Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2017 N 09АП-53237/2017 ПО ДЕЛУ N А40-31327/17

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. N 09АП-53237/2017

Дело N А40-31327/17

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.В. Горбачевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2017 по делу N А40-31327/17, принятое судьей Поляковой А.Б. (7-271)
по заявлению АО "Стройтрансгаз"
к ФГБУ "ФКП Росреестра" Москве, Управлению Росреестра по Москве
- третьи лица: Министерство Обороны Российской Федерации; ТУ Росимущества по Москве;
- о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: от АО "Стройтрансгаз" - Светличный А.И., дов. от 16.05.2017, Масляников Д.В., дов. от 19.06.2017,Вондрачек О.В., дов. от 14.12.2016
от ответчика: от Управлению Росреестра по Москве - Габдрахманова Э.А., дов. от 17.01.2017
от Министерства Обороны РФ Степан В.А., дов. от 21.12.2016

установил:

АО "Стройтрансгаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании незаконным решения ФГБУ ФКП Росреестра по Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган) от 09.02.2017 N 2.15/03795 об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 площадью 300000 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения войсковой части", расположенного по адресу: г. Москва, поселение Десеневское, вблизи пос. Ватутинки; о возложении на Управление Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик) обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140308:51 площадью 300000 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения войсковой части", расположенного по адресу: г. Москва, поселение Десеневское, вблизи пос. Ватутинки.
Решением суда от 25.08.2017 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, обращение АО "Стройтрансгаз" не соответствовало форме, установленной законодательством для такого рода обращений, поэтому не могло быть рассмотрено по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя и Министерства Обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" Москве, ТУ Росимущества по Москве извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе, и отзыве на жалобу доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальным управлением Росимущества по Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255, общей площадью 300000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Десеновское, дер. Десна, передан в аренду АО "Стройтрансгаз" сроком на 49 лет на основании договора аренды от 04.04.2008 N 06/08 с разрешенным использованием - под жилищное строительство.
В соответствии с постановлением Совета Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 вошел в территорию г. Москвы (новый адрес: г. Москва, поселение Десеновское, дер. Десна).
В связи с этим, АО "Стройтрансгаз" обратилось в ТУ Росимущества в г. Москве с заявлением о внесении изменений в договор аренды от 04.04.2008 N 06/08 в отношении арендодателя.
Минобороны России письмом от 04.07.2016 N 141/19724 в ТУ Росимущества поддержало обращение АО "Стройтрансгаз" о замене стороны договора аренды (арендодателя).
ТУ Росимущества в г. Москве письмом от 13.04.2016 N И22-08/5396 отказало заявителю в удовлетворении заявления, указав, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 (участок N 1) образован из земельного участка с кадастровым номером 50:21:140308:72, но его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 (участок N 2) с видом разрешенного использования "для размещения войсковой части", поэтому внесение изменений в договор аренды возможно только после проведения мероприятий по уточнению границ земельного участка N 1.
Вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0140308:255 и 50:21:0140308:51 путем снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 рассмотрен на заседании рабочей группы ФГБУ ФКП Росреестра по вопросам взаимодействия с Министерством обороны РФ и подведомственными Минобороны России организациями.
Согласно протоколу заседания рабочей группы от 08.11.2016 у органа кадастрового учета отсутствует землеустроительная документация на указанные земельные участки, но состав их кадастровых дел не аналогичен, в связи с чем, эти участки не являются дублями; по мнению Минобороны России, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:51 поставлен на кадастровый учет ошибочно; с учетом изложенного для снятия его с кадастрового учета Министерству обороны рекомендовано обратиться в суд.
О принятом решении рабочей группы заявитель уведомлен письмом Минобороны России от 30.11.2016 N 141/38082.
Кроме того Минобороны России направило в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" письмо от 11.10.2016 N 141/3203и о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51.
АО "Стройтрансгаз" после получения письма Минобороны России от 30.11.2016 N 141/38082 обратилось в Управление Росреестра по Москве (копия направлена в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) с заявлением от 27.01.2017 N СТГ-1/1093 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмом от 09.02.2017 N 2.15/03795 отказал АО "Стройтрансгаз" в удовлетворении заявления, указав, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 действующим законодательством не предусмотрено, и разъяснило, что снятие этого участка с кадастрового учета возможно на основании вступившего в законную силу судебного акта.
