Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии представителей заявителя - открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (г. Тула, ОГРН 1127154040012, ИНН 7105517367) - Шаховой Е.М. (доверенность от 19.08.2015 N 385), в отсутствие представителей заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 по делу N А68-12138/2015 (судья Большаков Д.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ответчик, управление) о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения заявления ОАО "Машзавод "Штамп" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15, и бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения представленной ОАО "Машзавод "Штамп" схемы земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, для эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений железнодорожного транспорта на праве собственности; обязании по результатам рассмотрения заявления ОАО "Машзавод "Штамп" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15 и представленной вместе с данным заявлением схемы земельного участка принять предусмотренные статьями 11.10 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решения в трехдневный срок с момента вступления решения по делу в законную силу (с учетом заявления).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно передаточному акту от 18.12.2012 управление передало, а общество приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова", в состав которого вошли следующие объекты:
- - контора железнодорожного хозяйства "Рыбка", назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 120,2 кв. м, инв. N 70:401:002:010004890:0100:20000, лит. А, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - железнодорожный путь, назначение: объект железнодорожного транспорта, протяженность 4 231 м, инв. N 70:401:002:010004890:7001:20000, лит. I, адрес объекта: Тульская область, городской округ, г. Тула, Зареченский район;
- - путепровод, ж/бетон 1-пролетный, назначение: объект железнодорожного транспорта, площадь застройки 114,8 кв. м, инв. N 70:000:002:100004890:8002:20000, лит. II, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - сооружение: мост металл. I пролетный, назначение: объект железнодорожного транспорта, протяженность 37 м, инв. N 70:401:002:010004890:7903:20000, лит. III, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - нежилое здание (канализационная насосная станция), назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 233,8 кв. м, инв. N 70:401:002:020042640:0100:20000, лит. А, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 17;
- - сети теплопроводов, назначение: объект теплоснабжения, протяженность 3703 м, инв. N 70:401:002:010004780:7313:20000, лит. XIII, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4;
- - здание хранения извести, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 16 кв. м, инв. N 70:401:002:090042640:0200:20000, лит. Б. адрес (местонахождение) объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 17.
С целью оформления прав под объектами недвижимости общество обратилось в управление с заявлениями от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, и от 25.09.2015 N 385/134-15 о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка.
К поданным заявлениям общество приложило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном формате и на бумажном носителе в трех экземплярах; выписку из передаточного акта общества; сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров; кадастровые паспорта зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; выписку из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества; выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Письмом от 26.10.2015 N ВБК 71-20/4740 управление сообщило о том, что не наделено полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направило предоставленный пакет документов в Росимущество.
Общество, полагая, что управление допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии предусмотренных законом решений по результатам рассмотрения его заявлений, обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как усматривается из материалов дела, с целью оформления прав под объектами недвижимости общество обратилось в управление с заявлениями от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, и от 25.09.2015 N 385/134-15 о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка.
К поданным заявлениям общество приложило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном формате и на бумажном носителе в трех экземплярах; выписку из передаточного акта общества; сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров; кадастровые паспорта зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; выписку из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества; выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Из содержания пунктов 13, 14, 16 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка принимается решение об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в утверждении такой схемы.
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Однако доказательств принятия ответчиком каких-либо решений по результатам рассмотрения представленной обществом схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, а также по результатам рассмотрения заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15, управлением не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление допущено незаконное бездействие, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения представленной схемы расположения земельного участка и заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенного права суд правомерно обязал управление в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15 и заявление от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Отклоняя доводы ответчика, касающиеся отсутствия полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1).
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным положением.
