Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2016
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича (ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011):
от Администрации Курского района Курской области:
от Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области:
- Мелентьева С.М., предъявлен паспорт гражданина РФ;
- Жиляева Р.Г., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 09;
- представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Курского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 по делу N А35-11188/2014 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича (ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011) к Администрации Курского района Курской области и Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными действий,
установил:
Глава фермерского (крестьянского) хозяйства Мелентьев Сергей Михайлович (далее - ИП глава КФХ Мелентьев С.М., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконными действий Администрации Курского района Курской области, выраженных в письме N 5862 от 20.11.2014, по отказу в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу в аренду земельных участков:
- земельного участка площадью 557937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 4192102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 141000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 424150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 54274 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка площадью 48654 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами;
- об обязании Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, осуществить кадастровый учет указанных земельных участков и предоставить из в аренду ИП Мелентьеву С.М. на срок 3 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 заявление удовлетворено в части.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Курского района Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Курского района Курской области указывает на то, что земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, для сохранения целевого использования названного земельного участка, Администрация Курского района Курской области планировала проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков.
Администрация полагает, что в рассматриваемом случае возможно удовлетворение лишь одного требования заявителя - утверждение схем расположения спорных земельных участков для дальнейшей постановки их на кадастровый учет и предоставления в аренду в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель жалобы также указывает, что площадь земельного участка значительно превышает площадь занятых объектами земельного участка, что не соответствует статье 35 ЗК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Принятым с нарушением норм материального права, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
ИП глава КФХ Мелентьев С.М. доводы апелляционной жалобы не признал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Бесединского сельсовета Курского района Курской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочного представителя не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание откладывалось с 16.12.2015 до 13.01.2016.
В судебном заседании 13.01.2016 был объявлен перерыв до 20.01.2016 (выходные дни - 16.01.2016, 17.01.2016).
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьев Сергей Михайлович, дата рождения - 16.03.1972, место регистрации - 305501, Курская область, Курский район, с. Беседино, д. 254, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.09.2014 (свидетельство о государственной регистрации 46 N 001822228), ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011.
В адрес Администрации Курского района Курской области 22.10.2014 поступило заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет.
В дополнение к ранее поданному заявлению Предприниматель 06.11.2014 представил девять проектов схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, указал информация в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемых земельных участках, и просил предоставить ему в аренду 9 земельных участков, подлежащих формированию в границах ранее испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, согласно представленным проектам схем земельных участков.
Письмом от 20.11.2014 Администрация Курского района Курской области отказала ИП главе КФХ Мелентьеву С.М. в предоставлении в аренду в целях осуществления деятельности КФХ испрашиваемого земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, отказав, таким образом, и в утверждении схем расположения испрашиваемых заявителем 9 земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В качестве оснований отказа в указанном письме Администрация района сослалась на отсутствие у нее правовых оснований для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 46:11:012000:1, указав, что он является предметом рассмотрения в рамках судебных дел, в части выделения из него земельных долей по обращению граждан о выделении из его состава земельных долей. Иных оснований к отказу Администрация в указанном письме не приводила.
Посчитав действия Администрации Курского района Курской области, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из того, что Главой КФХ Мелентьевым С.М. требования, указанные в пунктах статьи 12 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) были соблюдены: в поданном Предпринимателем заявлении и приложенных к нему документах содержалась вся необходимая информация, в том числе были приложены схемы размещения земельных участков, и представлено обоснование их размеров.
Кроме того, суд пришел к выводу, что поскольку заявителем были предоставлены все необходимые документы, у Администрации Курского района Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа Главе КФХ Мелентьеву С.М. в утверждении схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков в указанных им границах, а также в последующем предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Вместе с тем, суд области пришел к выводу, что постановка земельных участков на кадастровый учет за счет органа местного самоуправления, законодательно не предусмотрена, поскольку данную обязанность законодательство возлагает на самого заявителя, в связи с чем, в данной части уточненные требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию заявителя и Администрации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 названной статьи Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. обратился в администрацию Курского района Курской области с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, осуществляющее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о соблюдении ИП главой КФХ Мелентьевым С.М. порядка обращения о предоставлении земли, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Материалы дела свидетельствуют, что заявитель обратился в Администрацию с заявлением 22.10.2014 (л.д. 8, т. 1).
