Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 04АП-5328/2017 ПО ДЕЛУ N А19-3730/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А19-3730/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-3730/2017 по иску федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" (ОГРН 1023801755636, ИНН 3812070832) к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801759410, ИНН 3812011072), Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) об образовании земельного участка путем раздела земельного участка под нежилыми зданиями, находящимися в хозяйственной ведении у истца; о признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук на вновь образованные земельные участки,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства научных организаций (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554),
(суд первой инстанции - Яцкевич Ю.С.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" (далее - истец, ФГУП "ЖКХ ИНЦ СО РАН") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ответчик, ФГБУН "ИНЦ СО РАН") и к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - ответчик, ТМУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - об образовании путем раздела земельного участка под нежилыми зданиями, находящимися в хозяйственной ведении у истца в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:14257, площадью 12 289 кв. м;
- - о признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук на вновь образованный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Несогласие с судебным решением истец обосновывает следующим: ответчик не вправе требовать прохождения всей процедуры предоставления земельных участков, поскольку данная процедура возможна только при отказе правообладателя от прав на земельный участок; на заявление в Росимущество об образовании земельного участка получен был бы отказ.
ТМУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.09.2017.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, согласно представленным кадастровым паспортам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская, д. 36, принадлежат ФГУП "ЖКХ ИНЦ СО РАН" на праве хозяйственного ведения, в том числе:
- - сторожка, площадью 41,8 кв. м, кадастровый номер 38:36:000028:1014;
- - здание литейного цеха с административно-хозяйственным пристроем, площадью 1105,2 кв. м, кадастровый номер: 38:36:000029:1224;
- - склад, площадью 166,2 кв. м, кадастровый номер 38:36:000028:1095;
- - здание гаражных боксов, площадью 75,6 кв. м, кадастровый номер 38:36:000028:1112;
- - здание гаражных боксов, площадью 317 кв. м, кадастровый номер 38:36:000028:1029.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке, площадью 2023261 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000026:614, расположенным по адресу: г. Иркутск, Академгородок, являющимся собственностью Российской Федерации и переданным в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУН "ИНЦ СО РАН", с разрешенным использованием - научный центр с объектами социально-бытового назначения и многоэтажной жилой застройки.
Впоследствии, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000026:614, путем разделения был образован земельный участок с кадастровым номером 38:36:000029:14257 и площадью 12289 кв. м.
Вновь образованный земельный участок, располагался под нежилыми здания, принадлежащими ФГУП "ЖКХ ИНЦ СО РАН" на вправе хозяйственного ведения.
Письмом (б/н., б/д.) ФГБУН "ИНЦ СО РАН" обращалось к ответчикам с требованиями образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:614, признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГБУН "ИНЦ СО РАН" на вновь образованный земельный участок и заключить договор аренды земельного участка (т. 1 л.д. 33-34).
Поскольку ФГБУН "ИНЦ СО РАН" и МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае раздел земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:614 не произведен, ФГУП "ЖКХ ИНЦ СО РАН" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в установленном законом порядке право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУН "ИНЦ СО РАН" на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000029:614 не прекращено, и истцом не представлено доказательств соблюдения предусмотренного статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации порядка.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения.
Правильные выводы суда первой инстанции основаны на следующем.
В соответствии с пунктом 5 части статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) непосредственно, либо через свои территориальные органы, осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков (пункт 2 статьи 9, статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовое положение о территориальном органе Росимущества, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" решения об образовании земельных участков из федеральных земельных участков площадью более 10 га, а также решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, аренду независимо от их площади принимает Росимущества.
МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия, и Забайкальском крае осуществляет указанные полномочия исключительно по поручению Росимущества (Типовое положение о территориальном органе Росимущества, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Положение о МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия, и Забайкальском крае, утвержденное приказом Росимущества от 16.12.2016 N 454).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 1 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в названной норме, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровые паспорта образуемых земельных участков; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Выбор процедуры предоставления земельных участков зависит от наличия необходимости образования земельного участка или уточнения границ земельного участка в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", т.е. от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи.
В случае если земельный участок предстоит образовать и границы земельного участка подлежат уточнению, предоставление земельного участка осуществляется после реализации мероприятий, предусмотренных процедурой предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (далее - Перечень).
При указанном правовом регулировании, правомерным является вывод суда первой инстанции о необходимости для раздела земельного участка соблюдения требований, предусмотренных ст. ст. 39.14, 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что истцом не представлено доказательств соблюдения порядка, предусмотренного статьями 39.14, 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, а единственным обращением истца к ответчикам является предарбитражная претензия, которая всех сведений, необходимых для осуществления раздела земельного участка, не содержала, и документов, предусмотренных указанными выше нормами земельного законодательства, к ней не были приложены.
Отмечено судом первой инстанции и то, что отказывая истцу в предоставлении земельного участка, МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия, и Забайкальском крае в письме от 28.02.2017 N ШЕА-38/2364 последнему разъяснило порядок предоставления земельного участка в аренду (т. 1 л.д. 94-96).
Так, в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату спорных правоотношений), предусматривающей порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, доказательств представления истцом ответчикам таких документов не представлено.
Не представлено истцом и доказательств отказа ФГБУН ИНЦ СО РАН от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок (пункт 2 статьи 39.16, статьи 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом органом, уполномоченным на вынесение решения об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России).
При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о том, что в установленном законом порядке право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУН "ИНЦ СО РАН" на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000029:614 не прекращено, и непредставлении истцом доказательств соблюдения предусмотренного статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации порядка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы при установленных фактических обстоятельствах не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с заявителя в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, отсрочка уплаты которой была представлена при принятии апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-3730/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ИРКУТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК" (ОГРН 1023801755636, ИНН 3812070832) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
В.Л.КАМИНСКИЙ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)