Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2016 N 02АП-10691/2015 ПО ДЕЛУ N А82-10069/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2016 г. по делу N А82-10069/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ново"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2015 по делу N А82-10069/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по иску Прокуратуры Ярославской области (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917) в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Рослесхоза, Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)
к Администрации Угличского муниципального района Ярославской области (ИНН 7612007044, ОГРН 1027601305830), обществу с ограниченной ответственностью "Ново" (ИНН 7612040309, ОГРН 1087612002895), Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района Ярославской области (ИНН 7612003466, ОГРН 1027601303685)
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
о признании недействительным договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от 25.08.2011 N 2967, о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков от 30.08.2011 N 754, об истребовании земельных участков и передаче их Территориальному управлению Росимущества в Ярославской области,

установил:

Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации в уполномоченного органа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3 л.д. 138-143), к Администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Ново" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ново"):
- о признании недействительным договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от 25.08.2011 N 2967,
- - о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков от 30.08.2011 N 754, заключенных между Администрацией и ООО "Ново";
- - об истребовании земельных участков с кадастровыми номерами 76:16:010701:653, 76:16:010701:654, 76:16:010701:655, 76:16:010601:241, 76:16:010601:245, 76:16:010601:246, 76:16:010701:679, 76:16:010701:680, 76:16:010701:681, 76:16:010601:229, 76:16:010601:244, 76:16:010601:247, 76:16:010601:248, 76:16:010601:249, 76:16:010601:258, 76:16:010601:230, 76:16:010601:231, 76:16:010601:232, 76:16:010601:233, 76:16:010601:234, 76:16:010601:235, 76:16:010601:236, 76:16:010601:237, 76:16:010601:238, 76:16:010701:657, 76:16:010701:658, 76:16:010701:659, 76:16:010701:660, 76:16:010701:667, 76:16:010701:668, 76:16:010601:250, 76:16:010601:251, 76:16:010601:222, 76:16:010601:253, 76:16:010601:254, 76:16:010601:255, 76:16:010601:261, 76:16:010601:262, 76:16:010601:263, 76:16:010601:264, 76:16:010601:239, 76:16:010601:240, 76:16:010601:242, 76:16:010601:259, 76:16:010701:669, 76:16:010701:670, 76:16:010601:219, 76:16:010601:220, 76:16:010601:221, 76:16:010601:223, 76:16:010601:225, 76:16:010701:671, 76:16:010701:677, 76:16:010701:678, 76:16:010701:672, 76:16:010701:673, 76:16:010701:674, 76:16:010701:661, 76:16:010701:663, 76:16:010701:664, 76:16:010701:665, 76:16:010701:666, 76:16:010701:676, 76:16:010601:256, 76:16:010601:257, 76:16:010701:662, 76:16:010601:228, 76:16:010601:243, 76:16:010601:224, 76:16:010601:226, 76:16:010601:252, 76:16:010601:260, 76:16:010601:227, 76:16:010701:656, 76:16:010601:675 (далее - спорные земельные участки) у ООО "Ново" и передаче их Территориальному управлению Росимущества в Ярославской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.
Определением суда от 31.10.2014 к участию в деле в качестве соистца привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве соответчика - Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2015 уточненные исковые требования Прокуратуры Ярославской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Прокурору Ярославской области в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, право пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:0036, из которого впоследствии выделены спорные земельные участки, предоставлено правопредшественнику Общества - СПК (колхозу) "Ново" Советом народных депутатов на законных основаниях в соответствии с действующим на тот период времени законодательством. Указывает, что материалами дела подтверждается факт предоставления данного участка в целях сельскохозяйственного использования. Материалы лесоустройства 1999 года не являются достаточным доказательством отнесения земельного участка к землям лесного фонда, кроме того, до указанного года доказательства проведения лесоустройства истцами не представлены; отсутствуют также доказательства утверждения представленных материалов лесоустройства уполномоченными органами в установленном порядке. Судом не исследован тот факт, что в плане лесонасаждений, таксационном описании и договоре от 26.03.2003 указана площадь земельного участка в размере 2520 га, в то время как заявителю предоставлено право бессрочного пользования участком площадью 3578 га.
Территориальное управление Росимущества в Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Прокуратура Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ в рамках заявленных доводов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
19 ноября 1992 года принято постановление Главы администрации города Углича Ярославской области N 1170 "Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Карла Маркса", "Большая Волга", "Мир", "Москва", совхоза "Воскресенский" (т. 1 л.д. 20).
Постановлением Главы администрации города Углича Ярославской области от 16.02.1996 N 91 "О выдаче документов сельскохозяйственным предприятиям" ТОО "Ново" предоставлено 2 661 га земель в собственность, 3 533 га земель в пользование (т. 1 л.д. 21-22).
Из свидетельства о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 21.02.1996 N 1600295 следует, что на основании указанного выше постановления ТОО "Ново" предоставлено для сельскохозяйственного назначения в пользование 3 533 га прочих угодий (т. 1 л.д. 23).
Постановлением Главы Угличского муниципального округа от 05.02.2003 N 75 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы администрации города Углича Ярославской области от 19.11.1992 N 1170 "Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Карла Маркса", "Большая Волга", "Мир", "Москва", совхоза "Воскресенский" пункт 1 данного правового акта изложен в новой редакции: "Утвердить проекты землеустройства (перераспределения земель) СПК (колхоза) "Ново", закрепив за ним земельный участок общей площадью 6 600 га, в том числе 2627 га в собственность СПК (колхоза) "Ново", 3 578 га в постоянное (бессрочное) пользование (т. 1 л.д. 24-25).
На основании изложенного за СПК (колхоз) "Ново" зарегистрировано право бессрочного пользования земельным участком для сельскохозяйственного производства площадью 35780000 кв. м с кадастровым номером 76:16:000000:0036, расположенным по адресу: Ярославская область, Угличский муниципальный округ, Ильинская волость, что подтверждено свидетельством серии 76 N 76377215 от 26.03.2003 (т. 2 л.д. 121).