АО "Стройтрансгаз", считая отказ незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.03.2005 N 205-р "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Ватутинки" по предложению 141 Управления капитального строительства ВВС (в/ч 92741) (заказчика) принято решение о строительстве за счет инвестора, отобранного на конкурсной основе, жилого комплекса малоэтажной застройки общей площадью не менее 40000 кв. метров на земельном участке площадью 30 га, являющемся частью земельного участка площадью 133,4 га, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование войсковой части 92741 на основании государственного Акта МО-21-2 N 050-167, имеющем адресные ориентиры: Московская область, Ленинский район, пос. Ватутинки. 141.
Управлением капитального строительства ВВС (в/ч 92741) заключен инвестиционный контракт от 14.06.2005 N 08-8-05 о застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося в пользовании Минобороны России, с АО "Стройтрансгаз" (ранее - ОАО "Стройтрансгаз").
ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.03.2005 N 205-р, инвестиционным контрактом от 14.06.2005 N 08-8-05 издано распоряжение от 22.06.2006 N 150 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 04.04.2008 N 287) о предоставлении АО "Стройтрансгаз" земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255 в аренду сроком на 49 лет под строительство жилого комплекса малоэтажной застройки.
Согласно письму ТУ Росимущества в г. Москве от 13.04.2016 N И22-08/5396 в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости (ГКН) земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:21:140308:72, площадью 1155395 кв. м, который являлся собственностью Российской Федерации и находился в пользовании Минобороны России.
Из кадастрового плана (выписка из ГКН от 12.11.2007) также следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:21:140308:72 с разрешенным использованием "для размещения войсковой части".
В соответствии с кадастровым планом (выписка из ГКН от 12.12.2005) земельный участок с кадастровым номером 50:21:140308:72 с разрешенным использованием "для размещения войсковой части" передан войсковой части 92741 в постоянное бессрочное пользование.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 50:21:140308:72 в/ч 39294 передан в/ч 92741 на основании распоряжения главнокомандующего ВВС В. Михайлова.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 29.12.2007 земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 является собственностью Российской Федерации, разрешенное использование "для размещения войсковой части", о чем в ЕГРП 29.12.2007 сделана запись регистрации 50-50-98/023/2007-348 от 29.12.2007.
Указанное свидетельство выдано на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", распоряжений Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 01.11.2006 N 3246-р/о, от 29.11.2006 N 3584-р/о, от 28.12.2007 N 3246-р/о.
Проект границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255 и других 6 участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 50:21:140308:72, утвержден распоряжением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 01.11.2006 N 3246-р/о "Об утверждении проектов границ земельных участков, входящих в состав в/ч 39294 в районе пос. Ватутинки".
Данное распоряжение издано по результатам обращения начальника службы расквартирования и обустройства Минобороны России об утверждении проектов границ земельных участков, принадлежавших в/ч 39294 на праве постоянного бессрочного пользования, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области на основании Земельного кодекса РФ, Закона "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ.
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:140308:72 снят с кадастрового учета 04.09.2012.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255 зарегистрировано ограничение в виде аренды в пользу АО "Стройтрансгаз" сроком на 49 лет, разрешенное использование - малоэтажное жилищное строительство, запись в ЕГРП N 50-50-21/023/2008-369 от 20.05.2008 (письмо ТУ Росимущества в г. Москве от 13.04.2016 N И22-08/5396).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период образования и передачи в аренду заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных статьей 20 названного Кодекса, юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255, являющегося собственностью Российской Федерации, находившегося в пользовании Минобороны России и выделенного для размещения войсковой части, на основании обращения Минобороны России от 9 июня 2004 г. N 156/1/2/1527 распоряжением от 16.03.2005 N 205-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, изменено на вид разрешенного использования "жилищное строительство".
Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.03.2005 N 205-р не оспорено и в установленном законом порядке не признано недействительным.
Таким образом, вопреки доводам ответчика материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 образован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 50:21:140308:72, являвшегося собственностью Российской Федерации и находившегося в пользовании Минобороны России; границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255 установлены и описаны в кадастровом плане согласно требованиями действовавшего законодательства; участок поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в ЕГРН как собственность Российской Федерации; правомерно передан вышеуказанным распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области в аренду заявителю в соответствии с разрешенным видом использования "под строительство жилого комплекса малоэтажной застройки".
Вместе с тем, сведения о предыдущем кадастровом номере и о правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 в ГКН отсутствуют (письмо ТУ Росимущества в Москве от 13.04.2016 N И22-08/5396); по данным Минобороны России войсковая часть на указанном участке не размещена, на кадастровый учет участок поставлен ошибочно (протокол заседания от 08.11.2016 рабочей группы ФГБУ ФКП Росреестра по вопросам взаимодействия Министерства обороны РФ и подведомственными Минобороны России организациями, письмо Минобороны России от 11.10.2016 N 141/3203и).