Из заявления от 22.10.2014 видно, что заявитель просил предоставить ему в аренду на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенный в с. Беседино Бесединского сельсовета Курского района Курской области, площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ. При этом заявитель пояснил, что оплата геодезических работ по данному участку им произведена.
Уточнив заявление от 20.10.2014, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. подал в Администрацию заявление от 06.11.2014, в котором просил предоставить в аренду сроком на 3 года для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности:
- земельный участок площадью 557 937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 1 188 459 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 4 192 102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 479 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 141 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 424 150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 2 216 445 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 54 274 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельный участок площадью 48 654 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами;
- в соответствие с прилагаемыми схемами.
К заявлению от 06.11.2014 были приложены схемы расположения земельных участков в количестве 9 (подлинники), свидетельство о регистрации КФХ, выписка из реестра, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в количестве 4 (л.д. 9-18, т. 1).
Представление заявителем указанных документов признано Администрацией.
Проанализировав представленные в материалы дела заявления от 22.10.2014 и 06.11.2014, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. оформлено с соблюдением требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ и им были представлены все необходимые документы.
При таких обстоятельствах Администрация обязана была совершить все юридически значимые действия по предоставлению главе ИП главе КФХ Мелентьеву С.М. в аренду спорных земельных участков, предусмотренные статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Из пояснений заявителя следует, что земельные участки, указанные в заявлении от 06.11.2014 являются частью земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1, который поставлен на кадастровый учет.
При этом в судебном заседании апелляционной инстанции заявитель пояснил, что по настоящему делу он оспаривает отказ в предоставлении в аренду 6 из 9 указанных в заявлении от 06.11.2014 земельных участков, а именно:
- земельного участка площадью 557 937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 4 192 102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 141 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 424 150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 542 74 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка площадью 486 54 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами.
При этом заявитель полагает, что предмет спора судом области был определен верно, поскольку за время, прошедшее с даты оспариваемого отказа процессуальный интерес к судьбе земельных участков площадью 1 188 459 кв. м, 479 000 кв. м, 2 216 445 кв. м, расположенных на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006 в настоящем деле был утрачен в связи с тем, что в схемах расположения данных земельных участков, по мнению заявителя, были допущены ошибки, требующие исправления. В настоящее время вопрос о предоставлении данных земельных участков после изменения схем рассматривается по делу N А35-1224/2015.
Кроме того в оспариваемом отказе Администрация не конкретизировала номера земельных участков, по которым был принят соответствующий ненормативный акт. Апелляционная коллегия полагает, что при установленных обстоятельствах заявитель был вправе самостоятельно определить, отказ в предоставлении каких земельных участков затрагивает его интересы, в связи с чем, судом области рассмотрены требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия полностью соглашается с выводами суда области относительно отсутствия оснований для отказа в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемых земельных участков. Оснований для переоценки выводов суда области, изложенных в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оспариваемые действия Администрации повлекли нарушение прав и законных интересов Главы КФХ Мелентьева С.М., лишенного возможности своевременно приобрести испрашиваемые для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки в аренду по процедуре, установленной действовавшим на момент неправомерного отказа законодательством, и осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на указанных земельных участках.
С учетом изложенного, суд области обоснованно удовлетворил заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. признал незаконными действия Администрации Курского района Курской области, выраженные в письме N 5862 от 20.11.2014, по отказу в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу в аренду испрашиваемых земельных участков.
Что касается требований заявителя к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области - в части обязания Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и осуществить их кадастровый учет, а также принять решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду и направить проект договора аренды заявителю, то суд области обоснованно исходил из следующего.
С учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию Бесединского сельсовета Курского района Курской области утвердить Главе КФХ Мелентьевым С.М. схемы расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и осуществить кадастровый учет. Рассматривая указанные требования в части способа восстановления нарушенного права заявителя, суд области правомерно, что на момент вынесения решения (с 01.03.2015) вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из приведенных норм законодательства следует, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками перешли к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области, что не оспаривается сторонами. Материалами дела также подтверждается, что на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области утверждены Правила землепользования и застройки поселения (т. 1 л.д. 1 - 97).
