Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 N 16АП-3503/2016 ПО ДЕЛУ N А63-4535/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А63-4535/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тамбуканского хуторского казачьего общества Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего Терского войскового казачьего общества Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.05.2017 по делу N А63-4535/2016 (под председательством судьи Карпеля В.Л.),
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Стребкова Николая Викторовича (ОГРН 307265009300027, ИНН 261804019198),
к администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (ОГРН 1022600964066, ИНН 2618010975)
третьи лица: администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600041802, ИНН 2618017120), Тамбуканское хуторское казачье общество Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ОГРН 1122600002216, ИНН 2618750151), крестьянское (фермерское) хозяйство Шляпников Александр Александрович, крестьянское (фермерское) хозяйство Леонов Руслан Анастасович,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании провести торги,
при участии в судебном заседании:
от крестьянского (фермерского) хозяйства Стребкова Николая Викторовича: представитель Корзун В.И. по доверенности от 13.09.2016,
от Тамбуканского хуторского казачьего общества Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества: представитель Шаула О.П. по доверенности от 09.06.2017,
от администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края: Крицкий М.А. в.р.и.о. главы Этокского сельсовета, распоряжение N 10-р лс,
в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стребков Николай Викторович (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края к администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ администрации от 12.04.2016 N 262 в организации торгов по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 697,3 га с кадастровым номером 26:29:000000:11517, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, примерно в 8 км на север от ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: контора сельсовета (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517);
- - обязать администрацию провести торги по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517.
Заявление мотивировано тем, что отказ уполномоченного органа в организации торгов по предоставлению на праве аренды многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 противоречит положениям статей 39.6, 39.16 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 30.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбуканское хуторское казачье общество Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), крестьянское (фермерское) хозяйство Шляпникова Александра Александровича, крестьянское (фермерское) хозяйство Леонова Руслана Анастасовича.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации от 12.04.2016 N 262 в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517. Суд обязал администрацию организовать проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2016 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Определением от 15.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района).
Решением суда первой инстанции от 10.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд руководствовался положениями статей 39.6, 39.16 и 39.18 Земельного кодекса, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), а также статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). С заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 помимо главы хозяйства в администрацию обратились и иные лица (гражданин Мишин А.О., крестьянские (фермерские) хозяйства Шляпникова А.А. и Леонова Р.А.). Поэтому суд пришел к выводу о том, что отказ администрации в организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлениях обратившихся лиц о его предоставлении, не соответствует требованиям статьи 39.18 Земельного кодекса. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права заявителя и иных лиц (претендентов на участие в аукционе), поэтому суд на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признал бездействие (уклонение) администрации в организации проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков незаконным. На орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517. Суд отклонил довод администрации о том, что у казачьего общества имеется право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов даже при наличии заявок от иных лиц. Суд указал, что обратившись 07.04.2016 в администрацию с заявлением о выделении земельного участка без торгов, казачье общество документальных подтверждений включения его в государственный Реестр казачьих обществ не представило. Заявление, поступившее в администрацию 07.04.2016, не подлежало рассмотрению в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса, уполномоченному органу надлежало его возвратить на основании пункта 3 указанной статьи в срок не позднее 17.04.2016. Суд также принял во внимание, что в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса глава хозяйства также вправе претендовать на получение земельного участка без торгов для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
В апелляционной жалобе казачье общество просило решение суда от 10.05.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суд, при разрешении спора не учел, что один из заявителей (казачье общество) обладает преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка (без проведения торгов). Право на предоставление казачьим обществам земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, закреплено в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в редакции, действовавшей в период рассмотрения администрацией заявлений глав хозяйств и казачьего общества (далее - Закон N 36-КЗ) предусмотрена возможность предоставления казачьим обществам земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства без проведения торгов на территории сельских поселений.
В отзыве на апелляционную жалобу глава КФХ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 15.08.2017 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 15.08.2017 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.05.2017 отмене не подлежит, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 образован в результате выделения в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, поставлен на кадастровый учет 26.06.2015, имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Собственником данного земельного участка является муниципальное образование Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации от 28.07.2015 за номером 26-26/035-26/035/043/2015-803/1.
10 августа 2015 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренды (на 49 лет) земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 (том 1, л.д. 172).
Письмом от 10.09.2015 N 673 администрация отказала главе хозяйства в предоставлении земельного участка, мотивировав его тем, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов не предусмотрено. Глава хозяйства вправе обратиться за предоставлением земельного участка в аренду в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (том 1, л.д. 173).
27 октября 2015 года с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 обратился Мишин А.О. (том 1, л.д. 174).
