Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Жукова Е.В. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдыш М.С., при участии в судебном заседании: от министерства имущественных отношений Ставропольского края: Черкасской Д.А. - представителя по доверенности от 26.08.2016; в отсутствие представителей Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-8217/2016 по заявлению Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (с. Курсавка, ОГРН 1082600001406) к министерству имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в заключении договора аренды земельного участка,
Курсавское хуторское казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе предоставить в аренду без торгов земельный участок площадью 25 219 000 кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский и обязании направить проект договора аренды земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу..
Решением от 12.12.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован незаконным бездействием министерства нарушающим право заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, сославшись на неправильное применение норм материального права.
По мнению министерства, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о наличии права у казачьего общества на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку на момент его обращения имелись заявления граждан и крестьянско-фермерских хозяйств претендующих.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.04.2005 земельный участок площадью 25 219 000 кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский (далее - земельный участок), поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 03.03.2016 земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Казачье общество 22.12.2015 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении названного земельного участка в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, для сельскохозяйственного производства.
23 декабря 2015 года министерством был подготовлен письменный отказ N 13673, из которого следует, что заключить с казачьим обществом договор аренды земельного участка не представляется возможным, поскольку к заявлению не было приложено свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.
В связи с тем, что заявителем не был получен ответ на свое обращение, казачье общество 01.07.2016 повторно направило в министерство заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В ответе от 04.07.2016 N 8600 министерство указало, что предоставление земельного участка будет осуществляться посредством проведения аукциона, о дате и порядке проведения которого будет сообщено путем опубликования соответствующего сообщения в установленном порядке.
Казачье общество, считая, что министерство незаконно уклоняется от предоставления ему в аренду спорного земельного участка, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество в установленном порядке зарегистрировано в государственном реестре казачьих обществ и является субъектом, обладающим правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, и бездействие министерства нарушает право заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 77 Земельного кодекса закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе: гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; казачьими обществами и т.д.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Законом N 101-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 5), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам на срок до пяти лет для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. При поступлении нескольких заявлений земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8).
Земельным кодексом Российской Федерации в действующей с 01.03.2015 редакции установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, казачьими обществами (статья 78). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (статья 39.6). Порядок предоставления в аренду названных участков без проведения торгов включает в себя подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора аренды земельного участка. Особенностями предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам являются обеспечение уполномоченным органом опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, возможность подачи иными заинтересованными гражданами или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заявления о намерении участвовать в аукционе, проведение аукциона в случае поступления таких заявлений и отказ в предоставлении земельного участка первоначальному заявителю (статьи 39.14, 39.18).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон N 36-КЗ, статья 21 которого регулирует вопросы, связанные с заключением договора аренды земельного участка.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 названного Закона (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка), договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов (поселений и населенных пунктов в редакции Закона Ставропольского края от 12.05.2016 N 52-кз), находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Новоянкульский сельсовет андроповского района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 17.05.2004 N 31-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Андроповском районе Ставропольского края". Описание границы муниципального образования Новоянкульский сельсовет андроповского района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования приведены в качестве приложений к названному закону.
Расположение спорного земельного участка в границах муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края, наделенного статусом сельского поселения, подтверждается краевым законодательством и признается участниками спорных правоотношений.
В этом случае казачье общество, документально подтвердившее включение его в государственный Реестр казачьих обществ в Российской Федерации, вправе претендовать на получение без торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, отнесенного пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ к соответствующей территории.
Между тем из материалов дела следует, что, поступившее ответчику 22.12.2015 заявление о выделении земельного участка без торгов, датированное 26.11.2015, казачье общество документальных подтверждений включения его в государственный Реестр казачьих обществ не представило.
Судом установлено, что заявление казачьего общества (т. 1 л.д. 11-12) подано в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, так как не содержит информации об основаниях предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также сведений о приложении к заявлению каких-либо документов (в том числе: свидетельства о внесении казачьего общества в государственный Реестр казачьих обществ в Российской Федерации; выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем).
Представленное сопроводительное письмо о предоставлении документов к поступившему 22.12.2015 заявлению суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку из представленной копии не представляется возможным установить кем именно проставлены реквизиты идентичные реквизитам входящего штампа на заявлении истца от 25.11.2015, поступившего к ответчику 22.12.2015, поскольку сам штамп отсутствует. При этом по тексту сопроводительного письма следует о дополнении документами поданное заявление, при котором должен быть отражен иной номер входящего документа, отличный от поступившего ранее в дополнение к которому представлены новые документы.
Кроме того, во исполнение определения арбитражного суда апелляционной инстанции казачье общество не обосновало наличие у него скота, а также, что ведение сельскохозяйственного производства соответствует его уставным целям (91.33 деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки; 75.25.2 прочая деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; 75.24 деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности; 93.04 физкультурно-оздоровительная деятельность; 92.72. прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенных в другие группировки). В своем заявлении от 25.11.2015, адресованном министерству (входящий номер 20059 от 22.12.2015) казачье общество не указало необходимость использования участка испрашиваемой площади, наличие инструментальных ресурсов для освоения испрашиваемой площади, при наличии 9 человек в казачьем обществе, а также не обосновало необходимость предоставления земельного участка сроком на 49 лет.
