Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На земельном участке находится здание, право собственности на которое зарегистрировано за РФ. В ходе оформления права собственности РФ на участок выявлено, что граница участка не установлена и имеет пересечение с границами соседних участков, при этом участки предоставлены в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФГБУ "УСЗ" - Багринцева О.В. доверенность от 9 января 2017 года, Филимонова Н.Ю. доверенность 9 января 2017 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Смирнова Ю.Е. доверенность от 30 декабря 2016 года,
от третьих лиц: Росимущество - извещено, представитель не явился,
Управление Росреестра по Москве - извещено, представитель не явился,
ФГУП "ФТ-Центр" - извещено, представитель не явился,
ООО "Центр кадастра недвижимости" - извещено, представитель не явился,
ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 17 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Солоповой А.А., Векличем Б.С.,
по делу N А40-101128/2015,
по заявлению ФГБУ "УСЗ" (ОГРН 1037739316141)
о признании договора аренды расторгнутым, об установлении границ земельного участка и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Росимущество, Управление Росреестра по Москве, ФГУП "ФТ-Центр", ООО "Центр кадастра недвижимости", ФГБУ "ФКП Росреестра",
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление служебными зданиями" при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - ФГУП "УСЗ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92; установлении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года, составленным кадастровым инженером ООО "Центр кадастра недвижимости" Марковской Е.А.; признании за Российской Федерацией права собственности на указанный земельный участок, за предприятием - право хозяйственного ведения на него.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично. Земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 сняты с кадастрового учета, установлена граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в указанной части, Департамент городского имущества г. Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о том, что вопросы, касающиеся постановки на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета и внесение изменений в данные кадастрового учета объектов недвижимости относятся к компетенции ФГБУ "ФКП Росреестра".
В судебном заседании представитель департамента доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель предприятия возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Росимущество, Управление Росреестра по Москве, ФГУП "ФТ-Центр", ООО "Центр кадастра недвижимости", ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:83 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1, находится здание, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, а за предприятием зарегистрировано право хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 марта 2008 года 77 АЖ 403422.
В ходе проведения мероприятий по оформлению права собственности РФ на земельный участок, предприятием было выявлено, что граница земельного участка не установлена и имеет пересечение с границей земельных участков 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92, при этом участки предоставлены в аренду ГУЭП "Эфес" по договору краткосрочной аренды от 21 июня 2001 года N М-01-507803, заключенному с Москомземом (правопредшественником департамента, арендодателем).
Из приложения N 2 к Договору аренды, кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:83 от 21 ноября 2011 года усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 сформированы под частями здания по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1.
По заданию предприятия кадастровым инженером ООО "Центр кадастра недвижимости" Марковской Е.А. выполнены кадастровые работы по уточнению границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83, составлен межевой план, из которого следует, что граница уточняемого земельного участка проходит по внешней границе стены здания по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1.
То есть, межевой план составлен без учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92.
По результатам обращения предприятия межевой план департаментом согласован, согласно письму департамента от 23 июня 2014 года N 33-5-17230/14-(0)-1.
Однако, Департаментом сообщено о невозможности снятия земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 по причине их обременения договором аренды, а ФГУП "ФТ-Центр" (правопреемник ФГУЭП "Эфес"), которое отказалось расторгнуть договор аренды, сославшись на то, что земельные участки, предоставленные по договору аренды от 21 июня 2001 года N М-01-507803, на баланс ФГУП "ФТ-Центр" не были переданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 Закона о кадастре если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании части 4.1 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
В силу части 5 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5.1 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
На основании части 11 статьи 25 Закона о кадастре, если по истечении пяти лет со дня завершения учета части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре (в период до введения в действие указанного Федерального закона - в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости").
Как установлено судами, между департаментом и ФГУП "ФТ-Центр" заключено дополнительное соглашение от 27 июля 2015 года, согласно которому с 08 апреля 2004 года права и обязанности арендатора по Договору аренды N М-01-507803 переданы ФГУП "ФТ-Центр", а с 06 июня 2007 года договор аренды расторгнут.
Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве, в ЕГРП записи о государственной регистрации обременения земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 в виде аренды погашены.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2016 года по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
По результатам проведенной ООО "Гранд Кадастр" экспертизы установлено наличие наложения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92, площадь наложения составляет 21 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:89, 92 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:90, 185 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:91 и 137 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:92, при этом земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91 полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83, а земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:92 на 92% находится в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83.
Так как все земельные участки являются ранее учтенными, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, исключение этих сведений из государственного кадастра недвижимости (снятие земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 с государственного кадастрового учета невозможно иначе как на основании судебного акта.
