Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца - администрации Октябрьского района в городе Красноярске: Семеновой О.В., представитель по доверенности от 29.11.2016 N 3424, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стромиловой Надежды Станиславовны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 апреля 2017 года по делу N А33-5489/2017, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Стромиловой Надежде Станиславовне (далее - ответчик, заявитель) об обязании произвести снос временного торгового павильона, общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда. На основании части 3 статьи 174 АПК РФ предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Определением от 24.03.2017 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Истец заявил ходатайство об уточнении заявления в части площади павильона, просил обязать индивидуального предпринимателя Стромилову Н.С. произвести снос временного сооружения, общей площадью 51 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, обозначенный под номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, предоставленный ИП Стромиловой Н.С. на основании договора на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда. На основании части 3 статьи 174 АПК РФ предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- - продление срока размещения временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган, а не путем проведения аукциона;
- - на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и вынесения решения, нестационарный торговый объект не исключен из схемы (Схема размещения нестационарных торговых объектов N 595);
- - досрочное односторонне расторжение договора истцом, не позволили ответчику своевременно продлить договор на размещение временного сооружения;
- - согласно п. 21 Постановлению администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", ответчик обратился с заявлением в уполномоченный орган до истечения срока действия договора, о предоставлении компенсационного места, однако получил отказ;
- - суд первой инстанции необоснованно указал на отсутствие доказательств продления договора аренды земельного участка, так как в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, наличие действующего договора аренды земельного участка не предусмотрено;
- - суд первой инстанции не привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.07.2017.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, так же сослался на распоряжение администрации города Красноярска от 26 февраля 2007 N 46-р, которым утверждено Положение об администрации района в городе Красноярске. Согласился с решением суда первой инстанции. Просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2017 по делу N А33-5489/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Дал пояснения на вопросы суда и ответил на дополнительные вопросы.
Ответчик и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ООО "Браво" (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N 2612 от 05.04.2013 (л.д. 23 - 27), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливался до 01.01.2014.
В силу пункта 1.3 условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 11.01.2013.
Согласно пунктам 3.1.2. договора администрация вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
3.1.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1. не заключен договор аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
3.1.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
3.1.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику сооружения.
3.1.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.1.2.1 - 3.1.2.4 договор считается расторгнутым (пункт 5.2. договора).
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ООО "Браво" (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 (л.д. 28 - 35), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 01.07.2015.
В силу пункта 1.3 условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 02.07.2014.
Согласно пунктам 4.1.2. договора администрация вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
4.1.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1. не заключен договор аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
4.1.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
4.1.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику сооружения.
4.1.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
4.1.2.5. Если владелец несвоевременно вносит плату за размещение временного сооружения, предусмотренную пунктами 2.1 - 2.4 договора.
Пунктом 6.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.5 договор считается расторгнутым (пункт 6.2. договора).
Дополнительным соглашением от 09.07.2015 к договору на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 (л.д. 39 - 40) стороны договорились по тексту договора слова (общество с ограниченной ответственностью" "Браво" заменить словами "индивидуальный предприниматель Стромилова Надежда Станиславовна" (пункт 1), срок действия договора продлен до 01.01.2017 (пункт 2).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ИП Стромилова Н.С. 11.09.2015 заключили договор аренды земельного участка N 1465 (л.д. 41 - 49), согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 01 00 228:0091, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 96,03 кв. м земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 09.07.2015 по 08.06.2016 (пункт 2.1. договора).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Согласно пункту 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления срока аренды.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендодателем арендатору (л.д. 50).
Дополнением от 30.05.2016 N 2789 к договору аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 срок действия договора продлен до 31.12.2016 (л.д. 51 - 52).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 23.09.2016 исх. N 27032 уведомил Стромилову Н.С. о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 истекает 31.12.2016 (л.д. 53).
Предложил в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды. Письмо направлено по почте 26.09.2016.
Письмом от 01.12.2016 N С-7003-ек Администрация г. Красноярска уведомила ИП Стромилову Н.С. о том, что земельный участок по ул. Забобонова, на котором расположено временное сооружение предпринимателя, распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2016 N 6095-недв "О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", а также сообщило об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572 с 01.01.2017 на основании пункта 6.2. договора.
Уведомлением от 12.01.2017 N 47 (л.д. 57), направленном в адрес ответчика 13.01.2017, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила предпринимателю, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на размещение сооружения - торгового павильона, расположенном по адресу ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, ей необходимо освободить указанный земельный участок путем сноса временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлен комиссионный акт обследования от 06.03.2017 (л.д. 61 - 63) с приложением фотоизображений о невыполнении ответчиком условий уведомления истца от 12.01.2017 N 47, согласно которому установлено размещение павильона, площадью 63,1 кв. м по адресу: г. Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, павильон функционирует.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка под павильоном и договор на размещение временного сооружения прекращены, ответчик не освободил участок от временного сооружения, Администрации Октябрьского района в городе Красноярске, действуя на основании пункта 3.8 Положения "Об администрации района в г. Красноярска", утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р обратилось от имени муниципального образования г. Красноярск обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572, являвшийся основанием для размещения временного сооружения согласно вышеуказанному Положению был заключен на срок до 01.07.2015. Дополнительным соглашением от 09.07.2015 к договору на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 срок действия договора продлен до 01.01.2017.
