Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5421/2017

Требование: О признании незаконным постановления местной администрации, возложении обязанности.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением истцу было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33а-5421/2017


Председательствующий: Кононова Ю.С.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,
при секретаре М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялта о признании незаконным решения, обязательстве совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 марта 2017 года, которым административное исковое заявление П. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., объяснение представителя П. - К., просившего оставить решение суда без изменений, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:

П. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации города Ялта N - п от 05 сентября 2016 года "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав", также просила возложить на ответчика обязанность вынести постановление о предоставлении в ее собственность земельного участка площадью 400 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилого строительства. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Алупкинский городской совет своим решением от 25 мая 2010 года разрешил П. подготовку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,04 га, расположенного по адресу: АР ФИО3, <адрес>, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. В порядке завершения оформления собственности на указанный земельный участок, заявитель обратилась в администрацию города Ялты с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, предоставив все необходимые документы. Однако постановлением Администрации города Ялты N - п от 05 сентября 2016 года ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Считает, данное постановление необоснованным и незаконным, нарушающим ее гражданские права и охраняемые законом интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 марта 2017 года требования заявленные П. удовлетворены частично. Постановление администрации г. Ялты от 05 сентября 2016 года N-п "Об отказе П. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 400 кв. м, в порядке завершения оформления прав" признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление П. о предоставлении в собственность земельного участка. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта ФИО8, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 марта 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных П. В обоснование жалобы указывает на то, что постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Департаментом было получено заключение от уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, согласно которого не согласовано предоставление гр. П. земельного участка, поскольку размещение данного земельного участка не соответствует действующему "Генеральному плану Большая Ялта", утвержденному постановлением Совета министров АРК N 136 от 15.06.1993. Обращает внимание суда на то, что постановлением Хозяйственного суда АРК от 21.05.2009 по делу N 2-1/6720-2008А и определением Севастопольского апелляционного административного суда от 28.10.2013 по делу N 2-1/6720-2008А признаны недействительными постановления "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившиеся стороны, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением 44 сессии 5 созыва Алупкинского городского Совета N 12 от 25 мая 2010 П. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
На основании указанного решения, 17 сентября 2015 года П. изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и начальником Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты данная схема согласована.
24 июля 2015 года на испрашиваемый земельный участок был получен кадастровый паспорт N и земельному участку присвоен кадастровый N.
П., в порядке завершения оформления прав, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в ее собственность.
Постановлением N 3274-п "О рассмотрении заявления гражданки П." было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 400 кв. м по адресу <адрес>, <адрес>, кадастровый N, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Указанное постановление было принято на основании письменного ответа N 02-08/1987, за подписью начальника Департамента, в котором указано, что размещение земельного участка П., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, не соответствует Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному Постановлением Совета Министров АРК N 136 от 15.06.1993 года (вид функционального использования земельного участка - территория курортно-рекреационных учреждений (л.д. 9).
Таким образом, при принятии Администрацией города Ялта постановления N 3274-п от 05 сентября 2016 года были использованы данные Генерального Плана Большой Ялты, утвержденного Постановлением Совета Министров АР Крым N 136 от 15 июня 1993 года.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, указал на то, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, фактически используется для жилой застройки. Вместе с тем с выводами суда о незаконности оспариваемого постановления, согласиться нельзя.
До принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории последней действовало законодательство Украины.
Частью 1 статьи 19 ЗК Украины был установлен перечень категорий земель, которые по их целевому назначению были поделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
На момент предоставления П. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка нормативно - правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы градостроительной деятельности, направленным на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, гражданских и частных интересов являлся Закон Украины N 3038-VI от 17.02.2011 "О регулировании градостроительной деятельности".
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, генеральный план населенного пункта - это градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Постановлением Совета Министров АР Крым N 136 от 15 июня 1993 года утвержден Генеральный план курортного района "Большая Ялта".
Согласно указанному плану, испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне - "Курортно-рекреационные учреждения". То есть, указанная зона не была предназначена для жилой застройки.
Постановлением Совета Министров АР Крым N 618 от 09 октября 2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть - "Историко - архитектурный опорный план административного района Большой Ялты" (пункт 1).
В соответствии с внесенными изменениями в генеральный план г. Ялты, испрашиваемый земельный участок находился в зоне, предназначенной для жилой застройки, в том числе с возможностью строительства индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 21.05.2009 по административному иску Заместителя прокурора Автономной Республики Крым, действующего в интересах государства, п. 1 постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 9 октября 2007 года N 618 "Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты" был признан недействительным.
Определением Севастопольского Апелляционного административного суда от 28.10.2013 постановление Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 21.05.2009 оставлено без изменения.
Таким образом, на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения, на территории г. Алупка, действовал Генеральный план курортного района "Большая Ялта", утвержденный Постановлением СМ АР Крым N 136 от 15 июня 1993 года, согласно которому запрашиваемый вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, не соответствовал функциональной зоне территории.
Кроме того, по настоящему делу ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" была проведена судебная землеустроительная экспертиза (заключение эксперта N 271 от 01.02.2017 года), которой установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, в районе <адрес>, согласно действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта, а именно Генеральному плану Большой Ялты, утвержденного Постановлением Совета Министров АР Крым N 136 от 15 июня 1993 года, находится в функциональной зоне - "курортно-рекреационные учреждения".
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38 - ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38 - ЗРК).
В соответствии со ст. 13 Закона N 38 - ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона N 38 - ЗРК несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства), является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, административный ответчик обосновано отказал в предоставлении земельного участка, в связи с чем решение судьи подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка суда первой инстанции на то, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, фактически используется для жилой застройки, не может послужить основанием для признания решения административного ответчика незаконным, поскольку не основана на законе.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Требования, заявленные П. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялта о признании незаконным решения, обязательстве совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судьи
Н.Р.МОСТОВЕНКО
Е.Г.ПАВЛОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)