Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.10.2016 N 44Г-1698/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 года

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Судья Краснодарского краевого суда Струков А.И., рассмотрев кассационную жалобу < Ф.И.О. >11, представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности, поступившую в Краснодарский краевой суд <...> года на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2015 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2016 по делу по заявлению < Ф.И.О. >1 об обязании администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения,

установил:

< Ф.И.О. >1 обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать АМО г. Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и возместить причиненный ущерб, причиненный незаконным распоряжением земельным участком, предоставленным < Ф.И.О. >8 постановлением главы администрации <...> от <...> <...>, предоставить < Ф.И.О. >1 бесплатно в собственность земельный участок с адресным ориентиром: Краснодарский край, г. Краснодар, <...> площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязать филиал ФГБУ "ФКГ1 Росреестра" по КК поставить на государственный кадастровый учет указанный земельный участок, в соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях, подготовленного ИП < Ф.И.О. >5.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что постановлением главы администрации <...> от <...> <...> "О предоставлении земельного участка гражданину < Ф.И.О. >8 для ведения крестьянского хозяйства" < Ф.И.О. >8 был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок мерою <...> га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Предоставление земельного участка было оформлено надлежащим образом. Постановлением мэрии <...> от <...> <...> "Об изъятии земельных участков у глав крестьянских хозяйств" земельный участок площадью <...> га (сельхозугодья) изъят у глав крестьянских хозяйств и переведен в земли запаса <...>, в том числе земельный участок < Ф.И.О. >8; признано утратившим юридическую силу постановление главы администрации <...> от <...> <...> в части предоставления земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданам, перечисленным в приложении, признаны утратившими юридическую силу документы на право собственности на землю, выданные главам крестьянских хозяйств, перечисленным в приложении.
Постановлением мэра <...> от <...> <...> "Об обмене земельных участков, находящихся в собственности главы крестьянского хозяйства < Ф.И.О. >6" земельный участок < Ф.И.О. >8 был предоставлен < Ф.И.О. >6.
В настоящий момент право собственности на земельный участок с кадастровым номером: <...> площадью <...> кв. м в ЕГРП зарегистрировано за < Ф.И.О. >7 на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>., что является следствием незаконного распоряжения администрацией МО г. Краснодар земельным участком, ранее предоставленным < Ф.И.О. >8 В данном случае, защита нарушенного права < Ф.И.О. >8 возможна только путем предоставления равноценного земельного участка.
<...> < Ф.И.О. >8 умер. Наследниками всего имущества умершего < Ф.И.О. >14 являются его жена - < Ф.И.О. >9 и дочь - < Ф.И.О. >10.
<...> между < Ф.И.О. >13, и < Ф.И.О. >10 (цеденты) и < Ф.И.О. >1 (цессионарий) заключен договор уступки права требования (цессии), в соответствии с которым цеденты уступили, а цессионарий принял права требования к АМО г. Краснодар возмещения ущерба и/или убытков, причиненных АМО г. Краснодар (должник), путем незаконного предоставления (распоряжения) третьему лицу земельного участка, предоставленного в собственность < Ф.И.О. >8.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2015 года заявление < Ф.И.О. >1 об обязании администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения удовлетворено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2016 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2015 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе < Ф.И.О. >11, представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности, просит указанные судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
<...> гражданское дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
<...> дело поступило в кассационную инстанцию Краснодарского краевого суда.
Согласно ст. 387 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения по существу в кассационную инстанцию Краснодарского краевого суда не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации <...> от <...> <...> "О предоставлении земельного участка гражданину < Ф.И.О. >8 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, мерою <...> га, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (свидетельство на право собственности на землю от <...> <...>).
Постановлением главы <...> от <...> <...> "Об изъятии земельных участков у глав крестьянских хозяйств" земельные участки общей площадью <...> га (сельхозугодья) изъяты у глав крестьянских хозяйств, указанных в приложении, и переведены в земли запаса г. Краснодара, при этом признано утратившим юридическую силу постановление главы администрации г. Краснодара от <...> <...> в части предоставления земельных участков для ведения КФХ гражданам, перечисленным в приложении; признаны утратившими юридическую силу документы на право собственности на землю, выданные главам крестьянских хозяйств, перечисленные в приложении.