В письме от 27.10.2015 N 781 администрация сообщила Мишину А.О. о необходимости зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство для решения вопроса о предоставления ему в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения (том 1, л.д. 175).
02 декабря 2015 года с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 обратилось казачье общество (том 1, л.д. 176).
В письме от 22.12.2015 N 90 администрация информировала казачье общество о невозможности предоставления ему испрашиваемого участка в аренду ввиду наличия судебных разбирательств в отношении участка (том 1, л.д. 177).
07 апреля 2016 года казачье общество на основании Закона N 36-КЗ повторно просило администрацию выделить земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 для производства сельскохозяйственной продукции (том 1, л.д. 178).
08 апреля 2016 года глава хозяйства на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса повторно обратился с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 в долгосрочную (на 49 лет) аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (том 1, л.д. 179).
Письмом от 12.04.2016 администрация отказала главе КФХ в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву наличия судебных разбирательств в отношении участка (том 1, л.д. 180).
Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок испрашивали также главы крестьянских (фермерских) Леонов Р.А. (заявление от 08.04.2016) и Шляпников А.А. (заявление от 06.05.2016), на которые администрация ответила отказами, сославшись на наличие судебного спора (том 1, л.д. 181-184).
Ссылаясь на незаконность отказа администрации, выраженного в письме от 12.04.2016, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса. Требования основаны на положениях статей 39.6, 39.18 Земельного кодекса и мотивированы необходимостью проведения торгов в отношении спорного участка в связи с поступлением нескольких заявок крестьянских (фермерских) хозяйств.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, не находит оснований для переоценки указанного вывода.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Такими случаями в силу подпунктов 15, 17 статьи 39.18 Земельного кодекса являются предоставление земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в аренду названных участков без проведения торгов включает в себя подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора аренды земельного участка. Особенностями предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам являются обеспечение уполномоченным органом опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, возможность подачи иными заинтересованными гражданами или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заявления о намерении участвовать в аукционе, проведение аукциона в случае поступления таких заявлений и отказ в предоставлении земельного участка первоначальному заявителю (статьи 39.14, 39.18).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон N 36-КЗ, статья 21 которого регулирует вопросы, связанные с заключением договора аренды земельного участка.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 названного Закона (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка), договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов (поселений и населенных пунктов в редакции Закона Ставропольского края от 12.05.2016 N 52-кз), находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 25.08.2004 N 75-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе Ставропольского края" (статья 10). Описание границы муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования приведены в качестве приложений к названному закону.
Согласно Уставу муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, принятому решением совета депутатов Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 14.08.2006 N 277, данное муниципальное образование является сельским поселением (статья 1).
Территорию сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: село Этока, хутор Тамбукан, хутор Хорошевский, поселок Джуца, поселок Песковский, хутор МТФ N 1 колхоза им. Ленина, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Административным центром поселения является село Этока Предгорного района Ставропольского края (статья 2). Граница сельского поселения установлена Законом Ставропольского края от 25.08.2004 N 75-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Предгорном районе Ставропольского края" (статья 3).
Расположение спорного земельного участка в границах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, наделенного статусом сельского поселения, подтверждается материалами дела и признается участниками спорных правоотношений.
В этом случае казачье общество, документально подтвердив включение его в государственный Реестр казачьих обществ в Российской Федерации, вправе претендовать на получение без торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, отнесенного пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ к соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что казачье общество документальных подтверждений включения его в государственный Реестр казачьих обществ в администрацию не представило (том 1 л.д. 176, 178). В связи с чем оснований для рассмотрения администрацией заявления казачьего общества в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса не имелось.
08 апреля 2016 года глава хозяйства на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса повторно обратился в администрацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 в долгосрочную (на 49 лет) аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
С аналогичными заявлениями также обратились главы крестьянских (фермерских) Леонов Р.А. (заявление от 08.04.2016) и Шляпников А.А. (заявление от 06.05.2016).
Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, не определял процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта. В то же время системное толкование норм Земельного кодекса, Законов N 101-ФЗ и N 74-ФЗ позволяет сделать вывод о необходимости предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах в случае, если на него претендуют несколько субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (подано два и более заявления).
В определении от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения фермерскому хозяйству, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
В отсутствие в Законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, содержащие норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с использованием публичных процедур соответствует установленным Земельным кодексом принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое бездействие администрации нарушает права и законные интересы главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что казачье общество имеет приоритет над иными специальными субъектами, отклоняется, поскольку заявка казачьего общества на момент обращения глав КФХ в администрацию рассмотрена не была, решение о предоставлении земельного участка казачьему обществу принято не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.05.2017 по делу N А63-4535/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ

Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)