Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 18АП-10076/2017 ПО ДЕЛУ N А07-5586/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 18АП-10076/2017

Дело N А07-5586/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2017 по делу N А07-5586/2017 (судья Бобылев М.П.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилпроминвест" - Дегтярева Анна Владимировна (доверенность от 27.01.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Жилпроминвест" (далее - заявитель, ООО "Жилпроминвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка незаконным (л.д. 5-11).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2017 (резолютивная часть от 06.07.2017) заявление ООО "Жилпроминвест" удовлетворено. Решение (N 21047 от 09.12.2016) Управления об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 02:55:011107:664 с целью проведения комплексного благоустройства многоквартирного средне этажного жилого дома незаконным, не соответствующим п. 13 "Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства РБ от 07.05.2015 N 156, признано незаконным. Суд обязал Управление принять решение об использовании земельного участка с условным N 02:55:01107:ЗУ1 ООО "Жилпроминвест" без его предоставления и установления сервитута для размещения двух спортивных площадок, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью комплексного благоустройства многоквартирного средне этажного жилого дома, в течение 25 дней со дня вступления в силу решения суда, и направить заявителю в течение 3-х рабочих дней со дня принятия указанного решения заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 72-80).
С вынесенным судебным актом не согласилось Управление (далее также - апеллянт, податель жалобы), обратилось с апелляционной жалобой, в тексте которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов жалобы ее податель, со ссылкой на положения ст. 39.33, ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 4 - 7 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2015 N 156 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление Правительства РБ N 156 от 07.05.2015), указывает на непредставление заявителем сведений о соответствии размещаемых объектов документам территориального планирования муниципального образования.
Апеллянт поясняет, что из представленного заявителем плана комплексного благоустройства и организации рельефа следует, что благоустройство является лишь частью проекта по строительству многоквартирного дома, вместе с тем, участок для строительства многоквартирного среднеэтажного жилого дома не предоставлялся.
Кроме того, Управление отмечает, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым отказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
До начала судебного заседания заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором сторона просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Управления не явились.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Управления.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жилпроминвест" осуществляет возведение многоквартирного жилого дома, расположенного в ГО город Уфа Республика Башкортостан, Кировский район, ул. Пугачева, д. 35. Многоквартирный жилой дом возводится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011107:2175, который является смежным с земельным участком с условным номером 02:55:011107:ЗУ1 (ранее имевший кадастровый номер 02:55:011107:664, снят с государственного кадастрового учета 31.12.2016 года). Земельный участок с кадастровым номером 02:55:011107:664 являлся смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номерам 02:55:011107:2175, принадлежащему заявителю на праве собственности (свидетельство о регистрации права, л.д. 23).
29.06.2016 письмом N 73 (л.д. 14-15) заявитель обратился в Управление с просьбой выдать разрешение на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:011107:664 (снят с государственного кадастрового учета 31.12.2016 года, условный номер 02:55:011107:ЗУ1, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории) с целью проведения комплексного благоустройства многоквартирного среднеэтажного жилого дома, расположенного в ГО город Уфа Республика Башкортостан, Кировский район, ул. Пугачева, д. 35. Согласно проекту комплексного благоустройства на данном земельном участке должны быть размещены две спортивные площадки.
Письмом N 21047 от 09.12.2016 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка, указав, что заявителем к заявлению не приложено подтверждение ввода объекта многоквартирного среднеэтажного жилого дома в эксплуатацию; выдача разрешения на использование земельного участка с целью комплексного благоустройства возможно после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта "Многоквартирный среднеэтажный жилой дом" (л.д. 16).
