Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017
по делу N А43-9796/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" (603003 г. Нижний Новгород, ул. Васенко, д. 4; ОГРН 1025202402070, ИНН 5258038921) о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17,
при участии в судебном заседании представителя:
общества с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" - Курицыной Н.Х. по доверенности от 30.03.2017 сроком действия до 31.12.2017,
и
общество с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" (далее - ООО ПСК "Регионы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, у дома N 4; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Министерство устранить допущенное нарушения прав и законных интересов Общества и в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010019:148 и направить его в адрес ООО ПСК "Регионы" с предложением о его заключении. Одновременно суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального и процессуального права; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
Уполномоченный орган настаивает на том, что предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, находящегося под частью здания, является нецелесообразным, при этом полагает возможным осуществление перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8, 52:18:0010019:148 и 52:18:0010019:890 после выполнения проекта межевания территории.
ООО ПСК "Регионы" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы Министерства, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества в полном объеме поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.
Министерство о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.2005 серии 52-АБ N 467992 ООО ПСК "Регионы" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, находящийся по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, дом 4.
На указанном земельном участке располагалось нежилое отдельно стоящее здание, общей площадью 2108,9 кв. м, принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.10.2009 серии 52-АВ N 857663.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 04.07.2007 N 868-р Министерство и ООО ПСК "Регионы" заключили договор от 16.07.2007 N 18-371с аренды земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, разрешенное использование: под реконструкцию административного здания с реконструкцией площадей первого этажа, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, 4.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 16.07.2007 N 18-371с стороны изменили вид разрешенного использования земельного участка на "для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана".
25.07.2007 Правительство Нижегородской области и ООО ПСК "Регионы" заключили соглашение N 95 о реализации инвестиционного проекта по реконструкции административного здания.
Постановлением от 27.12.2007 N 6429 администрация г. Нижнего Новгорода утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010019:148.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 09.06.2009 N 2615 утвержден градостроительный план земельного участка площадью 729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:8.
15.10.2009 администрация г. Нижнего Новгорода выдала Обществу разрешение N RU-52303000-27/536р на строительство пристроя к административному зданию.
В дальнейшем в разрешение на строительство вносились изменения в части продления сроков и наименования объекта.
В конечном итоге действие разрешения на строительство N RU-52303000-27/536р продлено до 01.11.2014, наименование объекта капитального строительства "реконструкция административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана".
На основании распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 10.10.2013 N 311-05-09-1835/13 последнее заключило с Обществом договор от 15.11.2013 N 18-4071г аренды прилегающего к зданию земельного участка площадью 1150 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:890, находящегося по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, у дома 4, для целей благоустройства.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2016 по делу N А43-27318/2015 признано право собственности за ООО ПСК "Регионы" на административное здание с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1, назначение: нежилое, площадью 2932,8 кв. м, количество этажей - 5, в том числе подземных - 1, местонахождение: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, д. 4.
Во исполнение указанного судебного решения 08.04.2016 Общество зарегистрировало право собственности на данный объект недвижимости.
06.12.2016 на основании государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, ООО ПСК "Регионы" и Правительство Нижегородской области расторгли соглашение от 26.06.2007 N 95 о реализации инвестиционного проекта по реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана в связи с исполнением сторонами принятых на себя обязательств.
В настоящее время здание с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1 расположено на трех земельных участках:
- - принадлежащем Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2005 серия 52-АБ N 467992), земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:8, общая площадь 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание;
- - принадлежащем Обществу на основании договора аренды от 16.07.2007 N 18-371с земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:148, общая площадь 525 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана;
- - принадлежащем Обществу на основании договора аренды от 15.11.2013 N 18-4071г земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:890, общая площадь 1150 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для целей благоустройства.
16.12.2016 ООО ПСК "Регионы" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148.
Письмом от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 Министерство уведомило Общество об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обосновав свое решение расположением данного земельного участка в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"), зона "А", в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (III пояс), а также в связи с нахождением на нем пристроя к административному зданию, которое основной частью располагается на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8 и 52:18:0010019:890.
Полагая, что решение уполномоченного органа является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.2, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и по распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органами местного самоуправления г. Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 (далее - Постановление N 31).
В рассматриваемом случае органом, уполномоченным рассматривать заявления о приобретении права на земельный участок под объектами недвижимости, является Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - правопреемник Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как указано в части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Обратившись в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, 4, на котором находится, принадлежащий на праве собственности объект недвижимости, Общество приложило все документы, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 6 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Перечнем.
Таким образом, ООО ПСК "Регионы" при обращении в уполномоченный орган выполнило все требования действующего законодательства.
