Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой.
судей: Е.И. Захарчука; О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии:
от истцов: Шараев А.С. на основании протоколов общего собрания от 01.08.2016 об избрании генеральным директором, паспорт
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: Колодина Е.В. по доверенности N 41 от 11.10.2016, сроком 1 год, удостоверение
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ангарида" и общества с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (рег. N 07АП-4151/17) на решение Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 по делу N А67-8879/2016 (судья Хлебников А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ангарида" (ИНН 7018041025, ОГРН 1037000084076, 634034, Томская обл., город Томск, улица Нахимова, 8/1), общества с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (ИНН 7018046231, ОГРН 1037000084274, 634034, Томская обл., город Томск, улица Нахимова, 8/1)
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706, 634050, Томская обл., город Томск, проспект Ленина, 73),
третье лицо: Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211, 634050, Томская обл., город Томск, переулок Плеханова, 4)
о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельного участка,
Общество с ограниченной ответственностью "Ангарида" (ООО "Ангарида"), общество с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (ООО "Сибирские просторы") обратились в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), об обязании Муниципального образования "Город Томск" (ответчик) заключить договор N 1-з от 24.01.2017 г. купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д в предложенной ООО "Ангарида" редакции; заключить договор N 2-з от 24.01.2017 г. купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д в предложенной ООО "Сибирские просторы" редакции.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявители жалобы указывают, что они не приобретают землю как собственники, а переоформляют в установленные законом сроки и порядке право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в связи с чем считают, что должны соблюдаться все требования и условия по его переоформлению, в том числе и по цене земельного участка; в решении не изложены доводы истцов и не приведены ссылки на документы, представленные в обоснование исковых требований; суд оставил без внимания и проигнорировал доводы истцов. Указывают на несоответствие выводов суда представленным в материалы дела доказательствам, полагают, что суд не установил, на каком основании происходило изменение кадастрового номера земельного участка; не установлено, изменялся ли при этом сам участок, его физические параметры (местоположение, границы, площадь), назначение; не посчитал установленным, что истцы обратились в соответствии с требованиями закона в порядке переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; не установлены конкретные даты продления срока рассмотрения обращения истцов, с какого и по какое число, не нарушены ли и они, не дана правовая оценка продлению, и проигнорировано мнение, изложенное в письме прокуратуры по этому вопросу; неоднократное обращение истцов в администрацию г. Томска с заявлениями; не установлено, имела ли право администрация изменять сроки, установленные законом; суд не принял во внимание неоднократные обращения истцов в администрацию; указывает, что постановление от 17.02.2015 N 262-з вынесено лишь о предоставлении, участок в общую долевую собственность за плату до сих пор не представлен; судом не установлена цель обращения истцов в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТО с запросом; не установлено затягивание процесса со стороны Администрации; не принято во внимание, что с момента последнего обращения в Администрацию о переоформлении права бессрочного пользования на земельный участок от 10.11.2014 до передачи проектов от 02.04.2015 прошел срок, превышающий 30 дней, предусмотренный законом; факт, того что акт установления выкупной цены, представленный ранее Департаментом недвижимости, был обжалован в рамках арбитражного судопроизводства (Дело N А67-5886/2015), и действия истцов произведены по окончании рассмотрения данного дела; не указал, что в силу статьи 445 ГК РФ стороной, обязанной по данному договору, является муниципальное образование в лице своих исполнительных органов; суд, не указал, что истцы могут переоформить право бессрочного пользования земельным участком (на котором расположены линейные объекты) на право собственности вплоть до 01.01.2016 по цене, установленной в пределах 2,5% от кадастровой стоимости; считают, что пункт 2 статьи 424 ГК РФ к данному делу не применим; суд увидел разногласия при заключении договора, но не рассмотрел их; не согласны с выводами суда о том, что истцы впервые обратились с заявлением о предоставлении земельного участка 10.11.2014 г., судом, не установлено, каким постановлением определена и утверждена кадастровая стоимость земельного участка; указывают, что раньше у спорного участка был другой учетный номер и кадастровая стоимость его была известна, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела Акты проверок ИФНС; указывают, что кадастровая стоимость на дату обращения была другой; считают, что смена учетного номера земельного участка не может изменить его кадастровую стоимость, а кадастровую стоимость может изменить Постановление администрации, и что последнее Постановление Администрации об изменении кадастровой стоимости земельного участка в ТО вступило в силу 01.01.2015, истцы обратились раньше этой даты; суд оставил баз внимания доводы истцов о том, что на земельном участке расположены линейные объекты; также указывают на ходатайство Департамента недвижимости от 05.04.2017 б/н о приобщении к материалам дела копии архивного дела, хранящегося в департаменте недвижимости по данному земельному участку, в котором отсутствует перечень приложений, не хватает 9 листов приложений, и не все копии надлежащим образом заверены; считают, что все поставленные в ходе судебного заседания вопросы должны иметься в материалах дела; указывают на неотражение в протоколе реплик; решение суда не содержит информации об установлении и выводов - о нетождественности земельного участка, представленного ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования спорному земельному участку, а тем самым - обоснования возражений Департамента недвижимости.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель третьего лица представил возражения на апелляционную жалобу, ходатайствовал о приобщении их к материалам дела. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истцов вопрос о приобщении к материалам дела возражений на апелляционную жалобу оставил на усмотрение суда.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев ходатайство третьего лица о приобщении к материалам дела возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции определил отказать в их приобщении ввиду отсутствия доказательств направления другим участникам процесса.