Согласно постановлению 595 от 27.11.2012 срок размещения павильона в схеме установлен по 01.01.2017.
Доказательства включения павильона в схему на новый срок в материалы дела не представлены.
Доказательства наличия права размещать павильон, полученное по результатам торгов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела договор N 1465 от 11.09.2015 является договором аренды, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Договор аренды земельного участка N 1465 от 11.09.2015 прекратил свое действие по истечении его срока действия согласно пункту 6.2 договора.
В материалы дела представлено письмо Департамента МИиЗО администрации г. Красноярска от 23.09.2016 исх. N 27032 о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 истекает 31.12.2016; ИП Стромиловой Н.С. предложено в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды (направлено ответчику 26.09.2016 по почте).
Доказательства продления договора аренды земельного участка после 31.12.2016 ответчиком не представлены.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
В уведомлении от 12.01.2017 N 47 Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила ответчику о необходимости освободить земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, от спорного павильона в течение 30 дней с даты получения данного уведомления (направлено ответчику 13.01.2017 по почте).
Как следует из материалов дела, ответчик земельный участок не освободил и не возвратил его муниципальному образованию г. Красноярска, что подтверждается актом обследования земельного участка от 06.03.2017.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1 Положения "Об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р) Администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- - выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- - выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- - осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Принимая во внимание, что в настоящее время временное сооружение - павильон размещен на земельном участке, расположенном в районе ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в г. Красноярске размещен ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данный павильон подлежит демонтажу, а земельный участок - возврату муниципальному образованию г. Красноярск и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально не подтвержденные и основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
По существу доводы жалобы, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Суд апелляционной жалобы также учитывает, что ответчик в суд первой инстанции не явился, отзыв на иск и доказательства в обоснование возражений суду первой инстанции не представил.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции, рассмотрел дело по имеющимся материалам дела, исследовав их полно, всесторонне и объективно, и дал надлежащую правовую оценку представленным истцом доказательствам, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2017 года по делу N А33-5489/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стромиловой Надежды Станиславовны (ИНН 244000008304, ОГРН 304246612700085) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2017 ПО ДЕЛУ N А33-5489/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N А33-5489/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца - администрации Октябрьского района в городе Красноярске: Семеновой О.В., представитель по доверенности от 29.11.2016 N 3424, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стромиловой Надежды Станиславовны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 апреля 2017 года по делу N А33-5489/2017, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Стромиловой Надежде Станиславовне (далее - ответчик, заявитель) об обязании произвести снос временного торгового павильона, общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда. На основании части 3 статьи 174 АПК РФ предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Определением от 24.03.2017 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Истец заявил ходатайство об уточнении заявления в части площади павильона, просил обязать индивидуального предпринимателя Стромилову Н.С. произвести снос временного сооружения, общей площадью 51 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, обозначенный под номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, предоставленный ИП Стромиловой Н.С. на основании договора на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда. На основании части 3 статьи 174 АПК РФ предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона общей площадью 63,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП) за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- - продление срока размещения временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган, а не путем проведения аукциона;
- - на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и вынесения решения, нестационарный торговый объект не исключен из схемы (Схема размещения нестационарных торговых объектов N 595);
- - досрочное односторонне расторжение договора истцом, не позволили ответчику своевременно продлить договор на размещение временного сооружения;
- - согласно п. 21 Постановлению администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", ответчик обратился с заявлением в уполномоченный орган до истечения срока действия договора, о предоставлении компенсационного места, однако получил отказ;
- - суд первой инстанции необоснованно указал на отсутствие доказательств продления договора аренды земельного участка, так как в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, наличие действующего договора аренды земельного участка не предусмотрено;
- - суд первой инстанции не привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.07.2017.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, так же сослался на распоряжение администрации города Красноярска от 26 февраля 2007 N 46-р, которым утверждено Положение об администрации района в городе Красноярске. Согласился с решением суда первой инстанции. Просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2017 по делу N А33-5489/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Дал пояснения на вопросы суда и ответил на дополнительные вопросы.
Ответчик и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ООО "Браво" (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N 2612 от 05.04.2013 (л.д. 23 - 27), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливался до 01.01.2014.
В силу пункта 1.3 условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 11.01.2013.
Согласно пунктам 3.1.2. договора администрация вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
3.1.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1. не заключен договор аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
3.1.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
3.1.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику сооружения.
3.1.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.1.2.1 - 3.1.2.4 договор считается расторгнутым (пункт 5.2. договора).
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ООО "Браво" (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 (л.д. 28 - 35), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 69 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 01.07.2015.
В силу пункта 1.3 условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 02.07.2014.
Согласно пунктам 4.1.2. договора администрация вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
4.1.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1. не заключен договор аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
4.1.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме.
4.1.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику сооружения.