Расположение на земельном участке других объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, не установлено.
Материалы дела подтверждают и Министерство не оспаривает, что ООО ПСК "Регионы" является собственником административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1, назначение: нежилое, площадью 2932,8 кв. м, количество этажей: 5, в том числе подземных: 1, местонахождение: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, д. 4, расположенного, в том числе на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:148, общая площадь 525 кв. м, предоставленного Обществу на основании договора аренды от 16.07.2007 N 18-371с для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана (дополнительное соглашение к договору аренды от 28.05.2014).
Следовательно, ООО ПСК "Регионы" обладает исключительным правом на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка без торгов, суд первой инстанции не установил их.
Расположение земельного участка в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов, а также в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения, не отнесено названной нормой к основаниям для отказа в предоставлении в собственность земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Иных предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, материалы дела не содержат.
Доказательства, опровергающие выводы арбитражного суда, Министерство в материалы дела не представило.
Аргументы уполномоченного органа о расположении административного здания, к которому осуществлено возведение пристроя, на обозначенном земельному участке, на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8 и 52:18:0010019:890, в качестве оснований, препятствующих в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не нарушает права и законные интересы каких-либо лиц, так как смежный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010019:8 принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2005 серия 52-АБ N 467992), а земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010019:890 предоставлен Обществу в аренду на основании договора от 15.11.2013 N 18-4071г, для целей благоустройства.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что при наличии документально подтвержденных прав ООО ПСК "Регионы" на смежные земельные участки со стороны Общества отсутствует нарушение принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что по смыслу действующего земельного законодательства исключает возможность отказа в выкупе испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".
Формальный подход Министерства к применению названной правовой нормы создает правовую неопределенность в отношении дальнейшей судьбы как объекта недвижимости, так и земельного участка, необходимого для его использования, и необоснованно препятствует реализации исключительного права Общества на оформление землепользования.
У Министерства отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, изложенного в письме от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность и обоснованность своего решения об отказе в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что оспариваемое решение от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 принято уполномоченным органом, однако противоречит положениям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО ПСК "Регионы".
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с Министерства в пользу Общества понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 по делу N А43-9796/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 по делу N А43-9796/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 ПО ДЕЛУ N А43-9796/2017
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А43-9796/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017
по делу N А43-9796/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" (603003 г. Нижний Новгород, ул. Васенко, д. 4; ОГРН 1025202402070, ИНН 5258038921) о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17,
при участии в судебном заседании представителя:
общества с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" - Курицыной Н.Х. по доверенности от 30.03.2017 сроком действия до 31.12.2017,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью производственно-строительной компании "Регионы" (далее - ООО ПСК "Регионы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, у дома N 4; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Министерство устранить допущенное нарушения прав и законных интересов Общества и в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010019:148 и направить его в адрес ООО ПСК "Регионы" с предложением о его заключении. Одновременно суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального и процессуального права; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
Уполномоченный орган настаивает на том, что предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, находящегося под частью здания, является нецелесообразным, при этом полагает возможным осуществление перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8, 52:18:0010019:148 и 52:18:0010019:890 после выполнения проекта межевания территории.
ООО ПСК "Регионы" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы Министерства, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества в полном объеме поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.
Министерство о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.2005 серии 52-АБ N 467992 ООО ПСК "Регионы" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, находящийся по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, дом 4.
На указанном земельном участке располагалось нежилое отдельно стоящее здание, общей площадью 2108,9 кв. м, принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.10.2009 серии 52-АВ N 857663.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 04.07.2007 N 868-р Министерство и ООО ПСК "Регионы" заключили договор от 16.07.2007 N 18-371с аренды земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, разрешенное использование: под реконструкцию административного здания с реконструкцией площадей первого этажа, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, 4.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 16.07.2007 N 18-371с стороны изменили вид разрешенного использования земельного участка на "для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана".
25.07.2007 Правительство Нижегородской области и ООО ПСК "Регионы" заключили соглашение N 95 о реализации инвестиционного проекта по реконструкции административного здания.
Постановлением от 27.12.2007 N 6429 администрация г. Нижнего Новгорода утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010019:148.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 09.06.2009 N 2615 утвержден градостроительный план земельного участка площадью 729 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:8.
15.10.2009 администрация г. Нижнего Новгорода выдала Обществу разрешение N RU-52303000-27/536р на строительство пристроя к административному зданию.
В дальнейшем в разрешение на строительство вносились изменения в части продления сроков и наименования объекта.
В конечном итоге действие разрешения на строительство N RU-52303000-27/536р продлено до 01.11.2014, наименование объекта капитального строительства "реконструкция административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана".