Заслушав представителей истцов и третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Томска образован земельный участок по ул. Нижне-Луговой, 12, стр. 5, в границах и площади, согласно прилагаемому плана. Земельному участку присвоен учетный номер 70:21:010815:02 постановлением Мэра г. Томска N 1506з от 30.05.2006.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ТА 0041423 ООО "Ангарида" принадлежало на праве постоянного бессрочного пользования 938/55380 долей земельного участка на землях производственной застройки для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружении общей площадью 1 876 кв. м в составе участка 55 308 кв. м, кадастровый N 70:21:010815:02, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая 12, стр. 5.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ТА 0041423 ООО "Сибирские просторы" также принадлежало на праве постоянного бессрочного пользования 938/55380 долей земельного участка на землях производственной застройки для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружении общей площадью 1 876 кв. м в составе участка 55 308 кв. м, кадастровый N 70:21:010815:02, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая 12, стр. 5.
В последующем кадастровый номер земельного участка N 70:21:010815:02 изменен на N 70:21:0100011:224.
ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" 04.03.2014 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением вх. N 396/14 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12 стр. 5 площадью 1876 кв. м на кадастровом плане территории.
Согласно ответу от 04.04.2014 г. N 01-01-19/3354 Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, к запросу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прилагаются следующие документы: сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подан запрос об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из Единого адресного реестра объектов недвижимости и временных объектов на территории г. Томска об адресе земельного участка либо справка о предварительной регистрации адреса такого земельного участка (адресная справка). Дополнительно Департамент сообщил, что адрес земельного участка, указанный в адресной справке, должен соответствовать адресу объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида". Работа по заявлению будет продолжена после получения указанных документов.
Истцы представили дополнительные документы 28.04.2014.
Постановлением Администрации г. Томска N 942-з от 05.06.2014 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д площадью 1876 кв. м (учетный номер 70:21:010815:35) в целях его последующего образования для эксплуатации нежилого здания путем раздела земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12, стр. 5, площадью 55308 кв. м с кадастровым номером 70:21:0100011:224; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" рекомендовано учесть наличие охранной зоны инженерных коммуникаций на образуемом земельном участке, произвести комплекс работ по межеванию земельного участка; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" уполномочены на проведение кадастрового учета земельного участка с учетом установленного ограничения в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет.
05.11.2014 земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, площадью 1876 кв. м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 70:21:0100035:1208.
10.11.2014 истцы обратились в администрацию г. Томска с заявлением вх. N 12701 по вопросу оформления права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. ул. Нижне-Луговая 12д с кадастровым номером 70:21:0100035:1208 площадью 1 876 кв. м.
Согласно ответу Департамента недвижимости N 12958 от 10.12.2014 в порядке рассмотрения обращения ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" с прилагаемым пакетом документов специалистами департамента правового обеспечения администрации Города Томска затребованы дополнительные сведения о нежилом здании с кадастровым номером 70:21:0100035:389 и земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, срок рассмотрения обращения ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" продлен на 30 дней.
23.12.2014 истцы обратились в администрацию г. Томска с заявлением N 389-14, в котором просили обеспечить возможность получения спорного земельного участка в собственность.