4.1.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
4.1.2.5. Если владелец несвоевременно вносит плату за размещение временного сооружения, предусмотренную пунктами 2.1 - 2.4 договора.
Пунктом 6.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1 - 4.1.2.5 договор считается расторгнутым (пункт 6.2. договора).
Дополнительным соглашением от 09.07.2015 к договору на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 (л.д. 39 - 40) стороны договорились по тексту договора слова (общество с ограниченной ответственностью" "Браво" заменить словами "индивидуальный предприниматель Стромилова Надежда Станиславовна" (пункт 1), срок действия договора продлен до 01.01.2017 (пункт 2).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ИП Стромилова Н.С. 11.09.2015 заключили договор аренды земельного участка N 1465 (л.д. 41 - 49), согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 01 00 228:0091, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 96,03 кв. м земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 09.07.2015 по 08.06.2016 (пункт 2.1. договора).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Согласно пункту 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления срока аренды.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендодателем арендатору (л.д. 50).
Дополнением от 30.05.2016 N 2789 к договору аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 срок действия договора продлен до 31.12.2016 (л.д. 51 - 52).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 23.09.2016 исх. N 27032 уведомил Стромилову Н.С. о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 истекает 31.12.2016 (л.д. 53).
Предложил в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды. Письмо направлено по почте 26.09.2016.
Письмом от 01.12.2016 N С-7003-ек Администрация г. Красноярска уведомила ИП Стромилову Н.С. о том, что земельный участок по ул. Забобонова, на котором расположено временное сооружение предпринимателя, распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2016 N 6095-недв "О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", а также сообщило об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572 с 01.01.2017 на основании пункта 6.2. договора.
Уведомлением от 12.01.2017 N 47 (л.д. 57), направленном в адрес ответчика 13.01.2017, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила предпринимателю, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на размещение сооружения - торгового павильона, расположенном по адресу ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, ей необходимо освободить указанный земельный участок путем сноса временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлен комиссионный акт обследования от 06.03.2017 (л.д. 61 - 63) с приложением фотоизображений о невыполнении ответчиком условий уведомления истца от 12.01.2017 N 47, согласно которому установлено размещение павильона, площадью 63,1 кв. м по адресу: г. Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, павильон функционирует.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка под павильоном и договор на размещение временного сооружения прекращены, ответчик не освободил участок от временного сооружения, Администрации Октябрьского района в городе Красноярске, действуя на основании пункта 3.8 Положения "Об администрации района в г. Красноярска", утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р обратилось от имени муниципального образования г. Красноярск обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения от 02.09.2014 N 6572, являвшийся основанием для размещения временного сооружения согласно вышеуказанному Положению был заключен на срок до 01.07.2015. Дополнительным соглашением от 09.07.2015 к договору на размещение временного сооружения N 6572 от 02.09.2014 срок действия договора продлен до 01.01.2017.
Согласно постановлению 595 от 27.11.2012 срок размещения павильона в схеме установлен по 01.01.2017.
Доказательства включения павильона в схему на новый срок в материалы дела не представлены.
Доказательства наличия права размещать павильон, полученное по результатам торгов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела договор N 1465 от 11.09.2015 является договором аренды, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Договор аренды земельного участка N 1465 от 11.09.2015 прекратил свое действие по истечении его срока действия согласно пункту 6.2 договора.
В материалы дела представлено письмо Департамента МИиЗО администрации г. Красноярска от 23.09.2016 исх. N 27032 о том, что срок действия договора аренды земельного участка от 11.09.2015 N 1465 истекает 31.12.2016; ИП Стромиловой Н.С. предложено в срок до 31.12.2016 представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды (направлено ответчику 26.09.2016 по почте).
Доказательства продления договора аренды земельного участка после 31.12.2016 ответчиком не представлены.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
В уведомлении от 12.01.2017 N 47 Администрация Октябрьского района в городе Красноярске сообщила ответчику о необходимости освободить земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, от спорного павильона в течение 30 дней с даты получения данного уведомления (направлено ответчику 13.01.2017 по почте).
Как следует из материалов дела, ответчик земельный участок не освободил и не возвратил его муниципальному образованию г. Красноярска, что подтверждается актом обследования земельного участка от 06.03.2017.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1 Положения "Об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р) Администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- - выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- - выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- - осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Принимая во внимание, что в настоящее время временное сооружение - павильон размещен на земельном участке, расположенном в районе ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в г. Красноярске размещен ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данный павильон подлежит демонтажу, а земельный участок - возврату муниципальному образованию г. Красноярск и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально не подтвержденные и основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
По существу доводы жалобы, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Суд апелляционной жалобы также учитывает, что ответчик в суд первой инстанции не явился, отзыв на иск и доказательства в обоснование возражений суду первой инстанции не представил.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции, рассмотрел дело по имеющимся материалам дела, исследовав их полно, всесторонне и объективно, и дал надлежащую правовую оценку представленным истцом доказательствам, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2017 года по делу N А33-5489/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стромиловой Надежды Станиславовны (ИНН 244000008304, ОГРН 304246612700085) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Н.Н.БЕЛАН
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Н.Н.БЕЛАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)