В соответствии со ст. 8 ГК РФ, устанавливающей основание возникновения прав, названы акты органов местного самоуправления, при этом, такие акты не могут являться основаниями для прекращения права собственности.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве достоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.
Из требований п. 1 ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозяйной является вещь. которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, ибо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края от 02.12.1996 N 54-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с 17.12.1996) право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и другие права на земельные участки прекращаются по основаниям, предусмотренным законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона КК от 02.12.1996 N 54-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" в случае совершения собственником земельного участка действий, свидетельствующих о его отказе от права собственности, этот участок принимается на учет как бесхозное имущество, что регистрируется в поземельной книге. По истечении года со дня регистрации такой земельный участок по требованию органа местного самоуправления, на основании решения суда может быть возвращен в состав государственных или муниципальных земель.
Суду не представлены доказательства обращения администрации МО г. Краснодар в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозной вещи. Также ответчик не обращался в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельный участок.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок не возникло, в силу чего администрация МО г. Краснодара не имела правовых оснований на распоряжение спорным земельным участком.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что постановлением мэра <...> от <...> <...> "Об обмене земельных участков, находящихся в собственности главы крестьянского хозяйства < Ф.И.О. >6" земельный участок < Ф.И.О. >8 был предоставлен < Ф.И.О. >6, что подтверждается поконтурной ведомостью СХП ТОО <...>", картматериалами землеустроительных дел государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, письмом ГУН КК "Краснодарский земельный центр" от <...> <...> на <...> от <...> (заключение специалиста).
В настоящий момент право собственности на земельный участок с кадастровым номером: <...> площадью <...> кв. м в ЕГРП зарегистрировано за < Ф.И.О. >7 (запись в ЕГРП <...> от <...>) на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>.
В соответствии со ст. 35 Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Таким образом, суд верно установил, что в данном случае, защита нарушенного права < Ф.И.О. >12 возможна путем предоставления равноценного земельного участка.
<...> < Ф.И.О. >8 умер, наследниками всего его имущества являются его жена - < Ф.И.О. >13 и дочь - < Ф.И.О. >10.
<...> между < Ф.И.О. >13 и < Ф.И.О. >10 (цеденты) и < Ф.И.О. >1 (цессионарий) заключен договор уступки права требования (цессии), в соответствии с которым цеденты уступили, а цессионарий принял права требования к АМО г. Краснодар возмещения ущерба и/или убытков, причиненных АМО г. Краснодар (должник) путем незаконного предоставления (распоряжения) третьему лицу земельного участка, предоставленного в собственность < Ф.И.О. >8.
Согласно техническому отчету об аналитических измерениях, выполненному ИП < Ф.И.О. >5, установлено, что земельный участок, находящийся на кадастровом квартале <...> в границах <...> <...>, который находится в ведении администрации МО г. Краснодар, является равноценным утраченному земельному участку, так как расположен в том же округе г. Краснодара, имеет такую же площадь, одну и ту же кадастровую стоимость, одну и ту же категорию и назначение земельного участка.
Таким образом, учитывая отсутствия правовых оснований администрации муниципального образования город Краснодар на распоряжение спорным земельным участком и требования действующего законодательства, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных < Ф.И.О. >1 требований.
При таких обстоятельствах, судебные постановления мотивированны, обоснованны и законны.
Нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Судом всесторонне исследованы все обстоятельства для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, в связи с чем они не могут явится основанием к постановке вопроса об отмене вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Допущенных судебными инстанциями при рассмотрении дела нарушений закона не установлено, а доводы жалобы не могут повлечь за собой отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 383 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ),

определил:

В передаче кассационной жалобы < Ф.И.О. >11, представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности, поступившую в Краснодарский краевой суд <...> на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2015 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2016 по делу по заявлению < Ф.И.О. >1 об обязании администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения, для рассмотрения в судебном заседании в кассационной инстанции Краснодарского краевого суда, отказать.
Приостановление исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2015 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2016 года СНЯТЬ.
Судья
Краснодарского
краевого суда
А.И.СТРУКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)