На основании распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 10.10.2013 N 311-05-09-1835/13 последнее заключило с Обществом договор от 15.11.2013 N 18-4071г аренды прилегающего к зданию земельного участка площадью 1150 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:890, находящегося по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, у дома 4, для целей благоустройства.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2016 по делу N А43-27318/2015 признано право собственности за ООО ПСК "Регионы" на административное здание с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1, назначение: нежилое, площадью 2932,8 кв. м, количество этажей - 5, в том числе подземных - 1, местонахождение: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, д. 4.
Во исполнение указанного судебного решения 08.04.2016 Общество зарегистрировало право собственности на данный объект недвижимости.
06.12.2016 на основании государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, ООО ПСК "Регионы" и Правительство Нижегородской области расторгли соглашение от 26.06.2007 N 95 о реализации инвестиционного проекта по реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана в связи с исполнением сторонами принятых на себя обязательств.
В настоящее время здание с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1 расположено на трех земельных участках:
- - принадлежащем Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2005 серия 52-АБ N 467992), земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:8, общая площадь 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание;
- - принадлежащем Обществу на основании договора аренды от 16.07.2007 N 18-371с земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:148, общая площадь 525 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана;
- - принадлежащем Обществу на основании договора аренды от 15.11.2013 N 18-4071г земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:890, общая площадь 1150 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для целей благоустройства.
16.12.2016 ООО ПСК "Регионы" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148.
Письмом от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 Министерство уведомило Общество об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обосновав свое решение расположением данного земельного участка в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"), зона "А", в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (III пояс), а также в связи с нахождением на нем пристроя к административному зданию, которое основной частью располагается на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8 и 52:18:0010019:890.
Полагая, что решение уполномоченного органа является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.2, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и по распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органами местного самоуправления г. Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 (далее - Постановление N 31).
В рассматриваемом случае органом, уполномоченным рассматривать заявления о приобретении права на земельный участок под объектами недвижимости, является Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - правопреемник Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как указано в части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Обратившись в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 525 кв. м, кадастровый номер 52:18:0010019:148, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Васенко, 4, на котором находится, принадлежащий на праве собственности объект недвижимости, Общество приложило все документы, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 6 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Перечнем.
Таким образом, ООО ПСК "Регионы" при обращении в уполномоченный орган выполнило все требования действующего законодательства.
Расположение на земельном участке других объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, не установлено.
Материалы дела подтверждают и Министерство не оспаривает, что ООО ПСК "Регионы" является собственником административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана, лит. А, А1, назначение: нежилое, площадью 2932,8 кв. м, количество этажей: 5, в том числе подземных: 1, местонахождение: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Васенко, д. 4, расположенного, в том числе на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010019:148, общая площадь 525 кв. м, предоставленного Обществу на основании договора аренды от 16.07.2007 N 18-371с для реконструкции административного здания с возведением пристроя под организацию ресторана (дополнительное соглашение к договору аренды от 28.05.2014).
Следовательно, ООО ПСК "Регионы" обладает исключительным правом на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка без торгов, суд первой инстанции не установил их.
Расположение земельного участка в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов, а также в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения, не отнесено названной нормой к основаниям для отказа в предоставлении в собственность земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Иных предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, материалы дела не содержат.
Доказательства, опровергающие выводы арбитражного суда, Министерство в материалы дела не представило.
Аргументы уполномоченного органа о расположении административного здания, к которому осуществлено возведение пристроя, на обозначенном земельному участке, на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0010019:8 и 52:18:0010019:890, в качестве оснований, препятствующих в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не нарушает права и законные интересы каких-либо лиц, так как смежный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010019:8 принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2005 серия 52-АБ N 467992), а земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010019:890 предоставлен Обществу в аренду на основании договора от 15.11.2013 N 18-4071г, для целей благоустройства.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что при наличии документально подтвержденных прав ООО ПСК "Регионы" на смежные земельные участки со стороны Общества отсутствует нарушение принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что по смыслу действующего земельного законодательства исключает возможность отказа в выкупе испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".
Формальный подход Министерства к применению названной правовой нормы создает правовую неопределенность в отношении дальнейшей судьбы как объекта недвижимости, так и земельного участка, необходимого для его использования, и необоснованно препятствует реализации исключительного права Общества на оформление землепользования.
У Министерства отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, изложенного в письме от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность и обоснованность своего решения об отказе в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что оспариваемое решение от 13.01.2017 N 326-03-02-607/17 принято уполномоченным органом, однако противоречит положениям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО ПСК "Регионы".
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с Министерства в пользу Общества понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 по делу N А43-9796/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2017 по делу N А43-9796/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)