Согласно ответу администрации г. Томска от 12.01.2015 N 2/15 в целях устранения имеющихся замечаний 10.12.2014 сотрудниками департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска были подготовлены и направлены в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области соответствующие запросы, о чем в адрес ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" было подготовлено письменное уведомление (исх. N 12958 от 10.12.2014).
В ответе администрации г. Томска от 16.01.2015 N 388 указано, что на основании заявления ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" об оформлении права собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м, департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска подготовлен проект постановления администрации города Томска "О предоставлении ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" в общую долевую собственность земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д". Для продолжения работы по ходатайству ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" необходимо предоставить заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100011:224.
Постановлением администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-3 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100011:224; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" в общую долевую собственность за плату предоставлен земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером: 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м для эксплуатации нежилого здания.
Согласно ответу Департамента недвижимости от 24.02.2015 N 2238 администрацией г. Томска принято положительное решение о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, постановление администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-3 подписано; для заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо обратиться в департамент недвижимости.
В заявлении от 02.03.2015 вх. N 2395 истцы просили представить договор о передаче спорного земельного участка в собственность.
Письмом от 05.03.2015 N 2724 Департамент недвижимости для подготовки соответствующих проектов договоров купли-продажи просил уведомить отдел договорных отношений департамента недвижимости о намерении внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части назначения земельного участка в целях исполнения п. 3 постановления администрации Города Томска N 262-з от 17.02.2015.
03.03.2015 ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" обратились в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области с запросом (вх. N 01/0688), в котором просили предоставить возможность выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельного участка, для чего определить и назвать кадастровую стоимость по двум вариантам: кадастровая стоимость при основных видах разрешенного использования: организации, учреждения, управления; многофункциональные, деловые и обслуживающие здания, предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли; кадастровая стоимость при условно разрешенных видах использования: складские объекты.
ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" неоднократно обращались а администрацию г. Томска с заявлениями (N 1027-ю от 03.03.2015, N 1301-ю от 17.03.2015, N 56-ж от 05.03.2015, N 76-ж от 19.03.2015, вх. N 2392 от 02.03.2015, вх. N 3260 от 17.03.2015) о заключении договоров купли-продажи земельного участка, в ответ на которые от 31.03.2015 N 1748/3981 администрация сообщила, что на основании постановления администрации Города Томска N 262-3 от 17.02.2015 департаментом недвижимости была организована работа по снятию обременения в виде права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" земельным участком, в результате чего ограничения и обременения на земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области сняты 18.03.2015. Согласно сведениям органа кадастрового учета на дату обращения о предоставлении земельного участка в собственность кадастровую стоимость земельного участка рассчитать невозможно в связи с некорректным видом разрешенного использования для данной категории земель. Учитывая отсутствие установленной кадастровой стоимости земельного участка, подготовить договор купли-продажи земельного участка в настоящее время не представляется возможным, о чем истцы уведомлены (письмо исх. N 2724 от 05.03.2015).
Из пункта 3 постановления администрации Города Томска N 262-3 от 17.02.2015 следует, что на ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" возложена обязанность по обращению в орган, осуществляющий кадастровый учет, для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно назначения земельного участка. Департаментом недвижимости самостоятельно инициированы мероприятия по обращению в орган кадастрового учета для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части назначения земельного участка. Срок получения кадастрового паспорта земельного участка - 31.03.2015. После получения кадастрового паспорта земельного участка департаментом недвижимости незамедлительно будут подготовлены проекты договоров купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м, и направлены ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" для подписания.
02.04.2015 Департаментом недвижимости руководителю ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" переданы проекты договоров купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск ул. Нижне-Луговая, 12д, а также проекты актов установления выкупной цены долей земельного участка.
29.10.2016 ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" направили в адрес Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска проекты договоров купли-продажи земельного участка с приложениями актов установления выкупной цены.
Истцы, ссылаясь на уклонение ответчика от заключения договоров купли-продажи в предложенной ими редакции, обратились в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из материалов дела следует, истцы считают, что выкупная цена земельного должна быть рассчитана исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого составляет 1 108 397,08 руб. и должна составлять 13 854,96 руб.
Частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012, в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения истцов с заявлением о предоставлении земельного участка согласно пункту 4 статьи 15 Закона Томской области N 74-03 от 04.10.2002 "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" выкупная цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается равной выкупной цене земельных участков, находящихся в муниципальной собственности на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно решению Думы Города Томска от 24.12.2013 N 934 "О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (решение Думы Города Томска N 934 от 24.12.2013) продажа земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной частями 1 - 5 данного решения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 решения Думы Города Томка N 934 от 24.12.2013 выкупная цена земельного участка устанавливается равной 15% его кадастровой стоимости при продаже земельных участков в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 4 (при выкупе земельного участка для эксплуатации жилых домов, гаражей).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что при определении выкупной стоимости земельного участка необходимо руководствоваться нормами законодательства по определению стоимости на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, т.е. решением Думы города Томска N 934 от 24.12.2013, которое устанавливает цену земельного участка, равную 15% его кадастровой стоимости.
Как установил суд первой инстанции, впервые истцы обратились с заявлением о предоставлении земельного участка 10.11.2014. Доказательств более раннего обращения в деле не имеется.
Размер выкупной стоимости земельных участков собственникам находящихся на участках объектов недвижимого имущества установлен на законодательном уровне.
При этом при обращении собственника за выкупом до 01.07.2012 устанавливалась льготная цена, составляющая 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а после 01.07.2012 цена стала составлять 15% от его кадастровой стоимости.
Ссылка истцов на то, что первоначально заявление о выкупе подавалось до 01.07.2012, судом первой инстанции обоснованно отклонена за недоказанностью.
Каких-либо документов, подтверждающих такое обращение, в материалы дела не представлено.
Частью 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу части 7 статьи ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно части 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (10.11.2014) земельный участок сформирован не был, его точное местоположение и площадь определены не были, на кадастровый учет участок поставлен не был, следовательно, спорный земельный участок не мог являться объектом земельных правоотношений.
Поскольку постановлением администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-з испрашиваемый земельный участок предоставлен для эксплуатации нежилого здания (склада), что подтверждается кадастровой выпиской от 23.03.2015 N 7000/301/15-43792, установление выкупной цены в размере, предусмотренном нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не представляется возможным.
Размер выкупной цены земельного участка определен в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости по состоянию на 23.03.2015. Данное обстоятельство обусловлено отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату обращения в связи с указанием некорректного вида разрешенного использования. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100035:1208 появились только 23.03.2015.
Ссылка заявителей жалобы на то, что судом не установлено затягивание процесса со стороны администрации, судом апелляционной инстанции отклоняется за несостоятельностью, поскольку суд установил, что администрация своевременно отвечала на запросы заявителя, запрашивала необходимые документы, каких-либо нарушений со стороны администрации, касающиеся несвоевременности ответов/незаконности отказов в действиях материалами настоящего дела не установлено.
Ссылка заявителей жалобы на то, что судом проигнорировано мнение, изложенное в письме прокуратуры, судом апелляционной инстанции отклоняется за необоснованностью.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что объектом права испрашиваемый земельный участок стал являться только после постановки его на кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера, в связи с чем, документы, позволившие начать процедуру предоставления земельного участка по основаниям статьи 36 ЗК РФ, были предоставлены заявителями после 01.07.2012, когда льготный порядок определения выкупной цены земельного участка (2,5% от его кадастровой стоимости) уже не действовал, и стоимость земельного участка в предлагаемом истцами размере определена быть не может.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не установил, на каком основании происходило изменение кадастрового номера земельного участка; не установлено изменялся ли при этом сам участок, его физические параметры (местоположение, границы, площадь), назначение, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из предмета и основания спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении не изложены доводы истцов и не приведены ссылки на документы, представленные в обоснование исковых требований, апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку это не привело к принятию неправильного решения. Суд достаточно полно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства.
Ссылка заявителей жалобы на незаверенные и представленные в материалы дела третьим лицом копии документов, судом апелляционной инстанции отклоняется, за необоснованностью. Ходатайства о фальсификации указанных документов не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права (пояснения сторон полно не отражены в протоколе судебного заседания, не отражена реплика) не являются основанием для отмены судебного акта в силу пункта 3 статьи 270 АПК РФ. Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает, что при рассмотрении дела, помимо протокола судебного заседания, велась аудиозапись судебного заседания, и все пояснения сторон, отражены в аудиопротоколе судебного заседания.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 статьями 110, 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 по делу N А67-8879/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2017 N 07АП-4151/17 ПО ДЕЛУ N А67-8879/2016
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N 07АП-4151/17
Дело N А67-8879/2016
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой.