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что Администрация Курского района Курской области неправомочна более распоряжаться спорными земельными участками, обязанность по исполнению судебного акта в части совершения действий, направленных на восстановление нарушенных прав путем предоставления спорных земельных участков в аренду, переходят к органу, которому переданы функции по распоряжению спорными земельными участками - к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области.
Следовательно, в настоящем случае обязание Администрации Бесединского сельсовета Курского района к совершению действий является способом восстановления нарушенного субъективного права и охраняемого законом интереса по решению суда.
При этом восстанавливаемое нарушенное право подлежит восстановлению в полном объеме в состоянии, существовавшем на момент его нарушения, включая процедуру и условия предоставления земельных участков, действовавшие на момент незаконного отказа.
Таким образом, суд области обоснованно обязал Администрацию Бесединского сельсовета Курского района Курской области совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права заявителя, в том числе:
- в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- в срок не позднее четырнадцати дней со дня представления заявителем кадастровых паспортов указанных земельных участков принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу указанных земельных участков, расположенных на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области, в аренду сроком на три года, направив заявителю копию такого решения;
- в срок не позднее семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду направить в адрес Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича проекты договоров аренды указанных земельных участков, расположенных на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области, с предложением их заключения.
Пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предусматривает, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Следовательно, постановка земельных участков на кадастровый учет за счет органа местного самоуправления, законодательно не предусмотрена, поскольку данную обязанность законодательство возлагает на самого заявителя, в связи с чем, в данной части уточненные требования заявителя правомерно не удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 по делу N А35-11188/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Курского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 19АП-6897/2015 ПО ДЕЛУ N А35-11188/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N А35-11188/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2016
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича (ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011):
от Администрации Курского района Курской области:
от Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области:
- Мелентьева С.М., предъявлен паспорт гражданина РФ;
- Жиляева Р.Г., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 09;
- представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Курского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 по делу N А35-11188/2014 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича (ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011) к Администрации Курского района Курской области и Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными действий,
установил:
Глава фермерского (крестьянского) хозяйства Мелентьев Сергей Михайлович (далее - ИП глава КФХ Мелентьев С.М., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконными действий Администрации Курского района Курской области, выраженных в письме N 5862 от 20.11.2014, по отказу в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу в аренду земельных участков:
- земельного участка площадью 557937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 4192102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 141000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 424150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 54274 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка площадью 48654 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами;
- об обязании Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, осуществить кадастровый учет указанных земельных участков и предоставить из в аренду ИП Мелентьеву С.М. на срок 3 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 заявление удовлетворено в части.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Курского района Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Курского района Курской области указывает на то, что земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, для сохранения целевого использования названного земельного участка, Администрация Курского района Курской области планировала проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков.
Администрация полагает, что в рассматриваемом случае возможно удовлетворение лишь одного требования заявителя - утверждение схем расположения спорных земельных участков для дальнейшей постановки их на кадастровый учет и предоставления в аренду в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель жалобы также указывает, что площадь земельного участка значительно превышает площадь занятых объектами земельного участка, что не соответствует статье 35 ЗК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Принятым с нарушением норм материального права, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
ИП глава КФХ Мелентьев С.М. доводы апелляционной жалобы не признал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Бесединского сельсовета Курского района Курской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочного представителя не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание откладывалось с 16.12.2015 до 13.01.2016.
В судебном заседании 13.01.2016 был объявлен перерыв до 20.01.2016 (выходные дни - 16.01.2016, 17.01.2016).
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьев Сергей Михайлович, дата рождения - 16.03.1972, место регистрации - 305501, Курская область, Курский район, с. Беседино, д. 254, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.09.2014 (свидетельство о государственной регистрации 46 N 001822228), ИНН 461100973205, ОГРНИП 314461126200011.
В адрес Администрации Курского района Курской области 22.10.2014 поступило заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет.
В дополнение к ранее поданному заявлению Предприниматель 06.11.2014 представил девять проектов схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, указал информация в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемых земельных участках, и просил предоставить ему в аренду 9 земельных участков, подлежащих формированию в границах ранее испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, согласно представленным проектам схем земельных участков.
