Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2017 N Ф05-13897/2017 ПО ДЕЛУ N А40-206217/2016

Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ, обязании заключить договоры аренды.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество обратилось в орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему железнодорожные пути, однако обществу было отказано в связи с наличием актов Госинспекции по недвижимости, согласно которым были установлены факты незаконного размещения объектов на спорных земельных участках.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А40-206217/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Очаково-Промжелдортранс" - Кораблева Н.Б., доверенность от 26 января 2017 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Родин Д.С., доверенность от 9 января 2017 года,
от третьих лиц: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 17 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2017 года,
принятое судьей Никоновой О.И.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года,
принятое судьями Савенковой О.В., Солоповой А.А., Александровой Г.С.,
по заявлению ОАО "Очаково-Промжелдортранс" (ОГРН 1077746188750)
о признании незаконным действий (бездействия) Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) и обязании заключить договоры аренды,
третье лицо Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы

установил:

- Открытое акционерное общество "Очаково-Промжелдортранс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент, заинтересованное лицо) с требованиями о признании незаконными отказов Департамента оформленного письмами от 04 августа 2016 года N 33-5-101131/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012005:1264; N 33-5-101223/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5157; N 33-5-101252/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5160; N 33-5-101119/16-(0)-1 городского имущества города Москвы в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3731; N 33-5-101115/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3734; N 33-5-101069/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3732; N 33-5-101138/16-(0)-1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5161;
- Также общество просило обязать Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок подготовить и направить истцу проекты договоров аренды земельного участка: расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 787 кв. м кадастровый номер 77:07:0012005:1264 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 157 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5157 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 9184 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5160 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 26 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3731 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 7323 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3734 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 11744 кв. м кадастровый номер 77:07:0012008:3732 сроком на 49 лет; расположенного по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18 площадью 361 кв. м кадастровый номер 77:07:0012006:5161 сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ОАО "Очаково-Промжелдортранс" является собственником железнодорожных путей, расположенных по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд N 1438, дом. 18, сооруж. 1, 2, 3, 7, 13, 14, 15 протяженностью 16529 м, 3587,06 м, 2800 м, 1351,1 м, 135,7 м, 36,5 м, 31,5 м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав.
На основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Федерации (далее - ЗК РФ) общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений расположенных на земельном участке" в отношении земельных участков, на которых расположены указанные выше железнодорожные пути. ОАО "Очаково-Промжелдортранс" также поданы заявления на оформление договоров аренды на земельные участки со следующими кадастровыми номерами: N 77:07:0012005:1264; N 77:07:0012006:5160; N 77:07:0012006:5161; N 77:07:0012008:3732; N 77:07:0012008:3734; N 77:07:0012008:3731; N 77:07:0012006:5157.
Как установлено судами, к заявлениям на предоставление государственной услуги были приложены необходимые документы, установленные административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Возражений на вышеуказанные заявления общества от департамента не поступало.
Департамент городского имущества города Москвы отказал заявителю в предоставлении указанных выше земельных участков в аренду со ссылкой на пункт 2.10.1.3 административного регламента, в связи с наличием актов Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекцией по недвижимости) от 01 августа 2016 года, согласно которым были установлены факты незаконного размещения объектов на спорных земельных участках.
Из отказов Департамента усматривается, что Госинспекцией по недвижимости были составлены следующие акты: участок с кадастровым N 77:07:0012006:1264 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5160 - акты N 9071281, N 9071281/1, N 9071281/2, N 9071281/3, N 9071281/4; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5160 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3732 - акты N 9071281, N 9071281/6; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3734 - акты N 9071281, N 9071281/6; участок с кадастровым N 77:07:0012008:3734 - акт N 9071281; участок с кадастровым N 77:07:0012006:5157 - акт N 9071281/5.
