Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2017 ПО ДЕЛУ N А06-1952/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А06-1952/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области Морозовой М.Ф., действующей на основании доверенности от 29.12.2016 N 28,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 августа 2017 года по делу N А06-1952/2017 (судья Аюпова А.Н.)
по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (416450, Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Ленина, д. 48, ОГРН 1023000843502, ИНН 3009005626)
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (414014, г. Астрахань, ул. Бабефа, д. 8),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, д. 9, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349), администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (416462, Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25, ОГРН 1053001688178, ИНН 3009013828), администрации муниципального образования "Фунтовский сельсовет" (416472, Астраханская область, Приволжский район, с. Фунтово-1, ул. Чехова, д. 14, ОГРН 1053001688068, ИНН 3009013708), отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного Управления по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Рыбинская, д. 15)
о признании незаконными решений,
установил:

В Арбитражный суд Астраханской области обратился комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - комитет, заявитель) с заявлением о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, орган кадастрового учета) от 21.12.2016 N 3015/116/2016-34422, от 21.12.2016 N 3015/116/201634419 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 30:09:110604:75, земельного участка с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенных на территории Астраханской области, Приволжского района в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет" и территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет", об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75, земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области от 21.12.2016 N 3015/116/2016-34422, от 21.12.2016 N 3015/116/2016-34419 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 30:09:110604:75 и земельного участка с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенных на территории Астраханской области, Приволжского района в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет" и территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет", недействительными, обязал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет", земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет".
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области), администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет", администрация муниципального образования "Фунтовский сельсовет", отдел водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного Управления по Астраханской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 16.12.2016 администрация муниципального образования "Приволжский район" обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 30:09:110604:75, земельного участка с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенных на территории Астраханской области, Приволжского района в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет" и территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет".
21.12.2016 органом кадастрового учета приняты решения N 3015/116/2016-34422, N 3015/116/2016-34419, которыми заявителю отказано в снятии указанных земельных участком с государственного кадастрового учета в связи с тем, что данные участки имеют статус ранее учтенных, не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с государственного учета.
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, полагая, что решения органа кадастрового учета являются незаконными, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе, имеющих статус "учтенный", с государственного кадастрового учета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данные разъяснения являются обязательными для применения органами кадастрового учета и гарантируют возможность защиты кадастра недвижимости от внесения сведений, нарушающих права и законные интересы третьих лиц и противоречащих закону.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75, представляющий собой единое землепользование, имеющий местоположение: Астраханская область, Приволжский район, в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет", площадью 100 кв. м, категория земель - земли водного фонда, поставлен на кадастровый учет на основании описания земельных участков от 12.10.2006 N 2082-05, постановления главы администрации муниципального образования "Фунтовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 18.04.2006 N 61.
Земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88, представляющий собой единое землепользование, имеющий местоположение: Астраханская область, Приволжский район, в границах территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет", площадью 980 кв. м, с категория земель - земли водного фонда, поставлен на кадастровый учет на основании описания земельных участков от 12.10.2006 N 2081-05, постановления главы администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 11.04.2006 N 23.
Из пояснений заявителя, данных суду первой инстанции, следует, что в настоящее время на спорных земельных участках осуществляется строительство моста через р. Царев с подходами, площадь застройки объекта составляет 4523,50 кв. м, степень готовности объекта незавершенного строительства 95%. Снятие спорных земельных участков с кадастрового учета необходимо для осуществления регистрации указанного моста.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков следует, что спорные земельные участки относятся к категории земель водного фонда (л.д. 16-17, 22-23).
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что спорные земельные участки полностью покрыты поверхностными водами водного объекта.
На основании статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом отсутствие водного объекта, относящегося в федеральной собственности, в таком реестре, не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности либо об отсутствии водного объекта.
В соответствии с пунктами 4, 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, Федеральное агентство водных ресурсов, осуществляющее свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства.
Таким образом, Нижне-Волжское бассейновое водное управление по Астраханской области в силу своих полномочий вправе давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления по Астраханской области пояснил, что спорные земельные участки относятся к землям водного фонда, такие земельные участки не подлежат межеванию, и действия по их регистрации не могут быть осуществлены.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Обжалуя решение суда первой инстанции, орган кадастрового учета указывает, что спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет на основании муниципальных правовых актов, принятых до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации и внесения в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, исключающих возможность формирования земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, а именно до 08.06.2006.
Апелляционная коллегия признает данный довод несостоятельным.
Постановление главы администрации муниципального образования "Фунтовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 18.04.2006 N 61, постановление главы администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 11.04.2006 N 23 являлись основанием для формирования спорных земельных участков.
При этом земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75 поставлен на кадастровый учет 27.09.2007 (л.д. 22-23), земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88 поставлен на кадастровый учет 28.09.2007 (л.д. 16-17).
Таким образом, данные участки поставлены на кадастровый учет после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации и внесения в Земельный кодекс Российской Федерации изменений.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции в части определения способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, обязал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:110604:75 и 30:09:140203:88.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу 01.01.2017) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким федеральным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В число полномочий Росреестра входит государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункты 5.1.1. -5.1.3. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).
Территориальным органом Росреестра на территории Астраханской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
С учетом изложенного надлежащим способом устранения нарушенного права будет являться обязание Управления Росреестра по Астраханской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет", земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 августа 2017 года по делу N А06-1952/2017 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:09:110604:75, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Фунтовский сельсовет", и земельный участок с кадастровым номером 30:09:140203:88, расположенный на территории Приволжского района Астраханской области в границах территории муниципального образования "Яксатовский сельсовет".
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 августа 2017 года по делу N А06-1952/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)