Письмом от 20.11.2014 Администрация Курского района Курской области отказала ИП главе КФХ Мелентьеву С.М. в предоставлении в аренду в целях осуществления деятельности КФХ испрашиваемого земельного участка площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ, с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, отказав, таким образом, и в утверждении схем расположения испрашиваемых заявителем 9 земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В качестве оснований отказа в указанном письме Администрация района сослалась на отсутствие у нее правовых оснований для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 46:11:012000:1, указав, что он является предметом рассмотрения в рамках судебных дел, в части выделения из него земельных долей по обращению граждан о выделении из его состава земельных долей. Иных оснований к отказу Администрация в указанном письме не приводила.
Посчитав действия Администрации Курского района Курской области, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из того, что Главой КФХ Мелентьевым С.М. требования, указанные в пунктах статьи 12 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) были соблюдены: в поданном Предпринимателем заявлении и приложенных к нему документах содержалась вся необходимая информация, в том числе были приложены схемы размещения земельных участков, и представлено обоснование их размеров.
Кроме того, суд пришел к выводу, что поскольку заявителем были предоставлены все необходимые документы, у Администрации Курского района Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа Главе КФХ Мелентьеву С.М. в утверждении схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков в указанных им границах, а также в последующем предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Вместе с тем, суд области пришел к выводу, что постановка земельных участков на кадастровый учет за счет органа местного самоуправления, законодательно не предусмотрена, поскольку данную обязанность законодательство возлагает на самого заявителя, в связи с чем, в данной части уточненные требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию заявителя и Администрации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 названной статьи Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. обратился в администрацию Курского района Курской области с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, осуществляющее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о соблюдении ИП главой КФХ Мелентьевым С.М. порядка обращения о предоставлении земли, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Материалы дела свидетельствуют, что заявитель обратился в Администрацию с заявлением 22.10.2014 (л.д. 8, т. 1).
Из заявления от 22.10.2014 видно, что заявитель просил предоставить ему в аренду на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:11:012000:1, расположенный в с. Беседино Бесединского сельсовета Курского района Курской области, площадью 3000 га, из них 400 га пастбищ. При этом заявитель пояснил, что оплата геодезических работ по данному участку им произведена.
Уточнив заявление от 20.10.2014, ИП глава КФХ Мелентьев С.М. подал в Администрацию заявление от 06.11.2014, в котором просил предоставить в аренду сроком на 3 года для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности:
- земельный участок площадью 557 937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 1 188 459 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 4 192 102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 479 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 141 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 424 150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельный участок площадью 2 216 445 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельный участок площадью 54 274 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельный участок площадью 48 654 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами;
- в соответствие с прилагаемыми схемами.
К заявлению от 06.11.2014 были приложены схемы расположения земельных участков в количестве 9 (подлинники), свидетельство о регистрации КФХ, выписка из реестра, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в количестве 4 (л.д. 9-18, т. 1).
Представление заявителем указанных документов признано Администрацией.
Проанализировав представленные в материалы дела заявления от 22.10.2014 и 06.11.2014, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. оформлено с соблюдением требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ и им были представлены все необходимые документы.
При таких обстоятельствах Администрация обязана была совершить все юридически значимые действия по предоставлению главе ИП главе КФХ Мелентьеву С.М. в аренду спорных земельных участков, предусмотренные статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Из пояснений заявителя следует, что земельные участки, указанные в заявлении от 06.11.2014 являются частью земельного участка с кадастровым номером 46:11:012000:1, который поставлен на кадастровый учет.
При этом в судебном заседании апелляционной инстанции заявитель пояснил, что по настоящему делу он оспаривает отказ в предоставлении в аренду 6 из 9 указанных в заявлении от 06.11.2014 земельных участков, а именно:
- земельного участка площадью 557 937 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 4 192 102 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пашню;
- земельного участка площадью 141 000 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:010901, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 424 150 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под пастбище;
- земельного участка площадью 542 74 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка площадью 486 54 кв. м, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012002, для использования под размещение объекта недвижимости и производство сельскохозяйственной продукции, в соответствии с представленными Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьевым Сергеем Михайловичем схемами.