Утверждение ТУ Росимущества в г. Москве о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51, суд первой инстанции посчитал необоснованным и противоречащим материалам дела.
Согласно письму Росреестра от 20.07.2016 N 14-исх./10495-9Е в адрес Минэкономразвития России документы, содержащиеся в кадастровых делах, не содержат информации об образовании земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255 из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0140308:255 и 50:21:0140308:51 имеют одинаковую конфигурацию, но имеют различные (местоположение), вид разрешенного использования, правообладателей.
Распоряжение от 01.11.2006 N 3246-р/о принято Администрацией Ленинского муниципального района Московской области издано с соблюдением полномочий, в соответствии с действовавшим в период издания распоряжения земельного законодательства.
Судом также установлено, что не имеется нарушений правообладателя при регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:255 п. 1 ст. 209 ГК РФ указанного земельного участка в/ч 75361-; доводы Минобороны России об отсутствии какой-либо войсковой части на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140308:51 и допущенной ошибке при его постановке на кадастровый учет заинтересованными лицами и ТУ Росимущества в г. Москве не опровергнуты, доказательства иного в материалы дела не представлены.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав); к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Приказом заместителя Министра экономического развития РФ - руководителя Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.
В силу ст. 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Росреестр несет ответственность, в том числе за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения; за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), установлен ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, запись в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140308:51, границы которого пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255, и отказ в снятии его с кадастрового учета, оформленный письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 09.02.2017 N 2.15/03795, не позволяет АО "Стройтрансгаз" в полном объеме осуществлять права арендатора по договору аренды от 04.04.2008 N 06/08 земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:255, осуществлять землеустроительные и иные работы на арендованном участке.
Сведения о наличии какого-либо спора о праве на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140308:51, препятствующего исправлению ошибки, а также доказательства, свидетельствующие о том, что ее исправление может повлечь за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на этот участок, в материалах дела отсутствуют.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, органом регистрации прав, несмотря на обращение Минобороны России и АО "Стройтрансгаз" в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в Управление Росреестра по Москве, в нарушение вышеуказанных норм законодательства ошибка, допущенная при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51, не исправлена, в снятии данного участка с кадастрового учета неправомерно отказано.
Доводы жалобы о том, что обращение не соответствует установленной форме, а Управлением Росреестра по Москве не выносилось решение об отказе в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета; ответ заявителю был направлен филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и его нельзя квалифицировать как решение регистрирующего органа, подлежащее оспариванию в порядке ст. 24 АПК РФ, судом первой инстанции были рассмотрены и обоснованно отклонены.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлен перечень лиц, по заявлению которых по форме, утвержденной Минэкономразвития РФ, осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (собственники или иные правообладатели объектов недвижимого имущества).
Как установлено судом, АО "Стройтрансгаз" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 не является лицом, указанным в ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которое вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением по установленной форме, однако наличие записи в ЕГРН об этом земельном участке и отказ в снятии его с кадастрового учета создает обществу препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение об отказе заявителю в снятии спорного участка с кадастрового учета оформлено письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (регистрирующего органа) от 09.02.2017 N 2.15/03795.
Следовательно, в силу ст. ст. 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АО "Стройтрансгаз" вправе в целях защиты своих нарушенных прав и законных интересов обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного решения регистрирующего органа, которое нарушает его права и законные интересы, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основания, свидетельствующие о ненадлежащем способе защиты заявителем нарушенных прав, заинтересованными лицами не приведены и в материалах дела отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судом первой инстанции полностью установлена.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2017 по делу N А40-31327/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА

Судьи
В.А.СВИРИДОВ
С.Л.ЗАХАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)