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 02:55:011107:664, выраженный в письме N 21047 от 09.12.2016, нарушает права и законные интересы ООО "Жилпроминвест", поскольку заявитель не имеет возможности в полном объеме выполнить условия разработанного и согласованного проекта комплексного благоустройства, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности факта того, что расположение спортивных площадок на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011107:664 было предусмотрено проектом комплексного благоустройства территории объекта. При этом проект был согласован Администрацией ГО города Уфы Управлением коммунального хозяйства и благоустройства и Главным управлением Архитектуры и градостроительства администрации ГО города Уфы Республики Башкортостан.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильности сделанных судом выводов.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч.ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Статьей 39.33 ЗК РФ предусмотрено использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 постановления Правительства РБ N 156 от 07.05.2015 к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием единой системы координат МСК-02, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости в Республике Башкортостан);
в) обоснование необходимости размещения объектов с приложением соответствующих документов (проектной документации, схемы монтажа, установки, размещения);
г) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
д) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
е) сведения о соответствии размещаемых объектов документам территориального планирования муниципального образования.
Кроме того, заявители вправе не представлять документы, указанные в настоящем пункте, если они или информация, содержащаяся в них, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, когда такие документы включены в перечень, определенный ч. 6 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Подтверждение ввода объекта многоквартирного среднеэтажного жилого дома в эксплуатацию данным постановлением не предусмотрено.
В соответствии с п. 13 "Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства РБ от 07.05.2015 N 156 решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случаях, если:
а) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации;
б) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
в) размещаемые объекты не соответствуют документам территориального планирования муниципального образования;
г) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 14 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2015 N 156 в решении об отказе в использовании земель или земельного участка должно быть указано основание для отказа, предусмотренное п. 13 настоящего постановления.
В качестве основания отказа в предоставлении использования земельного участка Управление указало, что в представленных документах отсутствует подтверждение ввода объекта "многоквартирный среднеэтажный жилой дом" в эксплуатацию.
Вместе с тем, заявитель обосновывает необходимость предоставления земельного участка тем, что публичные или частные интересы при размещении на спорном земельном участке двух спортивных площадок путем выравнивания и отсыпки ямы глубиной более 5 метров, прилегающей к жилым домам и представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан не нарушаются.
Кроме того, после выполнения всех работ по размещению спортивных площадок в соответствии с "Планом комплексного благоустройства и организации рельефа" данный земельный участок будет передан в состав земель муниципального образования.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" выдача разрешений на использование земельного участка осуществляется на основании заявления физического или юридического лица, проведение торгов для выдачи разрешения на использование земельного участка законодательством не предусмотрено.
Проектом комплексного благоустройства предусмотрено расположение спортивных площадок на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011107:664. При этом проект комплексного благоустройства территории объекта был согласован в Администрации ГО города Уфы Управлением коммунального хозяйства и благоустройства (N 80-04-2157 от 27.04.2016). Также проект комплексного благоустройства был согласован в главном управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГО города Уфы РБ (N 7-65/АПО от 12.01.2017).
Согласно строительным нормам и правилам СНиП III0-75 "Благоустройство территории" под работами по благоустройству территории подразумевается подготовка к застройке, работы с растительным грунтом, устройство внутриквартирных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, оборудование мест отдыха и озеленение.
Постановлением Правительства РФ от N 87 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" предусматривает, что в составе проектной документации должно быть описание решений по благоустройству территории.
На основании строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" без благоустройства территории невозможно сдать объект в эксплуатацию, т.е. законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию комиссиями только после выполнения всех работ, благоустройства территории, обеспеченности оборудованием в полном соответствии с утвержденными проектами.
Отсутствие благоустройства территории подтверждено фотоматериалами (л.д. 66-68).
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что введение объекта в эксплуатацию не представляется возможным без соблюдения и выполнения в полном объеме условий разработанного и согласованного проекта комплексного благоустройства, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемый отказ, основанный на отсутствии доказательств введения объекта в эксплуатацию незаконных.
Также же судом первой инстанции обоснованно отмечено, что согласно п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, входят спортивные и детские площадки.
В отношении доводов апелляционной жалобы о том, что заявителем не было представлено сведений о соответствии размещаемых объектов документам территориального планирования муниципального образования, суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие таковых сведений не являлось основанием обжалуемого отказа. Кроме того, данный довод был заявлен лишь при рассмотрении вопроса в суде апелляционной инстанции, то есть он является новым и по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не может быть принят и рассмотрен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2017 по делу N А07-5586/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
И.Ю.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)