судей: Е.И. Захарчука; О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии:
от истцов: Шараев А.С. на основании протоколов общего собрания от 01.08.2016 об избрании генеральным директором, паспорт
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: Колодина Е.В. по доверенности N 41 от 11.10.2016, сроком 1 год, удостоверение
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ангарида" и общества с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (рег. N 07АП-4151/17) на решение Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 по делу N А67-8879/2016 (судья Хлебников А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ангарида" (ИНН 7018041025, ОГРН 1037000084076, 634034, Томская обл., город Томск, улица Нахимова, 8/1), общества с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (ИНН 7018046231, ОГРН 1037000084274, 634034, Томская обл., город Томск, улица Нахимова, 8/1)
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706, 634050, Томская обл., город Томск, проспект Ленина, 73),
третье лицо: Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211, 634050, Томская обл., город Томск, переулок Плеханова, 4)
о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ангарида" (ООО "Ангарида"), общество с ограниченной ответственностью "Сибирские просторы" (ООО "Сибирские просторы") обратились в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), об обязании Муниципального образования "Город Томск" (ответчик) заключить договор N 1-з от 24.01.2017 г. купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д в предложенной ООО "Ангарида" редакции; заключить договор N 2-з от 24.01.2017 г. купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д в предложенной ООО "Сибирские просторы" редакции.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявители жалобы указывают, что они не приобретают землю как собственники, а переоформляют в установленные законом сроки и порядке право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в связи с чем считают, что должны соблюдаться все требования и условия по его переоформлению, в том числе и по цене земельного участка; в решении не изложены доводы истцов и не приведены ссылки на документы, представленные в обоснование исковых требований; суд оставил без внимания и проигнорировал доводы истцов. Указывают на несоответствие выводов суда представленным в материалы дела доказательствам, полагают, что суд не установил, на каком основании происходило изменение кадастрового номера земельного участка; не установлено, изменялся ли при этом сам участок, его физические параметры (местоположение, границы, площадь), назначение; не посчитал установленным, что истцы обратились в соответствии с требованиями закона в порядке переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; не установлены конкретные даты продления срока рассмотрения обращения истцов, с какого и по какое число, не нарушены ли и они, не дана правовая оценка продлению, и проигнорировано мнение, изложенное в письме прокуратуры по этому вопросу; неоднократное обращение истцов в администрацию г. Томска с заявлениями; не установлено, имела ли право администрация изменять сроки, установленные законом; суд не принял во внимание неоднократные обращения истцов в администрацию; указывает, что постановление от 17.02.2015 N 262-з вынесено лишь о предоставлении, участок в общую долевую собственность за плату до сих пор не представлен; судом не установлена цель обращения истцов в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТО с запросом; не установлено затягивание процесса со стороны Администрации; не принято во внимание, что с момента последнего обращения в Администрацию о переоформлении права бессрочного пользования на земельный участок от 10.11.2014 до передачи проектов от 02.04.2015 прошел срок, превышающий 30 дней, предусмотренный законом; факт, того что акт установления выкупной цены, представленный ранее Департаментом недвижимости, был обжалован в рамках арбитражного судопроизводства (Дело N А67-5886/2015), и действия истцов произведены по окончании рассмотрения данного дела; не указал, что в силу статьи 445 ГК РФ стороной, обязанной по данному договору, является муниципальное образование в лице своих исполнительных органов; суд, не указал, что истцы могут переоформить право бессрочного пользования земельным участком (на котором расположены линейные объекты) на право собственности вплоть до 01.01.2016 по цене, установленной в пределах 2,5% от кадастровой стоимости; считают, что пункт 2 статьи 424 ГК РФ к данному делу не применим; суд увидел разногласия при заключении договора, но не рассмотрел их; не согласны с выводами суда о том, что истцы впервые обратились с заявлением о предоставлении земельного участка 10.11.2014 г., судом, не установлено, каким постановлением определена и утверждена кадастровая стоимость земельного участка; указывают, что раньше у спорного участка был другой учетный номер и кадастровая стоимость его была известна, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела Акты проверок ИФНС; указывают, что кадастровая стоимость на дату обращения была другой; считают, что смена учетного номера земельного участка не может изменить его кадастровую стоимость, а кадастровую стоимость может изменить Постановление администрации, и что последнее Постановление Администрации об изменении кадастровой стоимости земельного участка в ТО вступило в силу 01.01.2015, истцы обратились раньше этой даты; суд оставил баз внимания доводы истцов о том, что на земельном участке расположены линейные объекты; также указывают на ходатайство Департамента недвижимости от 05.04.2017 б/н о приобщении к материалам дела копии архивного дела, хранящегося в департаменте недвижимости по данному земельному участку, в котором отсутствует перечень приложений, не хватает 9 листов приложений, и не все копии надлежащим образом заверены; считают, что все поставленные в ходе судебного заседания вопросы должны иметься в материалах дела; указывают на неотражение в протоколе реплик; решение суда не содержит информации об установлении и выводов - о нетождественности земельного участка, представленного ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования спорному земельному участку, а тем самым - обоснования возражений Департамента недвижимости.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель третьего лица представил возражения на апелляционную жалобу, ходатайствовал о приобщении их к материалам дела. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истцов вопрос о приобщении к материалам дела возражений на апелляционную жалобу оставил на усмотрение суда.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев ходатайство третьего лица о приобщении к материалам дела возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции определил отказать в их приобщении ввиду отсутствия доказательств направления другим участникам процесса.
