Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N А11-1457/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N А11-1457/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.05.2017
по делу N А11-1457/2017,
принятое судьей Степановой Р.К.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стимул" (601443, Владимирская область, г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 6, ОГРН 1033300000920, ИНН 3303002034) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от 17.11.2016 N 949,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области - Шапановой Л.А. по доверенности от 11.01.2017 N 01-55 сроком действия три года,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее - ООО "Стимул", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее - орган местного самоуправления) от 17.11.2016 N 949 об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков. Заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.05.2017 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Вязниковского района в двухнедельный срок с момента вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 441 кв. м и 713 кв. м, месторасположение земельного участка (адресные ориентиры): Владимирская обл., г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 41, основной вид разрешенного использования земельного участка: эксплуатация производственной зоны, кадастровый квартал земельного участка 33:21:020108. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Вязниковского района обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) заявитель указывает на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что у Общества отсутствовало право на подготовку схемы расположения рассматриваемых земельных участков, поскольку подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Стимул" выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель администрации Вязниковского района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить и отменить обжалуемое решение суда первой инстанции.
Общество о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе, публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направило.
Ранее в судебном заседании 17.07 - 24.07.2017 представитель Общества указывал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил отказать администрации Вязниковского района в удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 25.10.2016 ООО "Стимул" обратилось в администрацию Вязниковского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков:
- ориентировочной площадью 713 кв. м, месторасположение земельного участка (адресные ориентиры): Владимирская обл., г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 41, основной вид разрешенного использования земельного участка: эксплуатация производственной зоны, кадастровый квартал земельного участка 33:21:020108;
- ориентировочной площадью 441 кв. м, месторасположение земельного участка (адресные ориентиры): Владимирская обл., г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 41, основной вид разрешенного использования земельного участка: эксплуатация производственной зоны, кадастровый квартал земельного участка 33:21:020108.
Обращение Общества было связано с его намерением в дальнейшем через торги приобрести данные земельные участки в собственность.
17.11.2016 администрация Вязниковского района издала постановление N 949 об отказе ООО "Стимул" в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 33:21:020108 прилагаемых схем расположения земельных участков в связи с тем, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости.
Посчитав постановление органа местного самоуправления от 17.11.2016 N 949 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.9, 11.10, 39.2, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Кодекса, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка схемы расположения земельного участка.
При этом частью 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
Аналогичное правило содержит пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, инициировать аукцион заинтересованные в приобретении земельного участка граждане или юридические лица могут только при наличии утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется земельный участок в границах населенного пункта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (части 1, 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования земельных участков.
Установлено по делу и представитель заявителя подтвердил, что в данном случае схемы расположения спорных земельных участков фактически необходимы заявителю для образования земельных участков в целях последующего предоставления их через проведение аукциона по продаже права заключения договора аренды земельного участка, так как приобрести права на данные земельные участки возможно только с торгов.
Однако испрашиваемые Обществом земельные участки расположены на территории города Вязники и относятся к землям населенных пунктов; проект межевания в отношении территории, в границах которой заявитель испрашивает земельные участки, уполномоченным органом не утверждался.
Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Принимая во внимание, что земельные участки находятся в пределах населенного пункта; в отношении территории, в границах которой заявитель испрашивает земельные участки, проект межевания уполномоченным органом не утверждался, заявитель не вправе осуществлять подготовку схем расположения земельных участков в целях их образования для последующего проведения аукциона до утверждения проекта межевания территории.
Установленное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схем расположения земельных участков, поэтому суд полагает, что указанное в оспариваемом ненормативном правовом акте предусмотренное пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации основание уже не имеет правового значения.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы ООО "Стимул" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Законный и обоснованный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не может нарушать права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ООО "Стимул" в удовлетворении требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения дела в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд относит понесенные по делу расходы на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.05.2017 по делу N А11-1457/2017 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Стимул" в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от 17.11.2016 N 949.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)