Полагая, что отказ не соответствует закону и принят без достаточных на то оснований общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о несоответствии оспариваемых отказов закону.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221) кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" предусмотрено, что железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с приложением 4 к Постановлению Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утверждена схема полос отвода железных дорог в городе Москве.
На основании проведенной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" технической инвентаризации сооружений (ж/д пути), находящихся на указанных земельных участках, присвоены инвентарные номера и выданы технические паспорта на линейное сооружение "Железнодорожный путь".
Сооружения (ж/д пути), находящиеся на указанных земельных участках, прошли государственный кадастровый учет. Управлением Росреестра по г. Москве сооружения поставлены на кадастровый учет за номерами: 77:00:000000:70712; 77:00:000000:70713; 77:00:000000:70714; 77:07:0012006:4319; 77:07:0012006:4320; 77:07:0012006:4321; 77:07:0012008:3466.
Управлением Федеральной регистрационной службы зарегистрировано право собственности на данные сооружения.
Судами правомерно установлено, данные сооружения размещены законно и являются объектами капитального строительства.
Департамент выпустил распоряжения о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков, на основании которых общество поставило спорные земельные участки на кадастровый учет: распоряжение от 19 января 2016 года N 747 - кадастровый N 77:07:0012006:1264; распоряжение от 19 января 2016 года N 748 - кадастровый N 77:07:0012006:5157; распоряжение от 19 января 2016 года N 719 - кадастровый N 77:07:0012006:5160; распоряжение от 19 января 2016 года N 742 - кадастровый N 77:07:0012006:5161; распоряжение от 19 января 2016 года N 718 - кадастровый N 77:07:0012008:3732; распоряжение от 19 января 2016 года N 746 - кадастровый N 77:07:0012008:3734; распоряжение от 19 января 2016 года N 717 - кадастровый N 77:07:0012008:3731.
В соответствии с пунктом 6 этих распоряжений департамент согласился с предоставлением заявителю земельных участков на праве аренды для эксплуатации железнодорожных путей.
Суд первой инстанции учел, что согласно Приказу Министра автомобильного транспорта РСФСР от 29 сентября 1976 года N 324-ц организовано Очаковское предприятие промышленного железнодорожного транспорта, целью создания которого являлось обслуживание подъездных путей промышленных предприятий, примыкающих к станции Очаково-I Московско-Смоленского отделения МЖД.
Названным Приказом утверждена ведомость основных средств, подлежащих передаче на баланс Очаковскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта.
02 февраля 1977 года был утвержден Акт приемки-передачи основных средств железнодорожного участка МПО "Каучук" на баланс Очаковского предприятия "Промжелдортранс".
В ходе приватизации Государственный комитет Российской Федерации по управлению госимуществом принял распоряжение N 531-р от 30 марта 1993 об утверждении плана приватизации МГГП "Промжелдортранс" и преобразовании МГГП в МГАО "Промжелдортранс".
Затем при реорганизации МГАО "Промжелдортранс" на основании Разделительного баланса МГОАО "Промжелдортранс", сводного акта приема-передачи основных средств от МГОАО "Промжелдортранс" ОАО "Очаково-Промжелдортранс" по состоянию на 31 марта 2007 года ОАО "Очаково-Промжелдортранс" были переданы в собственность ж/д пути.
То есть, сооружения (ж/д пути) были возведены с получением необходимых разрешений на спорных земельных участках, которые были специально отведены для этих целей.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Департамент подготовил и выдал обществу на каждый из семи спорных земельных участков распоряжение "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд, вл. 18", что свидетельствует об отсутствии препятствий для заключения договоров аренды на истребованные земельные участки.
Довод заинтересованного лица относительно того, что на представленном участке сооружения являются незаконно размещенными, отклоняется, поскольку департаментом не было предъявлено требований о признании расположенных на земельном участке сооружений (ж/д путей) самовольными постройками, доказательств признания спорных ж/д путей самовольными постройками департаментом не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что департамент ранее на аналогичные отрезки железнодорожного полотна заключил с обществом соответствующие договоры аренды земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к правомерному выводу о несоответствии закону оспариваемых отказов департамента в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду, обязал департамент устранить эти нарушения, поскольку заявителем представлены все необходимые документы при обращении за государственной услугой, а доказательств признания спорных железнодорожных путей самовольной постройкой не представлено.
На основании изложенного, вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа департамента нормам законодательства, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, в связи с чем отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года по делу N А40-206217/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)