При этом заявитель полагает, что предмет спора судом области был определен верно, поскольку за время, прошедшее с даты оспариваемого отказа процессуальный интерес к судьбе земельных участков площадью 1 188 459 кв. м, 479 000 кв. м, 2 216 445 кв. м, расположенных на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:11:012006 в настоящем деле был утрачен в связи с тем, что в схемах расположения данных земельных участков, по мнению заявителя, были допущены ошибки, требующие исправления. В настоящее время вопрос о предоставлении данных земельных участков после изменения схем рассматривается по делу N А35-1224/2015.
Кроме того в оспариваемом отказе Администрация не конкретизировала номера земельных участков, по которым был принят соответствующий ненормативный акт. Апелляционная коллегия полагает, что при установленных обстоятельствах заявитель был вправе самостоятельно определить, отказ в предоставлении каких земельных участков затрагивает его интересы, в связи с чем, судом области рассмотрены требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия полностью соглашается с выводами суда области относительно отсутствия оснований для отказа в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемых земельных участков. Оснований для переоценки выводов суда области, изложенных в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оспариваемые действия Администрации повлекли нарушение прав и законных интересов Главы КФХ Мелентьева С.М., лишенного возможности своевременно приобрести испрашиваемые для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки в аренду по процедуре, установленной действовавшим на момент неправомерного отказа законодательством, и осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на указанных земельных участках.
С учетом изложенного, суд области обоснованно удовлетворил заявление ИП главы КФХ Мелентьева С.М. признал незаконными действия Администрации Курского района Курской области, выраженные в письме N 5862 от 20.11.2014, по отказу в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу в аренду испрашиваемых земельных участков.
Что касается требований заявителя к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области - в части обязания Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и осуществить их кадастровый учет, а также принять решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду и направить проект договора аренды заявителю, то суд области обоснованно исходил из следующего.
С учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию Бесединского сельсовета Курского района Курской области утвердить Главе КФХ Мелентьевым С.М. схемы расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и осуществить кадастровый учет. Рассматривая указанные требования в части способа восстановления нарушенного права заявителя, суд области правомерно, что на момент вынесения решения (с 01.03.2015) вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из приведенных норм законодательства следует, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками перешли к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области, что не оспаривается сторонами. Материалами дела также подтверждается, что на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области утверждены Правила землепользования и застройки поселения (т. 1 л.д. 1 - 97).
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что Администрация Курского района Курской области неправомочна более распоряжаться спорными земельными участками, обязанность по исполнению судебного акта в части совершения действий, направленных на восстановление нарушенных прав путем предоставления спорных земельных участков в аренду, переходят к органу, которому переданы функции по распоряжению спорными земельными участками - к Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области.
Следовательно, в настоящем случае обязание Администрации Бесединского сельсовета Курского района к совершению действий является способом восстановления нарушенного субъективного права и охраняемого законом интереса по решению суда.
При этом восстанавливаемое нарушенное право подлежит восстановлению в полном объеме в состоянии, существовавшем на момент его нарушения, включая процедуру и условия предоставления земельных участков, действовавшие на момент незаконного отказа.
Таким образом, суд области обоснованно обязал Администрацию Бесединского сельсовета Курского района Курской области совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права заявителя, в том числе:
- в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- в срок не позднее четырнадцати дней со дня представления заявителем кадастровых паспортов указанных земельных участков принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьеву Сергею Михайловичу указанных земельных участков, расположенных на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области, в аренду сроком на три года, направив заявителю копию такого решения;
- в срок не позднее семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду направить в адрес Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелентьева Сергея Михайловича проекты договоров аренды указанных земельных участков, расположенных на территории Бесединского сельсовета Курского района Курской области, с предложением их заключения.
Пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предусматривает, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Следовательно, постановка земельных участков на кадастровый учет за счет органа местного самоуправления, законодательно не предусмотрена, поскольку данную обязанность законодательство возлагает на самого заявителя, в связи с чем, в данной части уточненные требования заявителя правомерно не удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2015 по делу N А35-11188/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Курского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)