Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 N 19АП-3628/2017 ПО ДЕЛУ N А35-470/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N А35-470/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Электростроймонтаж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 13.04.2017 по делу А35-470/2017 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-442; о признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-440; об обязании Управления произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Электростроймонтаж" на трансформаторную подстанцию литер "Z", третье лицо: ООО "Электростроймонтаж",
установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - также, заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности на здание площадью 62,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-442; о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 100 кв. м, кадастровый номер 46:29:102308:372, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-440; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на основании договора купли-продажи N 14-2016/09/П от 19.09.2016 года произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Электростроймонтаж" на трансформаторную подстанцию литер "Z" площадью 62,6 кв. м с оборудованием с земельным участком (кадастровый номер 46:29:102308:372 площадью 100 кв. м, расположенная по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.04.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности на здание площадью 62,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-442 признано незаконным.
Решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 100 кв. м, кадастровый номер 46:29:102308:372, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.11.2016 N 46/001/056/2016-440 признано незаконным.
Управление Росреестра по Курской области обязано на основании договора купли-продажи N 14-2016/09/П от 19.09.2016 года произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Электростроймонтаж" на трансформаторную подстанцию литер "Z" площадью 62,6 кв. м с оборудованием с земельным участком (кадастровый номер 46:29:102308:372 площадью 100 кв. м, расположенная по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства. Считает, что выбран неправильный способ приватизации трансформаторной подстанции. Полагает, что имелись основания для отказа в государственной регистрации перехода права.
Лица участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с Планом (программой) приватизации муниципального имущества города Курска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, органом местного самоуправления принято решение о продаже на аукционе трансформаторной подстанции литер "Z" с земельным участком (кадастровый номер 46:29:102308:372) с оборудованием.
В целях реализации указанного решения Администрацией города Курска принято постановление от 20.06.2016 года N 2001 "О принятии решения об условии приватизации объектов, включенных в план (программу) приватизации имущества города Курска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".
На участие в аукционе было подано 2 заявки, что подтверждается протоколом от 14.09.2016 года N 16д/2016 заседания комиссии о признании претендентов участниками торгов по продаже имущества муниципальной собственности города Курска.
По итогам проведенного аукциона, как отражено в протоколе от 15.09.2016 N 16и/2016, победителем аукциона по продаже муниципального имущества признан ООО "Электростроймонтаж".
19.09.2016 между победителем аукциона и Комитетом заключен договор купли-продажи муниципального имущества N 14-2016/09/П (далее - Договор).
Согласно п. 1.1 договора Продавец передает в собственность Покупателю, а Покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: Трансформаторная подстанция литер "Z" площадью 62,6 кв. м с оборудованием с земельным участком, кадастровый номер 46:29:102308:372 площадью 100 кв. м, расположенная по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, Категория земель: Земли населенных пунктов - Для административно-хозяйственной деятельности.
Согласно п. 2.1 Договора общая стоимость Имущества составляет 256 200 (Двести пятьдесят шесть тысяч двести) рублей с учетом НДС, в том числе стоимость здания - 179 550 (Сто семьдесят девять тысяч пятьсот пятьдесят) рублей с учетом НДС, 152 161 (Сто пятьдесят две тысячи сто шестьдесят один) рубль 02 копейки без учета НДС, НДС - 27 388 (Двадцать семь тысяч триста восемьдесят восемь) рублей 98 копеек, стоимость земельного участка - 76 650 (Семьдесят шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей.
Имущество было передано по Акту приема-передачи к договору купли-продажи от 19.09.2016 г. N 14-2016/09/П.
ООО "Электростроймонтаж" исполнены обязательства по оплате недвижимого имущества в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 1542 от 02.09.2016 г. на сумму 48 800,00 рубля, N 1679 от 21.09.2016 г. на сумму 103 361,02 рублей, N 1680 от 21.09.2016 г. на сумму 76 650,00 рубля.
28.09.2016 Комитет обратился в Управление с заявлением N 46/001/056/2016-440 о регистрации перехода права собственности за покупателем на земельный участок кадастровый номер 46:29:102308:372 площадью 100 кв. м, расположен по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37, Категория земель: Земли населенных пунктов - Для административно-хозяйственной деятельности; о регистрации перехода права собственности за покупателем на Трансформаторную подстанцию литер "Z" площадью 62,6 кв. м.
В качестве правоустанавливающих документов на регистрацию представлен поименованный выше договор купли-продажи.
Иных документов заявителем представлено не было.
После приема документов, их правовой экспертизы Управлением выявлены обстоятельства, послужившие основанием приостановления государственной регистрации.
В период приостановления государственной регистрации в Управление Комитетом представлено Дополнительное соглашение от 28.10.2016 к Договору купли-продажи N 14-2016/09/П от 19.09.2016.
По окончании проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов в соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сообщениями N 46/001/056/2016-440, N 46/001/056/2016-442 от 15.11.2016 Комитету отказано в государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекты.
В своих сообщениях N 46/001/056/2016-440, N 46/001/056/2016-442 от 15.11.2016 Управление указало, что представленные на регистрацию договор купли-продажи с Дополнительным соглашением к Договору купли-продажи по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (в т.ч. ст. ст. 420, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); ст. 30.1, ст. 32 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Управление также указало, что предметом договора купли-продажи муниципального имущества является объект электросетевого хозяйства, а Комитетом на регистрацию не представлены документы для регистрации ограничений (обременении) права собственности в виде инвестиционных и эксплуатационных обязательств.
Не согласившись с решениями об отказе в государственной регистрации, Комитет обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции верно применены положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным ст. 13 этого же Закона, проводится правовая экспертиза документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в числе прочего, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации содержится в ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
В силу абз. 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае:
- если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В данном случае Комитету в государственной регистрации перехода права собственности было отказано на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее - Закон о госрегистрации, Закон N 122-ФЗ).
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, верно применив положения п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 18, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.01.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 217 ГК РФ, п. 3.1, п. 4.1, Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 16.12.2010 N 189-4-РС, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества ввиду следующего.
В настоящем конкретном случае условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств являются существенными условиями договора купли-продажи объектов электросетевого хозяйства в силу Закона N 178-ФЗ.
Условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств определяются утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" инвестиционной программой.
Согласно дополнительному соглашению к договору купли-продажи N 14-2016/09/П, отчуждаемое имущество является объектом электросетевого хозяйства и обременяется инвестиционными обязательствами в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 31.07.2014 N 482-па, а также эксплуатационными обязательствами в соответствии с актами, регулирующими максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг.
Обременения отчуждаемого объекта электросетевого хозяйства установлены в договоре купли-продажи и в решении о приватизации имущества.
Письмом от 08.12.2016 года АО "Курские электрические сети" подтвердило факт установления инвестиционных обязательств в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 31.07.2014 N 482-па в отношении Трансформаторной подстанции литер "Z" (ТП N 278) с земельным участком (кадастровый номер 46:29:102308:372), расположенной по адресу: г. Курск, ул. Горького, 37.
Договор и дополнительное соглашение к нему соответствуют установленным требованиям по форме и содержанию.
Договор купли-продажи и торги не оспорены.
Спора о праве не усматривается.
У государственного регистратора имелись все документы и сведения, необходимые для регистрации перехода прав.
Предусмотренных оснований для отказа в проведении государственной регистрации не имелось.
Оценка способа приватизации муниципального имущества, по мнению суда, выходит за рамки правовой экспертизы документов.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения не соответствуют требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 21.01.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в силу чего нарушают права и законные интересы заявителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 13.04.2017 по делу А35-470/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)