Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 ПО ДЕЛУ N А13-16105/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. по делу N А13-16105/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от заявителя Андреевой С.Н. по доверенности от 24.05.2016, от ответчика Уссар Е.Г. по доверенности от 19.12.2016 N 188,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2017 года по делу N А13-16105/2016 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "МИК" (ОГРН 1043500055290, ИНН 3525138526; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Пушкинская, дом 52; далее - ООО "ЛК "МИК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письмах от 01.09.2016 N 03-4149/16, от 28.10.2016 N 03-5113 о предоставлении в аренду заявителю лесного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:39, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, и о возложении на ответчика обязанности заключить с обществом в установленном порядке договор аренды лесного участка, площадью 7286 кв. м +/- 30 кв. м с кадастровым номером 35:22:0301005:39 без проведения торгов в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2017 года по делу N А13-16105/2016 заявленные требования удовлетворены.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку испрашиваемый обществом участок находится в лесопарковой зоне, то судом первой инстанции необоснованно не применены положения пункта 5 части 3 статьи 105 и части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
ООО "ЛК "МИК" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.08.2011 серии 35-СК N 982455, выписки из ЕГРП по состоянию на 29.11.2016 ООО "Лизинговая компания "МИК" на праве собственности принадлежит здание корпуса N 39, 1976 года постройки, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1932,3 кв. м, инвентарный номер 4127, литера А, А1, А2, А3, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Городище Домозеровского с/с, территория базы отдыха "Строитель" (том 1, листы 52, 117).
Общество на основании части 1 статьи 74 ЛК РФ обратилось в департамент с заявлениями от 31.05.2016, от 02.08.2016 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 7286 кв. м +/- 30 кв. м с кадастровым номером 35:22:0301005:39, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровский с/с, находящегося в федеральной собственности (том 1, листы 118, 121).
Письмами от 01.09.2016 N 03-4149/16, от 28.10.2016 N 03-5113 (том 1, листы 127, 129) департамент сообщил об отказе в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
Не согласившись с таким отказом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по управлению землями лесного фонда в Вологодской области возложены на департамент.
Как правильно отметил суд первой инстанции, лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ).
В частности, статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено ЛК РФ.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 74 ЛК РФ.
Так, в силу части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в частности, в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В материалах дела усматривается и сторонами не отрицается, что на спорном лесном участке расположено здание, принадлежащее обществу на праве собственности, которое у него возникло в 2011 году на основании протокола N 83 (имеющего силу договора купли-продажи) о результате торгов по продаже арестованного имущества от 21.02.2011 и акта приема-передачи от 09.03.2011.
При этом само здание возведено в 1976 году, то есть до введения в действие статей 41, 105 ЛК РФ.
Ссылка на пункт 5 статьи 105 ЛК РФ о прямом запрете на размещении в лесопарковой зоне объектов капитального строительства не может быть применена к рассматриваемым отношениям, поскольку согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ЛК РФ вступил в действие с 01.01.2007 и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие.
Из пункта 3 статьи 33 ЗК РФ следует, что размеры предоставляемых земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Общество ссылается на то, что для эксплуатации и обслуживания корпуса N 39 базы отдыха "Строитель" необходим земельный участок площадью 7286 кв. м и в обоснование своей позиции ссылается на представленную в дело проектную документацию по обоснованию границ земельного участка для обслуживания корпуса N 39 базы отдыха "Строитель" (том 1, листы 58 - 70).
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ данный документ, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о подтверждении должным образом необходимости предоставления аренду именно испрашиваемой площади.
Кроме того, относительно размера участка департамент возражений в апелляционной жалобе не приводит.
Согласно пункту 3 статьи 39.1 ЗК РФ положения главы V.1 данного Кодекса применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ с 01.10.2015 с учетом Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из анализа приведенным выше в постановлении норм земельного и лесного законодательства суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что в тех случаях, когда на лесных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены такого права со ссылкой на ограничения, установленные лесным законодательством, в силу приоритета положений статьи 39.20 ЗК РФ.
Данный вывод нашел свое отражение и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2014 N ВАС-8849/14, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.08.2013 N ВАС-9777/13.
Следовательно, общество обладает правом на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 35:22:0301005:39 без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находится здание, принадлежащее обществу на праве собственности.
В апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что земельный участок, который общество просит предоставить в аренду, относится к защитным лесам, лесопарковым зонам, на территории которых запрещено возведение капитальных строений.
Статья 105 ЛК РФ действительно распространяется на правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Вместе с тем, в материалы дела департаментом не представлены доказательства того, что лесному участку с кадастровым номером 35:22:0301005:39, находящемся в государственной собственности, присвоен специальный статус режима лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В частности, из свидетельства о государственной регистрации права от 22.04.2016 N 35-35/001-35/001/003/2016-999/1 следует, что относительно земельного участка установлена категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для осуществления рекреационной деятельности, площадью 7286 кв. м, местоположение: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровский с/с.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:39 от 09.04.2014 (N 3500/301/2014-97918) особых отметок о правовом режиме участка не указано, также отсутствуют сведения о природных объектах, в отличие от лесного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:38.
Установленное законодательством Российской Федерации зонирование лесных территорий не должно ущемлять интересов субъектов и законных прав субъектов на объекты недвижимости, находящиеся на лесных участках и существовавшие до момента вступления в силу действующего лесного законодательства.
Ссылка на часть 2 статьи 41 ЛК РФ о допустимости при осуществлении рекреационной деятельности в лесах возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства, не может быть принята, поскольку согласно части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в том числе в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (пункт 4).
Довод подателя жалобы о том, что расположенное на спорном земельном участке здание является самовольной постройкой, также не может быть принят, поскольку данное здание таковым не признано.
Кроме того, как верно отмечает общество, впервые понятие "самовольная постройка" появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 1995 года. Общество является собственником здания, 1976 года постройки, расположенного на спорном лесном участке, право собственности, на которое зарегистрировано в установленном законом порядке 04.08.2011 (запись регистрации N 35-35-13/004/2011-210) и департаментом не оспаривается.
Выводы суда, изложенные в решении от 25.01.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2017 года по делу N А13-16105/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
А.В.ПОТЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)