Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 11АП-11078/2017, 11АП-11080/2017, 11АП-11082/2017 ПО ДЕЛУ N А55-3401/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N А55-3401/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.09.2017 в помещении суда апелляционные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2017 по делу N А55-3401/2017 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Влана" (ИНН 6367051138, ОГРН 1066367037857), п. Смышляевка Самарской области, к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Самарская компания авиации специального применения" (ИНН 6312005206, ОГРН 1026300769780), г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
об оспаривании распоряжения об отказе в проведении аукциона,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью "Влана" Меняев А.В. (доверенность от 14.02.2017),
представитель Департамента градостроительства городского округа Самара (доверенность от 30.12.2016) и Администрации городского округа Самара (доверенность от 30.12.2016) Кочергина Л.В.,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

обществ с ограниченной ответственностью "Влана" (далее - ООО "Влана", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 20.01.2017 N РД-267 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, а также об обязании Департамента возобновить работу по заявлению ООО "Влана" о предоставлении в аренду путем проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 площадью 683 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для строительства гаражного сооружения", расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, и в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу принять решение о проведении аукциона по заявлению общества. Кроме того, ООО "Влана" просило взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытое акционерное общество "Самарская компания авиации специального применения", Министерство строительства Самарской области, Администрация городского округа Самара (далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2017 по делу N А55-3401/2017 распоряжение Департамента от 20.01.2017 N РД-267 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, площадью 683 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для строительства гаражного сооружения", расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, государственная собственность на который не разграничена, признано недействительным; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Влана" путем подготовки и организации по заявлению общества от 03.06.2016 аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с принятием решения о проведении аукциона и размещением на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении аукциона в двухмесячный срок с даты вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу. Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Департамента в пользу ООО "Влана" судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
В апелляционных жалобах Департамент, Администрация и ТУ Росимущества в Самарской области просили отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ООО "Влана" в отзыве апелляционные жалобы отклонило.
В судебном заседании представитель Администрации и Департамента поддержала апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ООО "Влана" был заключен договор от 14.12.2015 N 30а об аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Указанный договор был заключен во исполнении приказа Министерства строительства Самарской области от 23.09.2015 N 321-П "О предоставлении ООО "Влана" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Аэропорт 2, для строительства гаражного сооружения".
В свою очередь, данный приказ был вынесен на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.07.2014 N РД-969 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2 для строительства гаражного сооружения", приказа Министерства строительства Самарской области от 03.10.2014 N 400-П "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании ООО "Влана" места размещения гаражного сооружения на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2".
Согласно акту о выборе земельного участка, утвержденному упомянутым приказом от 03.10.2014 N 400-П, испрашиваемый земельный участок был рекомендован к дальнейшему оформлению.
ООО "Влана" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области за государственной регистрацией договора аренды от 14.12.2015 N 30а.
Сообщением от 20.02.2016 N 63/001/701/2016-25 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации договора аренды, сославшись на несоблюдение процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах"; документы, подтверждающие предоставление земельного участка путем проведения торгов, то есть с учетом требований данного нормативного правового акта, обществом не представлены.
03.06.2016 ООО "Влана" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, площадью 683 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для строительства гаражного сооружения", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2, путем проведения торгов.
Распоряжением Департамента от 20.01.2017 N РД-267 обществу отказано в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка со ссылкой на подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если этот земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал это распоряжение недействительным и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод Департамента о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в постоянном пользовании АО "Самарская компания авиации специального применения" и занят федеральной собственностью аэропорта Смышляевка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
В статье 39.11 ЗК РФ установлены требования к подготовке и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 постановления Администрации от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по принятию решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, решений об отказе в проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе в электронной форме, и их проведению возложены на Департамент.
При рассмотрении настоящего дела Департамент не представил доказательств нахождения земельного участка площадью 683 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 в пользовании иных лиц.
Ссылку Департамента на свидетельство от 28.07.1997 N 209033 о праве постоянного пользования АО "Самарская компания авиации специального применения" земельным участком с местонахождением: Аэропорт-2 (т. 1, л.д. 112) суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в этом свидетельстве указан участок площадью 216,29 га, тогда как площадь спорного земельного участка составляет 683 кв. м; при этом к свидетельству не приложены схема или план земельного участка.
Суд первой инстанции также учел, что 26.11.2004 АО "Самарская компания авиации специального применения" исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией и, таким образом, данная организация не может быть владельцем каких-либо объектов недвижимости.
Кроме того, распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.07.2014 N РД-969 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2 для строительства гаражного сооружения" и приказом Министерства строительства Самарской области от 03.10.2014 N 400-П "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании ООО "Влана" места размещения гаражного сооружения на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Аэропорт 2" утверждены акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из схемы расположения поставленного на кадастровый учет земельного участка площадью 683 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 усматривается, что данный участок расположен автономно рядом с дорогой без наложения его границ на иные земельные участки.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок, на котором расположен аэродром, имеет кадастровый номер 63:01:00000:27278, его площадь составляет 3193617 кв. м и он не пересекает границы земельного участка площадью 683 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253014:1740.
При рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств наличия ограничений в использовании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253014:1740, в том числе обременений, сервитутов и арестов, а также доказательств нахождения данного земельного участка в собственности, владении или пользовании каких-либо лиц. Согласно уведомлению от 07.06.2016 N 63/01/01/2016-35945, представленному Управлением Росреестра по Самарской области (т. 1, л.д. 153), в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правопритязаниях на этот земельный участок.
Довод Департамента о том, что проведение торгов возможно только после расторжения договора аренды от 14.12.2015 N 30а и возврата земельного участка арендодателю суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанный договор аренды не прошел государственную регистрацию, а в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены третьим лицам; в частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.
Таким образом, договор аренды от 14.12.2015 N 30а, не прошедший государственную регистрацию, не может каким-либо образом препятствовать организации и проведению торгов по продаже права аренды в отношении указанного земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером 63:01:0253014:1740 не может считаться предоставленным в соответствии с публичной процедурой, предусмотренной земельным законодательством.
Если по результатам торгов право аренды будет приобретено третьим лицом, его права не будут нарушены ввиду непротивопоставимости прав ООО "Влана" третьим лицам.
Положения подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, на которые Департамент сослался в оспариваемом распоряжении, направлены на защиту правообладателя земельного участка от повторного предоставления этого земельного участка третьим лицам на торгах и, соответственно, не могут быть применены в рассматриваемом случае.
С учетом положений статей 106, 110 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дел", суд первой инстанции, исходя из критериев разумности, соразмерности и экономности судебных расходов, правомерно взыскал с Департамента в пользу ООО "Влана" документально подтвержденные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
Департамент не представил надлежащих доказательств чрезмерности расходов на оплату услуг представителя в указанной сумме.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2017 года по делу N А55-3401/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)