В этом случае заявление, поступившее ответчику 22.12.2015, не подлежало рассмотрению в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса, уполномоченному органу надлежало его возвратить на основании пункта 3 указанной статьи в срок не позднее 10 дней с момента его поступления.
Как следует далее, в адрес министерства 24.02.2016 на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса повторно обратился в министерство Хамитов С.Р. о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:107 в аренду на 10 лет для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В последующем, министерство, после поступления заявления от 24.02.2016, письмом от 16.03.2016 инициировала процедуру предоставления земельного участка, обеспечив опубликование извещения о предоставлении земельного участка в аренду.
После публикации в официальном источнике 25.03.2016 в адрес министерства поступили заявления о намерении участвовать в аукционе на право предоставления спорного участка в аренду - Корганашвили С.А., КФХ Купаева Т.В., ООО СХП "Янкуль", ИП Корохова С.А., КФХ Унанов С.С., ООО "АгробизнесРесурс", КФХ Дорошенко А.Ф., ООО "РыбОхотСоюз".
Таким образом, на момент обращения казачьего общества с заявлением от 01.07.2016 предоставление спорного земельного участка возможно только на торгах (конкурсах, аукционах). В данном случае, при наличии двух и более заявок на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду от главы КФХ, казачьего общества и иных лиц, следует руководствоваться не только пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, но и Законом о фермерском хозяйстве и Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
На основании действующего законодательства КФХ и казачье общество относятся к специальным субъектам, обладающим правом на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в льготном порядке. Однако, при наличии конкурирующих заявок специальных субъектов право на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения подлежит выставлению на торги. Законодательство не отдает предпочтение одному специальному субъекту перед другим.
Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
С учетом вышеизложенного, у министерства отсутствовали правовые основания для предоставления спорных земельных участков казачьему обществу сроком на 49 лет, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-8217/2016 отменить.
В удовлетворении иска Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества отказать.
Взыскать с Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, с. Курсавка (ОГРН 1082600001406), 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 16АП-243/2017 ПО ДЕЛУ N А63-8217/2016
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А63-8217/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Жукова Е.В. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдыш М.С., при участии в судебном заседании: от министерства имущественных отношений Ставропольского края: Черкасской Д.А. - представителя по доверенности от 26.08.2016; в отсутствие представителей Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-8217/2016 по заявлению Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (с. Курсавка, ОГРН 1082600001406) к министерству имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в заключении договора аренды земельного участка,
установил:
Курсавское хуторское казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе предоставить в аренду без торгов земельный участок площадью 25 219 000 кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский и обязании направить проект договора аренды земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу..
Решением от 12.12.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован незаконным бездействием министерства нарушающим право заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, сославшись на неправильное применение норм материального права.
По мнению министерства, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о наличии права у казачьего общества на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку на момент его обращения имелись заявления граждан и крестьянско-фермерских хозяйств претендующих.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.04.2005 земельный участок площадью 25 219 000 кв. м (кадастровый номер 26:17:000000:107), категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СВХ Янкульский (далее - земельный участок), поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 03.03.2016 земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Казачье общество 22.12.2015 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении названного земельного участка в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, для сельскохозяйственного производства.
23 декабря 2015 года министерством был подготовлен письменный отказ N 13673, из которого следует, что заключить с казачьим обществом договор аренды земельного участка не представляется возможным, поскольку к заявлению не было приложено свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.
В связи с тем, что заявителем не был получен ответ на свое обращение, казачье общество 01.07.2016 повторно направило в министерство заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В ответе от 04.07.2016 N 8600 министерство указало, что предоставление земельного участка будет осуществляться посредством проведения аукциона, о дате и порядке проведения которого будет сообщено путем опубликования соответствующего сообщения в установленном порядке.
Казачье общество, считая, что министерство незаконно уклоняется от предоставления ему в аренду спорного земельного участка, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество в установленном порядке зарегистрировано в государственном реестре казачьих обществ и является субъектом, обладающим правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, и бездействие министерства нарушает право заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 77 Земельного кодекса закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе: гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; казачьими обществами и т.д.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Законом N 101-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 5), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам на срок до пяти лет для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. При поступлении нескольких заявлений земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8).
