области направит пакет документов в Росимущество для рассмотрения вопроса, так как принять решение о распоряжении земельными участками, площадь которых более 10 Га ТУ Росимущества по Свердловской области самостоятельно не может и необходимо получить поручение Федерального агентства по управлению госимуществом.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказов законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение этими отказами прав и законных интересов заявителя.
С учетом предмета рассматриваемого спора суд в совокупности рассматривает не только правомерность отказа Управления в предоставления земельного участка заявителю, но и правомерность в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность на определенных специальных льготных условиях - 15% от кадастровой стоимости участков.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
На основании 3.1. ст. 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 3.2. ст. 3 Закона N 137-ФЗ, арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Как следует из материалов дела, ранее земельный участок, арендованный заявителем, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному унитарному предприятию Опытно-производственное хозяйство "Исток".
Заявитель обладает земельным участком в результате последовательного совершения ряда договоров уступки прав арендатора.
Первоначально договор аренды на земельный участок площадью 15792038 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:593 был заключен между ТУ ФАУГИ по Свердловской области и ГУП ОПХ "Исток" (от 18.10.2007 N АЗФ-104/1022).
По договору переуступки прав от 18.10.2007 права арендатора переданы обществу "Бизнес Центр", по договору N 5 от 15.04.2010 права и обязанности арендатора переданы обществу "Главсредуралстрой-Девелопмент".
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Свердловской области N 826-р от 26.11.2012 "О переоформлении прав на земельный участок" из указанного земельного участка выделены, в том числе, те участки, которыми заявитель в настоящее время владеет на праве аренды и которые просил предоставить в собственность по правилам указанным норм Закона N 137-ФЗ.
Условия и порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17. Земельного кодекса РФ. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ, а именно:
- - документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подп. 1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ);
- - документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; (подп. 4 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ);
- - заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (подп. 5 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ);
- - подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства, (подп. 6 п. 2 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ).
Поскольку заинтересованным лицом вынесено распоряжение N 826-р от 26.11.2012 "О переоформлении прав на земельный участок", заявителем подтвержден факт образования того земельного участка, которым он владеет на праве аренды.
Доводы заинтересованного лица, судом рассмотрены и отклонены на основании следующего.
Заявитель обратился с заявлением о приобретении земельного участка в уполномоченный орган на основании следующего.
В соответствии с п. 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Здания, строения, сооружения на данном участке отсутствуют, что подтверждается, п. 1.2 договора аренды N АЗФ-1717/1022 от 19.12.2012. Кроме того наличие объектов на земельном участке может быть установлено путем получения выписки из ЕГРН.
Документы, подтверждающие историю образования спорного земельного участка, были предоставлены с заявлением в полном объеме.
Согласно ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу ч. 7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
По перечисленным обстоятельствам, обжалуемым отказом нарушено право заявителя на приобретение земельного участка по цене 15% от кадастровой стоимости. Суд при этом принимает во внимание то, что в настоящем случае имеет место переоформление прав аренды на земли сельскохозяйственного назначения организацией, которая в результате совершения ряда договоров уступки прав, приобрела права арендатора от сельскохозяйственной организации, что соответствует критериям ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
В связи с этим, требования заявителя законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м) в 30-дневный срок с момента подачи заявления.
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1 071 605 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1., 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)