Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 10АП-16555/2017 ПО ДЕЛУ N А41-29051/17

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А41-29051/17


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ООО "ТЕМП": не явились, извещены;
- от заинтересованного лица, Администрации города Королева Московской области: не явились, извещены;
- от 3-их лиц,
- Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Строгов В.А. по доверенности от 17.05.17 N 23/17-МТДи;
- ОАО "Российские железные дороги": Кравец Н.О. по доверенности от 08.09.17 N 77 АВ 5385713;
- Министерство имущественных отношений Московской области, ГБУ МО "МОСАВТОДОР", Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены,
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТЕМП" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2017 года по делу N А41-29051/17, принятое судьей Семеновой А.Б., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Темп" к Администрации города Королева Московской области о признании незаконным отказа Администрации городского округа Королев Московской области в предоставлении в собственность ООО "ТЕМП"; об обязании в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 50:45:0020205:4 в трех экземплярах и их подписание, а также направить ООО "ТЕМП" проекты указанных договоров для подписания;
- третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ОАО "Российские железные дороги", Министерство имущественных отношений Московской области, ГБУ МО "МОСАВТОДОР",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Темп" (далее - заявитель, ООО "Темп", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Королева Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями: - признать незаконным отказ Администрации городского округа Королев Московской области в предоставлении в собственность ООО "ТЕМП" (ОГРН 1025002038368 ИНН 5054006720), земельного участка с кадастровым номером: 50:45:0020205:4, изложенный в письме от 07.02.2017 года (N В598-8589983532-4431587); - обязать в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 50:45:0020205:4 в трех экземплярах и их подписание, а также направить ООО "ТЕМП" проекты указанных договоров для подписания; - взыскать 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2017 года по делу N А41-29051/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТЕМП" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон и третьих лиц - Министерства имущественных отношений Московской области, ГБУ МО "МОСАВТОДОР", Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, ООО "Темп" указывает, что является собственником нежилого здания - торгового павильона, общей площадью 106,9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Королев, пос. Первомайский, ул. Советская, д. 40А, кадастровый номер 50:45:0020205:22, что подтверждается выпиской из ЕГРН, согласно которой право собственности на здание с кадастровым номером 50:45:0020205:22 зарегистрировано 29.08.2016 N 50-50/045-50/045/009/2016-14532/2.
Указанное здание расположено на земельном участке, площадью 210 кв. м, предназначенном для его обслуживания, с кадастровым номером 50:45:0020205:4, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка (т.е. торгового павильона). Почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Королев, пос. Первомайский, ул. Советская, д. 40А, вид разрешенного использования земельного участка: под торговый павильон, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.03.2017.
12.01.2017 общество обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 50:45:0020205:4.
07.02.2017 Администрация письмом N В598-8589983532-4431587 сообщило, что указанный земельный участок не может быть предоставлен в собственность ООО "Темп" в связи с тем, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 30.12.2016 года N 31 Исх. - 90597/Г-05 земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта - "М-8 "Холмогоры" - Лесные Поляны - Королев", а в соответствии пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Считая, что отказ Администрации предоставить обществу в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:45:0020205:4, выраженный в письме от 07.02.2017 N В598-8589983532-4431587, незаконен, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
Заявитель считает, что изложенный в письме от 07.02.2017 N В598-8589983532-4431587 довод о том, что обороноспособность земельного участка ограничена, в связи с расположением земельного участка в зоне планируемого размещения линейного объекта - "М-8 "Холмогоры" - Лесные Поляны - Королев", является необоснованным, документально не подтвержденным, поскольку Постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 года N 230/8 не предусматривает размещение на запрашиваемом земельном участке скоростного рельсового транспорта.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2).
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (ст. 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган вправе рассматривать поступившее заявление в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичный вывод изложен в определении Верховного суда Российской Федерации от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498 (дело N А41-70884/2015).
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Согласно утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области" (СТП ТО МО) земельный участок с кадастровым номером 50:45:0020205:4 расположен в зоне планируемого размещения рельсового скоростного пассажирского транспорта направления Мытищи - Королев - Ивантеевка - Щелково, а также в зоне размещения реконструируемой автомобильной дороги Мытищи - Королев - Ивантеевка - Щелково, а также в зоне размещения реконструируемой автомобильной дороги "М-8 "Холмогоры" - Лесные Поляны - Королев", в связи с этим в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ указанный земельный участок ограничен в обороте.
Материалами настоящего дела подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для размещения рельсового скоростного пассажирского транспорта направления Мытищи - Королев - Ивантеевка - Щелково, а также находится в зоне размещения реконструируемой автомобильной дороги Мытищи - Королев - Ивантеевка - Щелково и в зоне размещения реконструируемой автомобильной дороги "М-8 "Холмогоры" - Лесные Поляны - Королев, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель предназначенных для выше указанных нужд, утвержденных в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем не представлено.
При этом, возражения заявителя апелляционной жалобы направление на обжалование установленных на основании Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области обстоятельств, подлежат отклонению как необоснованные и не подтвержденные соответствующими доказательствами по делу.
Ходатайство о проведении судебной экспертизы заявителем не заявлено.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью генерального плана развития Московской области, документы территориального планирования Московской области являются обязательными для органов местного самоуправления в силу ст. ст. 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 50:45:0020205:4 попадает в зону размещения планируемого размещения объекта регионального значения, в связи с чем, участок ограничен в обороте.
Суд первой инстанции сослался на то, что Министерство имущественных отношений Московской области, возражая против удовлетворения заявленных требований указало, что в соответствии с СТП ТО МО, земельный участок с кадастровым номером 50:45:0020205:4 входит в зону рельсового скоростного пассажирского транспорта, а также в зону строительства Магистральной улицы (М-8 "Холмогоры" - Лесные Поляны - Королев"), III технической категории, зона размещения линейного объекта 100 м. При визуальном сравнении публичной кадастровой карты и СТП МО перераспределяемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта. Точное расположение и конфигурация планируемого Объекта и необходимый земельный участок для его размещения будут определены в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Довод заявителя, аналогично указанный в апелляционной жалобе о том, что на территории городского округа Королев Московской области не принят Генеральный план, который в настоящее время находится в разработке, правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
На территории Московской области действует Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", государственной программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 661/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014 - 2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", учитывая решение Градостроительного Совета Московской области от 15.12.2015 (далее - СТП ТО МО).
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
СТП ТО МО является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.
Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2017 года по делу N А41-29051/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.А.ПАНКРАТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)