Заслушав представителей истцов и третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Томска образован земельный участок по ул. Нижне-Луговой, 12, стр. 5, в границах и площади, согласно прилагаемому плана. Земельному участку присвоен учетный номер 70:21:010815:02 постановлением Мэра г. Томска N 1506з от 30.05.2006.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ТА 0041423 ООО "Ангарида" принадлежало на праве постоянного бессрочного пользования 938/55380 долей земельного участка на землях производственной застройки для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружении общей площадью 1 876 кв. м в составе участка 55 308 кв. м, кадастровый N 70:21:010815:02, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая 12, стр. 5.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ТА 0041423 ООО "Сибирские просторы" также принадлежало на праве постоянного бессрочного пользования 938/55380 долей земельного участка на землях производственной застройки для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружении общей площадью 1 876 кв. м в составе участка 55 308 кв. м, кадастровый N 70:21:010815:02, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая 12, стр. 5.
В последующем кадастровый номер земельного участка N 70:21:010815:02 изменен на N 70:21:0100011:224.
ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" 04.03.2014 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением вх. N 396/14 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12 стр. 5 площадью 1876 кв. м на кадастровом плане территории.
Согласно ответу от 04.04.2014 г. N 01-01-19/3354 Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, к запросу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прилагаются следующие документы: сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подан запрос об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из Единого адресного реестра объектов недвижимости и временных объектов на территории г. Томска об адресе земельного участка либо справка о предварительной регистрации адреса такого земельного участка (адресная справка). Дополнительно Департамент сообщил, что адрес земельного участка, указанный в адресной справке, должен соответствовать адресу объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида". Работа по заявлению будет продолжена после получения указанных документов.
Истцы представили дополнительные документы 28.04.2014.
Постановлением Администрации г. Томска N 942-з от 05.06.2014 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д площадью 1876 кв. м (учетный номер 70:21:010815:35) в целях его последующего образования для эксплуатации нежилого здания путем раздела земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12, стр. 5, площадью 55308 кв. м с кадастровым номером 70:21:0100011:224; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" рекомендовано учесть наличие охранной зоны инженерных коммуникаций на образуемом земельном участке, произвести комплекс работ по межеванию земельного участка; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" уполномочены на проведение кадастрового учета земельного участка с учетом установленного ограничения в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет.
05.11.2014 земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, площадью 1876 кв. м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 70:21:0100035:1208.
10.11.2014 истцы обратились в администрацию г. Томска с заявлением вх. N 12701 по вопросу оформления права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. ул. Нижне-Луговая 12д с кадастровым номером 70:21:0100035:1208 площадью 1 876 кв. м.
Согласно ответу Департамента недвижимости N 12958 от 10.12.2014 в порядке рассмотрения обращения ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" с прилагаемым пакетом документов специалистами департамента правового обеспечения администрации Города Томска затребованы дополнительные сведения о нежилом здании с кадастровым номером 70:21:0100035:389 и земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, срок рассмотрения обращения ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" продлен на 30 дней.
23.12.2014 истцы обратились в администрацию г. Томска с заявлением N 389-14, в котором просили обеспечить возможность получения спорного земельного участка в собственность.
Согласно ответу администрации г. Томска от 12.01.2015 N 2/15 в целях устранения имеющихся замечаний 10.12.2014 сотрудниками департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска были подготовлены и направлены в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области соответствующие запросы, о чем в адрес ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" было подготовлено письменное уведомление (исх. N 12958 от 10.12.2014).
