Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган Росреестра отказал в регистрации права муниципальной собственности на здания, переданные из федеральной собственности, в связи с непредставлением документов для регистрации прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от администрации Приморского края: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 23.12.2016 N 1-3/3888,
от Министерства обороны РФ: Гержан В.А., представитель по доверенности от 21.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 06.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017
по делу N А51-25790/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жестилевская О.А., в апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.,
по иску администрации города Владивостока
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, акционерное общество "Оборонэнерго"
о признании незаконными решений
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 20, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра, государственный регистратор, регистрирующий орган) от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367, N 25/001/008/2016-5368 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:764, на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция; об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости:
- - земельный участок площадью 518 784 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:764, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс Поспелова. Участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, мыс Поспелова;
- - здание - водонасосная, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 47,6 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе военного городка N 2;
- - здание - электроподстанция, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 35,2 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГКУ "ДВ ТУИО"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество, АО "Оборонэнерго").
Решением суда от 06.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017, заявленные требования удовлетворены частично; признаны незаконными решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленные сообщениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367, на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности Владивостокский городской округ на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция; в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением и апелляционным постановлением, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты в части удовлетворения требований отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции заявитель жалобы приводит доводы о невозможности точной идентификации спорных объектов, как имущества, указанного в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 22.12.2012 N 3843 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" Приморского края".
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. От Управления Росреестра, АО "Оборонэнерго" и ФГКУ "ДВ ТУИО" отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Минобороны России поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене судебных актов в обжалуемой части; представитель администрации просил оставить жалобу без удовлетворения, принятые по делу судебные акты - без изменения. Иные лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2012 Министром обороны РФ издан Приказ N 3843, в соответствии с которым было решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, начальнику ФГКУ "ДВ ТУИО" обеспечить передачу имущества, подписание передаточного акта, направление передаточных актов в Департамент имущественных отношений Минобороны РФ и осуществление мероприятий по прекращению договоров на эксплуатацию имущества.
В приложении к названному приказу, в том числе, указаны следующие объекты:
1) под пунктом 14 - водонасосная, номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2;
2) под пунктом 22 - электроподстанция, номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2.
Указанное имущество передано ФГКУ "ДВ ТУИО" администрации по передаточному акту от 28.03.2013 N 2.
В 2016 году в отношении указанных объектов недвижимости заявителем осуществлены кадастровые работы, и здание - водонасосная поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:282 и с обозначением площади объекта 47,6 кв. м, а здание - электроподстанция поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:280 и с обозначением площади объекта 35,2 кв. м.
После этого администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости: водонасосная, назначение: нежилое здание, площадь 47,6 кв. м, количество этажей: 1; электроподстанция, назначение: нежилое, площадь 35,2 кв. м, количество этажей: 1, адрес объектов: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2; на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:764, площадью 518 784 кв. м, приложив к заявлению передаточный акт от 28.01.2013 N 2.
Решениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367, N 25/001/008/2016-5368 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с указанными решениями, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая законным отказ Управления Росреестра от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5368, суд первой инстанции исходил из правомерности действий уполномоченного органа ввиду отсутствия оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Данный вывод суда первой инстанции не оспаривался в апелляционном суде, и не является предметом настоящего кассационного разбирательства.
Удовлетворяя остальные требования администрации в части оспаривания отказа в регистрации права муниципальной собственности на здания водонасосной, электроподстанции, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 11 статьи 3 названного Закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Статьей 4 указанного Закона N 423-ФЗ внесены изменения в Закон N 122-ФЗ, в силу которых пункт 1 статьи 16 данного Закона дополнен абзацем 7, предусматривающим, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, в том числе заключение кадастрового инженера, приказ N 3843, передаточный акт от 28.01.2013 N 2, учитывая положения пункта 1 части 1 статьи 2, частей 8, 11 статьи 3, статьи 4 Закона N 423-ФЗ, установив, что спорные объекты (водонасосная и электроподстанция) поименованы в Приказе N 3843 под номерами 14, 22, суды пришли к верному выводу о том, что в соответствии с упрощенной процедурой безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для такой регистрации является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в связи с чем признали незаконным отказ в регистрации права муниципальной собственности, выраженный в сообщениях от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367.
Доводы кассационной жалобы относительно наличия расхождений в описании характеристик объектов, указанных в Приказе N 3843, и объектов, за государственной регистрацией права на который обратилась администрация, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расхождение в площади зданий, с учетом данных, приведенных в перечне объектов военного городка N 2, не может являться основанием для отказа в регистрации права на спорные объекты. Также судом апелляционной инстанции установлена идентичность переданного муниципалитету спорного имущества как объектов, указанных в приложении к Приказу N 3843, при отсутствии доказательств расположения по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2 иного имущества со схожими характеристиками и описанием.
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что расхождения в площади спорных объектов также связаны с неосуществлением прежним собственником имущества кадастрового учета объектов.