26 марта 2003 года между СПК "Ново" (лесопользователь) и Ярославским управлением сельскими лесами (лесхозом) заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (т. 3 л.д. 33-37), согласно которому объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении СПК "Ново", общей площадью 2 520 га и предоставленные лесопользователю для заготовки древесины (300 м3), побочного пользования (в границах землепользования), пользования для культурно-оздоровительных и спортивных целей; срок действия договора - 10 лет с последующим продлением каждые 10 лет, общий срок действия договора не превышает 49 лет (пункты 2.1, 2.2, 3 договора).
На основании решения единственного члена СПК (колхоза) "Ново" от 19.08.2008 (т. 1 л.д. 40-44) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) 28 декабря 2009 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Ново" (правопреемника СПК (колхоза) "Ново") на земельный участок общей площадью 35780000 кв. м с кадастровым номером 76:16:000000:0036 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ярославская область, Угличский муниципальный округ, Ильинская волость, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2010 76 АБ 127042 (т. 1 л.д. 26).
Решением Ярославского областного суда от 14.09.2009 по делу N 3-77/2009 (т. 3 л.д. 42-45) по заявлению ООО "Ново" признан недействующим п/п 144 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", в котором был разрешен вопрос о переводе земельного участка 76:16:000000:36 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановлением Администрации Угличского муниципального района Ярославской области от 25.08.2011 N 926 (далее - Постановление N 926, т. 1 л.д. 28-29) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Ново" на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 35780000 кв. м с кадастровым номером 76:16:000000:0036, расположенный по адресу: Ярославская область, Угличский муниципальный округ, Ильинская волость, для сельскохозяйственного производства; в собственность за плату по цене, устанавливаемой в размере кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Ново" предоставлены 9 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (пункт 2.1 постановления), а также 66 земельных участков в аренду сроком на сорок девять лет (пункт 2.2 постановления).
25 августа 2011 года между муниципальным учреждением "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района (арендодатель) и ООО "Ново" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, N 2967 (т. 1 л.д. 30-35), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду и использует земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в Угличском районе, для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, прилагаемых к договору, подробно поименованные в пункте 2.2 Постановления N 926.
30 августа 2011 года между Угличским муниципальным районом (продавец) и ООО "Ново" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельных участков N 754 (т. 1 л.д. 27), согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в границах планов, прилагаемых к договору, подробно поименованные в пункте 2.1 Постановления N 926.
Указанные выше договоры зарегистрированы в установленном порядке, сведения о правах Общества на спорные земельные участки внесены в ЕГРП 13.10.2011 и 03.10.2011 соответственно (т. 1 л.д. 70-143).
Полагая, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, что следует из материалов лесоустройства, проведенного в 1999 году Западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" Федеральной службы лесного хозяйства России, являются собственностью Российской Федерации, и органы местного самоуправления не наделены полномочиями распоряжаться им, Прокуратура Ярославской области обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявленные требования в полном объеме, основываясь на том факте, что спорные земельные участки, образованные из участка с кадастровым номером 76:16:000000:0036, заняты лесными насаждениями (общая площадь лесов по данным земельного баланса составляет 3578 гектара, из них 82 гектара защитных лесов и 3496 гектар эксплуатационных лесов), в силу чего образуют единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1).
Доводы жалобы Общества сводятся к утверждению того, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, были предоставлены заявителю в целях сельскохозяйственного использования, что свидетельствует о действительности спорных сделок.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения спорных сделок) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 4 действовавших на момент предоставления в пользование земельного участка площадью 3 533 га правопредшественнику заявителя - ТОО "Ново" Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Доводы заявителя основаны на сведениях государственного кадастра недвижимости (т. 2 л.д. 1-70), согласно которым спорные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
Поскольку в материалы дела представлены доказательства отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, в том числе: договор от 26.03.2003 на безвозмездное пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (т. 3 л.д. 33-37), таксационное описание, проектные ведомости, учет лесного фонда, выполненные Западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" Федеральной службы лесного хозяйства России и датированные 1999 годом (т. 2 л.д. 75-78), план лесонасаждений ТОО "Ново" - лесоустройство 1999 года (т. 3 л.д. 54), план насаждений лесного участка ООО "Ново" Учличского района Ярославской области - таксация 2011 г. (т. 2 л.д. 79), из которых усматривается нахождение на участках защитных и эксплуатационных лесов, а не лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о фактической категории рассматриваемых участков Общества - земли лесного фонда.
Доказательства обратного в материалы дела заявителем не представлены.
Таким образом, к заявителю в соответствии с действовавшим в тот период законодательством перешло право временного пользования земельным участком, входящим в государственный лесной фонд и являющимся федеральной собственностью, правом распоряжения которой органы местного самоуправления не наделены.
Иные доводы апелляционной жалобы признаются апелляционным судом несостоятельными и не влияющими на правильность принятого по делу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2015 по делу N А82-10069/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ново" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
А.В.ТЕТЕРВАК

Судьи
Е.Г.МАЛЫХ
С.Г.ПОЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)