В ответе администрации г. Томска от 16.01.2015 N 388 указано, что на основании заявления ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" об оформлении права собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м, департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска подготовлен проект постановления администрации города Томска "О предоставлении ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" в общую долевую собственность земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д". Для продолжения работы по ходатайству ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" необходимо предоставить заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100011:224.
Постановлением администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-3 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100011:224; ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" в общую долевую собственность за плату предоставлен земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером: 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м для эксплуатации нежилого здания.
Согласно ответу Департамента недвижимости от 24.02.2015 N 2238 администрацией г. Томска принято положительное решение о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нижне-Луговая, 12д, постановление администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-3 подписано; для заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо обратиться в департамент недвижимости.
В заявлении от 02.03.2015 вх. N 2395 истцы просили представить договор о передаче спорного земельного участка в собственность.
Письмом от 05.03.2015 N 2724 Департамент недвижимости для подготовки соответствующих проектов договоров купли-продажи просил уведомить отдел договорных отношений департамента недвижимости о намерении внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части назначения земельного участка в целях исполнения п. 3 постановления администрации Города Томска N 262-з от 17.02.2015.
03.03.2015 ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" обратились в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области с запросом (вх. N 01/0688), в котором просили предоставить возможность выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельного участка, для чего определить и назвать кадастровую стоимость по двум вариантам: кадастровая стоимость при основных видах разрешенного использования: организации, учреждения, управления; многофункциональные, деловые и обслуживающие здания, предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли; кадастровая стоимость при условно разрешенных видах использования: складские объекты.
ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" неоднократно обращались а администрацию г. Томска с заявлениями (N 1027-ю от 03.03.2015, N 1301-ю от 17.03.2015, N 56-ж от 05.03.2015, N 76-ж от 19.03.2015, вх. N 2392 от 02.03.2015, вх. N 3260 от 17.03.2015) о заключении договоров купли-продажи земельного участка, в ответ на которые от 31.03.2015 N 1748/3981 администрация сообщила, что на основании постановления администрации Города Томска N 262-3 от 17.02.2015 департаментом недвижимости была организована работа по снятию обременения в виде права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Сибирские просторы" и ООО "Ангарида" земельным участком, в результате чего ограничения и обременения на земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области сняты 18.03.2015. Согласно сведениям органа кадастрового учета на дату обращения о предоставлении земельного участка в собственность кадастровую стоимость земельного участка рассчитать невозможно в связи с некорректным видом разрешенного использования для данной категории земель. Учитывая отсутствие установленной кадастровой стоимости земельного участка, подготовить договор купли-продажи земельного участка в настоящее время не представляется возможным, о чем истцы уведомлены (письмо исх. N 2724 от 05.03.2015).
Из пункта 3 постановления администрации Города Томска N 262-3 от 17.02.2015 следует, что на ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" возложена обязанность по обращению в орган, осуществляющий кадастровый учет, для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно назначения земельного участка. Департаментом недвижимости самостоятельно инициированы мероприятия по обращению в орган кадастрового учета для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части назначения земельного участка. Срок получения кадастрового паспорта земельного участка - 31.03.2015. После получения кадастрового паспорта земельного участка департаментом недвижимости незамедлительно будут подготовлены проекты договоров купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск ул. Нижне-Луговая, 12д, с кадастровым номером 70:21:0100035:1208, площадью 1876 кв. м, и направлены ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" для подписания.
02.04.2015 Департаментом недвижимости руководителю ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" переданы проекты договоров купли-продажи земельного участка по адресу: г. Томск ул. Нижне-Луговая, 12д, а также проекты актов установления выкупной цены долей земельного участка.
29.10.2016 ООО "Ангарида" и ООО "Сибирские просторы" направили в адрес Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска проекты договоров купли-продажи земельного участка с приложениями актов установления выкупной цены.
Истцы, ссылаясь на уклонение ответчика от заключения договоров купли-продажи в предложенной ими редакции, обратились в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из материалов дела следует, истцы считают, что выкупная цена земельного должна быть рассчитана исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого составляет 1 108 397,08 руб. и должна составлять 13 854,96 руб.
Частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012, в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения истцов с заявлением о предоставлении земельного участка согласно пункту 4 статьи 15 Закона Томской области N 74-03 от 04.10.2002 "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" выкупная цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается равной выкупной цене земельных участков, находящихся в муниципальной собственности на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно решению Думы Города Томска от 24.12.2013 N 934 "О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (решение Думы Города Томска N 934 от 24.12.2013) продажа земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной частями 1 - 5 данного решения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 решения Думы Города Томка N 934 от 24.12.2013 выкупная цена земельного участка устанавливается равной 15% его кадастровой стоимости при продаже земельных участков в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 4 (при выкупе земельного участка для эксплуатации жилых домов, гаражей).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что при определении выкупной стоимости земельного участка необходимо руководствоваться нормами законодательства по определению стоимости на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, т.е. решением Думы города Томска N 934 от 24.12.2013, которое устанавливает цену земельного участка, равную 15% его кадастровой стоимости.
Как установил суд первой инстанции, впервые истцы обратились с заявлением о предоставлении земельного участка 10.11.2014. Доказательств более раннего обращения в деле не имеется.
Размер выкупной стоимости земельных участков собственникам находящихся на участках объектов недвижимого имущества установлен на законодательном уровне.
При этом при обращении собственника за выкупом до 01.07.2012 устанавливалась льготная цена, составляющая 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а после 01.07.2012 цена стала составлять 15% от его кадастровой стоимости.
Ссылка истцов на то, что первоначально заявление о выкупе подавалось до 01.07.2012, судом первой инстанции обоснованно отклонена за недоказанностью.
Каких-либо документов, подтверждающих такое обращение, в материалы дела не представлено.
Частью 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу части 7 статьи ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно части 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (10.11.2014) земельный участок сформирован не был, его точное местоположение и площадь определены не были, на кадастровый учет участок поставлен не был, следовательно, спорный земельный участок не мог являться объектом земельных правоотношений.
Поскольку постановлением администрации Города Томска от 17.02.2015 N 262-з испрашиваемый земельный участок предоставлен для эксплуатации нежилого здания (склада), что подтверждается кадастровой выпиской от 23.03.2015 N 7000/301/15-43792, установление выкупной цены в размере, предусмотренном нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не представляется возможным.
Размер выкупной цены земельного участка определен в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости по состоянию на 23.03.2015. Данное обстоятельство обусловлено отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату обращения в связи с указанием некорректного вида разрешенного использования. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100035:1208 появились только 23.03.2015.
Ссылка заявителей жалобы на то, что судом не установлено затягивание процесса со стороны администрации, судом апелляционной инстанции отклоняется за несостоятельностью, поскольку суд установил, что администрация своевременно отвечала на запросы заявителя, запрашивала необходимые документы, каких-либо нарушений со стороны администрации, касающиеся несвоевременности ответов/незаконности отказов в действиях материалами настоящего дела не установлено.
Ссылка заявителей жалобы на то, что судом проигнорировано мнение, изложенное в письме прокуратуры, судом апелляционной инстанции отклоняется за необоснованностью.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что объектом права испрашиваемый земельный участок стал являться только после постановки его на кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера, в связи с чем, документы, позволившие начать процедуру предоставления земельного участка по основаниям статьи 36 ЗК РФ, были предоставлены заявителями после 01.07.2012, когда льготный порядок определения выкупной цены земельного участка (2,5% от его кадастровой стоимости) уже не действовал, и стоимость земельного участка в предлагаемом истцами размере определена быть не может.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не установил, на каком основании происходило изменение кадастрового номера земельного участка; не установлено изменялся ли при этом сам участок, его физические параметры (местоположение, границы, площадь), назначение, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из предмета и основания спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении не изложены доводы истцов и не приведены ссылки на документы, представленные в обоснование исковых требований, апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку это не привело к принятию неправильного решения. Суд достаточно полно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства.
Ссылка заявителей жалобы на незаверенные и представленные в материалы дела третьим лицом копии документов, судом апелляционной инстанции отклоняется, за необоснованностью. Ходатайства о фальсификации указанных документов не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права (пояснения сторон полно не отражены в протоколе судебного заседания, не отражена реплика) не являются основанием для отмены судебного акта в силу пункта 3 статьи 270 АПК РФ. Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает, что при рассмотрении дела, помимо протокола судебного заседания, велась аудиозапись судебного заседания, и все пояснения сторон, отражены в аудиопротоколе судебного заседания.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 статьями 110, 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 13.04.2017 по делу N А67-8879/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
О.Б.НАГИШЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Ю.КИРЕЕВА
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Ю.КИРЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)