Препятствий для идентификации переданных администрации зданий - судами не выявлено. Более того, оспариваемый отказ Управления Росреестра не связан с наличием указанных заявителем в кассационной жалобе расхождений в описании спорных объектов.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, и фактически направлены на их переоценку, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу N А51-25790/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2017 N Ф03-4117/2017 ПО ДЕЛУ N А51-25790/2016
Требование: О признании незаконными отказа в регистрации права муниципальной собственности на здания, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган Росреестра отказал в регистрации права муниципальной собственности на здания, переданные из федеральной собственности, в связи с непредставлением документов для регистрации прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. N Ф03-4117/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от администрации Приморского края: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 23.12.2016 N 1-3/3888,
от Министерства обороны РФ: Гержан В.А., представитель по доверенности от 21.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 06.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017
по делу N А51-25790/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жестилевская О.А., в апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.,
по иску администрации города Владивостока
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, акционерное общество "Оборонэнерго"
о признании незаконными решений
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 20, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра, государственный регистратор, регистрирующий орган) от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367, N 25/001/008/2016-5368 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:764, на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция; об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право муниципальной собственности на следующие объекты недвижимости:
- - земельный участок площадью 518 784 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:764, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс Поспелова. Участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, мыс Поспелова;
- - здание - водонасосная, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 47,6 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе военного городка N 2;
- - здание - электроподстанция, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 35,2 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГКУ "ДВ ТУИО"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество, АО "Оборонэнерго").
Решением суда от 06.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017, заявленные требования удовлетворены частично; признаны незаконными решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленные сообщениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364 и N 25/001/008/2016-5367, на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности Владивостокский городской округ на здание - водонасосная и на здание - электроподстанция; в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением и апелляционным постановлением, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты в части удовлетворения требований отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции заявитель жалобы приводит доводы о невозможности точной идентификации спорных объектов, как имущества, указанного в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 22.12.2012 N 3843 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" Приморского края".
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. От Управления Росреестра, АО "Оборонэнерго" и ФГКУ "ДВ ТУИО" отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Минобороны России поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене судебных актов в обжалуемой части; представитель администрации просил оставить жалобу без удовлетворения, принятые по делу судебные акты - без изменения. Иные лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2012 Министром обороны РФ издан Приказ N 3843, в соответствии с которым было решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Владивостокский городской округ" объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, начальнику ФГКУ "ДВ ТУИО" обеспечить передачу имущества, подписание передаточного акта, направление передаточных актов в Департамент имущественных отношений Минобороны РФ и осуществление мероприятий по прекращению договоров на эксплуатацию имущества.
В приложении к названному приказу, в том числе, указаны следующие объекты:
1) под пунктом 14 - водонасосная, номер по генплану 55, общей площадью 58 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2;
2) под пунктом 22 - электроподстанция, номер по генплану 15, общей площадью 38 кв. м, расположенная по адресу: Приморский край, Владивостокский район, о. Русский, пос. Поспелово, в/г N 2.
Указанное имущество передано ФГКУ "ДВ ТУИО" администрации по передаточному акту от 28.03.2013 N 2.
В 2016 году в отношении указанных объектов недвижимости заявителем осуществлены кадастровые работы, и здание - водонасосная поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:282 и с обозначением площади объекта 47,6 кв. м, а здание - электроподстанция поставлено на государственный кадастровый учет 19.07.2016 с присвоением кадастрового номера 25:28:060105:280 и с обозначением площади объекта 35,2 кв. м.
После этого администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости: водонасосная, назначение: нежилое здание, площадь 47,6 кв. м, количество этажей: 1; электроподстанция, назначение: нежилое, площадь 35,2 кв. м, количество этажей: 1, адрес объектов: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2; на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:764, площадью 518 784 кв. м, приложив к заявлению передаточный акт от 28.01.2013 N 2.
Решениями от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367, N 25/001/008/2016-5368 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с указанными решениями, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая законным отказ Управления Росреестра от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5368, суд первой инстанции исходил из правомерности действий уполномоченного органа ввиду отсутствия оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Данный вывод суда первой инстанции не оспаривался в апелляционном суде, и не является предметом настоящего кассационного разбирательства.
Удовлетворяя остальные требования администрации в части оспаривания отказа в регистрации права муниципальной собственности на здания водонасосной, электроподстанции, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 11 статьи 3 названного Закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Статьей 4 указанного Закона N 423-ФЗ внесены изменения в Закон N 122-ФЗ, в силу которых пункт 1 статьи 16 данного Закона дополнен абзацем 7, предусматривающим, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, в том числе заключение кадастрового инженера, приказ N 3843, передаточный акт от 28.01.2013 N 2, учитывая положения пункта 1 части 1 статьи 2, частей 8, 11 статьи 3, статьи 4 Закона N 423-ФЗ, установив, что спорные объекты (водонасосная и электроподстанция) поименованы в Приказе N 3843 под номерами 14, 22, суды пришли к верному выводу о том, что в соответствии с упрощенной процедурой безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для такой регистрации является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в связи с чем признали незаконным отказ в регистрации права муниципальной собственности, выраженный в сообщениях от 12.09.2016 N 25/001/008/2016-5364, N 25/001/008/2016-5367.
Доводы кассационной жалобы относительно наличия расхождений в описании характеристик объектов, указанных в Приказе N 3843, и объектов, за государственной регистрацией права на который обратилась администрация, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расхождение в площади зданий, с учетом данных, приведенных в перечне объектов военного городка N 2, не может являться основанием для отказа в регистрации права на спорные объекты. Также судом апелляционной инстанции установлена идентичность переданного муниципалитету спорного имущества как объектов, указанных в приложении к Приказу N 3843, при отсутствии доказательств расположения по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, пос. Поспелово, в районе в/г N 2 иного имущества со схожими характеристиками и описанием.
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что расхождения в площади спорных объектов также связаны с неосуществлением прежним собственником имущества кадастрового учета объектов.
Препятствий для идентификации переданных администрации зданий - судами не выявлено. Более того, оспариваемый отказ Управления Росреестра не связан с наличием указанных заявителем в кассационной жалобе расхождений в описании спорных объектов.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, и фактически направлены на их переоценку, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 06.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу N А51-25790/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.К.ЯШКИНА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
Е.К.ЯШКИНА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)