Земельным кодексом Российской Федерации в действующей с 01.03.2015 редакции установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, казачьими обществами (статья 78). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (статья 39.6). Порядок предоставления в аренду названных участков без проведения торгов включает в себя подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, заключение договора аренды земельного участка. Особенностями предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам являются обеспечение уполномоченным органом опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, возможность подачи иными заинтересованными гражданами или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заявления о намерении участвовать в аукционе, проведение аукциона в случае поступления таких заявлений и отказ в предоставлении земельного участка первоначальному заявителю (статьи 39.14, 39.18).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон N 36-КЗ, статья 21 которого регулирует вопросы, связанные с заключением договора аренды земельного участка.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 названного Закона (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка), договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов (поселений и населенных пунктов в редакции Закона Ставропольского края от 12.05.2016 N 52-кз), находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Новоянкульский сельсовет андроповского района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 17.05.2004 N 31-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Андроповском районе Ставропольского края". Описание границы муниципального образования Новоянкульский сельсовет андроповского района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования приведены в качестве приложений к названному закону.
Расположение спорного земельного участка в границах муниципального образования Новоянкульский сельсовет Андроповского района Ставропольского края, наделенного статусом сельского поселения, подтверждается краевым законодательством и признается участниками спорных правоотношений.
В этом случае казачье общество, документально подтвердившее включение его в государственный Реестр казачьих обществ в Российской Федерации, вправе претендовать на получение без торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, отнесенного пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ к соответствующей территории.
Между тем из материалов дела следует, что, поступившее ответчику 22.12.2015 заявление о выделении земельного участка без торгов, датированное 26.11.2015, казачье общество документальных подтверждений включения его в государственный Реестр казачьих обществ не представило.
Судом установлено, что заявление казачьего общества (т. 1 л.д. 11-12) подано в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, так как не содержит информации об основаниях предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также сведений о приложении к заявлению каких-либо документов (в том числе: свидетельства о внесении казачьего общества в государственный Реестр казачьих обществ в Российской Федерации; выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем).
Представленное сопроводительное письмо о предоставлении документов к поступившему 22.12.2015 заявлению суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку из представленной копии не представляется возможным установить кем именно проставлены реквизиты идентичные реквизитам входящего штампа на заявлении истца от 25.11.2015, поступившего к ответчику 22.12.2015, поскольку сам штамп отсутствует. При этом по тексту сопроводительного письма следует о дополнении документами поданное заявление, при котором должен быть отражен иной номер входящего документа, отличный от поступившего ранее в дополнение к которому представлены новые документы.
Кроме того, во исполнение определения арбитражного суда апелляционной инстанции казачье общество не обосновало наличие у него скота, а также, что ведение сельскохозяйственного производства соответствует его уставным целям (91.33 деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки; 75.25.2 прочая деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; 75.24 деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности; 93.04 физкультурно-оздоровительная деятельность; 92.72. прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенных в другие группировки). В своем заявлении от 25.11.2015, адресованном министерству (входящий номер 20059 от 22.12.2015) казачье общество не указало необходимость использования участка испрашиваемой площади, наличие инструментальных ресурсов для освоения испрашиваемой площади, при наличии 9 человек в казачьем обществе, а также не обосновало необходимость предоставления земельного участка сроком на 49 лет.
В этом случае заявление, поступившее ответчику 22.12.2015, не подлежало рассмотрению в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса, уполномоченному органу надлежало его возвратить на основании пункта 3 указанной статьи в срок не позднее 10 дней с момента его поступления.
Как следует далее, в адрес министерства 24.02.2016 на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса повторно обратился в министерство Хамитов С.Р. о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:107 в аренду на 10 лет для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В последующем, министерство, после поступления заявления от 24.02.2016, письмом от 16.03.2016 инициировала процедуру предоставления земельного участка, обеспечив опубликование извещения о предоставлении земельного участка в аренду.
После публикации в официальном источнике 25.03.2016 в адрес министерства поступили заявления о намерении участвовать в аукционе на право предоставления спорного участка в аренду - Корганашвили С.А., КФХ Купаева Т.В., ООО СХП "Янкуль", ИП Корохова С.А., КФХ Унанов С.С., ООО "АгробизнесРесурс", КФХ Дорошенко А.Ф., ООО "РыбОхотСоюз".
Таким образом, на момент обращения казачьего общества с заявлением от 01.07.2016 предоставление спорного земельного участка возможно только на торгах (конкурсах, аукционах). В данном случае, при наличии двух и более заявок на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду от главы КФХ, казачьего общества и иных лиц, следует руководствоваться не только пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, но и Законом о фермерском хозяйстве и Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
На основании действующего законодательства КФХ и казачье общество относятся к специальным субъектам, обладающим правом на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в льготном порядке. Однако, при наличии конкурирующих заявок специальных субъектов право на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения подлежит выставлению на торги. Законодательство не отдает предпочтение одному специальному субъекту перед другим.
Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
С учетом вышеизложенного, у министерства отсутствовали правовые основания для предоставления спорных земельных участков казачьему обществу сроком на 49 лет, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-8217/2016 отменить.
В удовлетворении иска Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества отказать.
Взыскать с Курсавского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, с. Курсавка (ОГРН 1082600001406), 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
Е.Г.СОМОВ
Е.В.ЖУКОВ
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)