Таким образом, ввиду вышеизложенного именно управление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьями 11.10 и 39.15 ЗК РФ, и правом по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 по делу N А68-12138/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2016 N 20АП-4235/2016 ПО ДЕЛУ N А68-12138/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу N А68-12138/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии представителей заявителя - открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (г. Тула, ОГРН 1127154040012, ИНН 7105517367) - Шаховой Е.М. (доверенность от 19.08.2015 N 385), в отсутствие представителей заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 по делу N А68-12138/2015 (судья Большаков Д.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ответчик, управление) о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения заявления ОАО "Машзавод "Штамп" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15, и бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения представленной ОАО "Машзавод "Штамп" схемы земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, для эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений железнодорожного транспорта на праве собственности; обязании по результатам рассмотрения заявления ОАО "Машзавод "Штамп" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15 и представленной вместе с данным заявлением схемы земельного участка принять предусмотренные статьями 11.10 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решения в трехдневный срок с момента вступления решения по делу в законную силу (с учетом заявления).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно передаточному акту от 18.12.2012 управление передало, а общество приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова", в состав которого вошли следующие объекты:
- - контора железнодорожного хозяйства "Рыбка", назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 120,2 кв. м, инв. N 70:401:002:010004890:0100:20000, лит. А, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - железнодорожный путь, назначение: объект железнодорожного транспорта, протяженность 4 231 м, инв. N 70:401:002:010004890:7001:20000, лит. I, адрес объекта: Тульская область, городской округ, г. Тула, Зареченский район;
- - путепровод, ж/бетон 1-пролетный, назначение: объект железнодорожного транспорта, площадь застройки 114,8 кв. м, инв. N 70:000:002:100004890:8002:20000, лит. II, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - сооружение: мост металл. I пролетный, назначение: объект железнодорожного транспорта, протяженность 37 м, инв. N 70:401:002:010004890:7903:20000, лит. III, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Зареченский район;
- - нежилое здание (канализационная насосная станция), назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 233,8 кв. м, инв. N 70:401:002:020042640:0100:20000, лит. А, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 17;
- - сети теплопроводов, назначение: объект теплоснабжения, протяженность 3703 м, инв. N 70:401:002:010004780:7313:20000, лит. XIII, адрес объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 4;
- - здание хранения извести, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 16 кв. м, инв. N 70:401:002:090042640:0200:20000, лит. Б. адрес (местонахождение) объекта: Тульская область, г. Тула, Пролетарский район, шоссе Веневское, д. 17.
С целью оформления прав под объектами недвижимости общество обратилось в управление с заявлениями от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, и от 25.09.2015 N 385/134-15 о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка.
К поданным заявлениям общество приложило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном формате и на бумажном носителе в трех экземплярах; выписку из передаточного акта общества; сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров; кадастровые паспорта зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; выписку из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества; выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Письмом от 26.10.2015 N ВБК 71-20/4740 управление сообщило о том, что не наделено полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направило предоставленный пакет документов в Росимущество.
Общество, полагая, что управление допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии предусмотренных законом решений по результатам рассмотрения его заявлений, обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как усматривается из материалов дела, с целью оформления прав под объектами недвижимости общество обратилось в управление с заявлениями от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, и от 25.09.2015 N 385/134-15 о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка.
К поданным заявлениям общество приложило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном формате и на бумажном носителе в трех экземплярах; выписку из передаточного акта общества; сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров; кадастровые паспорта зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; выписку из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества; выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Из содержания пунктов 13, 14, 16 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка принимается решение об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в утверждении такой схемы.
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Однако доказательств принятия ответчиком каких-либо решений по результатам рассмотрения представленной обществом схемы расположения земельного участка площадью 106 566 кв. м, адрес не присвоен, местоположение земельного участка: Россия, г. Тула, Зареченский район, Пролетарский район, а также по результатам рассмотрения заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15, управлением не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление допущено незаконное бездействие, выразившегося в непринятии предусмотренного статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решения по результатам рассмотрения представленной схемы расположения земельного участка и заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенного права суд правомерно обязал управление в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.09.2015 N 385/134-15 и заявление от 25.09.2015 N 385/135-15 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Отклоняя доводы ответчика, касающиеся отсутствия полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1).
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным положением.
Таким образом, ввиду вышеизложенного именно управление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьями 11.10 и 39.15 ЗК РФ, и правом по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 30.05.2016 по делу N А68-12138/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)