На основании изложенного, выводы судов о необходимости снятия земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 с государственного кадастрового учета и об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года, являются обоснованными.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года по делу N А40-101128/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2017 N Ф05-10410/2017 ПО ДЕЛУ N А40-101128/2015
Требование: О снятии с кадастрового учета участков, установлении границы, признании за РФ права собственности на участок, за предприятием - права хозяйственного ведения.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На земельном участке находится здание, право собственности на которое зарегистрировано за РФ. В ходе оформления права собственности РФ на участок выявлено, что граница участка не установлена и имеет пересечение с границами соседних участков, при этом участки предоставлены в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А40-101128/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФГБУ "УСЗ" - Багринцева О.В. доверенность от 9 января 2017 года, Филимонова Н.Ю. доверенность 9 января 2017 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Смирнова Ю.Е. доверенность от 30 декабря 2016 года,
от третьих лиц: Росимущество - извещено, представитель не явился,
Управление Росреестра по Москве - извещено, представитель не явился,
ФГУП "ФТ-Центр" - извещено, представитель не явился,
ООО "Центр кадастра недвижимости" - извещено, представитель не явился,
ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 17 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Солоповой А.А., Векличем Б.С.,
по делу N А40-101128/2015,
по заявлению ФГБУ "УСЗ" (ОГРН 1037739316141)
о признании договора аренды расторгнутым, об установлении границ земельного участка и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Росимущество, Управление Росреестра по Москве, ФГУП "ФТ-Центр", ООО "Центр кадастра недвижимости", ФГБУ "ФКП Росреестра",
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление служебными зданиями" при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - ФГУП "УСЗ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92; установлении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года, составленным кадастровым инженером ООО "Центр кадастра недвижимости" Марковской Е.А.; признании за Российской Федерацией права собственности на указанный земельный участок, за предприятием - право хозяйственного ведения на него.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично. Земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 сняты с кадастрового учета, установлена граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в указанной части, Департамент городского имущества г. Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о том, что вопросы, касающиеся постановки на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета и внесение изменений в данные кадастрового учета объектов недвижимости относятся к компетенции ФГБУ "ФКП Росреестра".
В судебном заседании представитель департамента доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель предприятия возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Росимущество, Управление Росреестра по Москве, ФГУП "ФТ-Центр", ООО "Центр кадастра недвижимости", ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:83 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1, находится здание, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, а за предприятием зарегистрировано право хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 марта 2008 года 77 АЖ 403422.
В ходе проведения мероприятий по оформлению права собственности РФ на земельный участок, предприятием было выявлено, что граница земельного участка не установлена и имеет пересечение с границей земельных участков 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92, при этом участки предоставлены в аренду ГУЭП "Эфес" по договору краткосрочной аренды от 21 июня 2001 года N М-01-507803, заключенному с Москомземом (правопредшественником департамента, арендодателем).
Из приложения N 2 к Договору аренды, кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:83 от 21 ноября 2011 года усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 сформированы под частями здания по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1.
По заданию предприятия кадастровым инженером ООО "Центр кадастра недвижимости" Марковской Е.А. выполнены кадастровые работы по уточнению границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83, составлен межевой план, из которого следует, что граница уточняемого земельного участка проходит по внешней границе стены здания по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1.
То есть, межевой план составлен без учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92.
По результатам обращения предприятия межевой план департаментом согласован, согласно письму департамента от 23 июня 2014 года N 33-5-17230/14-(0)-1.
Однако, Департаментом сообщено о невозможности снятия земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 по причине их обременения договором аренды, а ФГУП "ФТ-Центр" (правопреемник ФГУЭП "Эфес"), которое отказалось расторгнуть договор аренды, сославшись на то, что земельные участки, предоставленные по договору аренды от 21 июня 2001 года N М-01-507803, на баланс ФГУП "ФТ-Центр" не были переданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 Закона о кадастре если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании части 4.1 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
В силу части 5 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5.1 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
На основании части 11 статьи 25 Закона о кадастре, если по истечении пяти лет со дня завершения учета части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре (в период до введения в действие указанного Федерального закона - в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости").
Как установлено судами, между департаментом и ФГУП "ФТ-Центр" заключено дополнительное соглашение от 27 июля 2015 года, согласно которому с 08 апреля 2004 года права и обязанности арендатора по Договору аренды N М-01-507803 переданы ФГУП "ФТ-Центр", а с 06 июня 2007 года договор аренды расторгнут.
Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве, в ЕГРП записи о государственной регистрации обременения земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 в виде аренды погашены.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2016 года по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
По результатам проведенной ООО "Гранд Кадастр" экспертизы установлено наличие наложения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92, площадь наложения составляет 21 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:89, 92 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:90, 185 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:91 и 137 кв. м применительно к земельном участку с кадастровым номером 77:01:0003040:92, при этом земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91 полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83, а земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:92 на 92% находится в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83.
Так как все земельные участки являются ранее учтенными, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, исключение этих сведений из государственного кадастра недвижимости (снятие земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 с государственного кадастрового учета невозможно иначе как на основании судебного акта.
На основании изложенного, выводы судов о необходимости снятия земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003040:89, 77:01:0003040:90, 77:01:0003040:91, 77:01:0003040:92 с государственного кадастрового учета и об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:83 в соответствии с межевым планом от 02 июня 2014 года, являются обоснованными.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года по делу N А40-101128/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)