Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.05.2017 N 20АП-1679/2017 ПО ДЕЛУ N А23-6541/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 мая 2017 г. по делу N А23-6541/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 01.05.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "НИК Развитие" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2017 по делу А23-6541/2016 (судья Шатская О.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "НИК Развитие" (г. Москва, ОГРН 1047796474824, ИНН 7716509585) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800), Курловичу Игорю Александровичу (Московская область, д/п Лесной Городок), о признании недействительным отказа и об обязании осуществить государственную регистрацию,

установил:

следующее.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "НИК Развитие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, Курловичу Игорю Александровичу (далее - заинтересованные лица, Управление Росреестра, Курлович И.А.) о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области в государственной регистрации перехода права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, кадастровый (или условный) номер 40:07:152401:0141, общей площадью 180 890 кв. м, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, западнее деревни Лябинка, примыкает к западной границе деревни Лябинка к гражданину Республики Беларусь Курловичу Игорю Александровичу; обязании Управления осуществить государственную регистрацию перехода к гражданину Республики Беларусь Курловичу Игорю Александровичу права собственности на 164164/180890 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок без повторной оплаты государственной пошлины за регистрацию.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение принято при неправильном применении норм права.
Настаивает, что оспариваемый отказ регистрирующего органа, не соответствует пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 3 решения Высшего Совета сообщества Беларуси и России N 3 от 02.04.1997, статье 6 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, пункту 1 статьи 8 договора Российской Федерации и Республики Беларусь о создании союзного государства от 08.12.1999.
Управление Росреестра по доводам жалобы возражало, просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле явку представителей в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем и на основании статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права владельцам инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "ЭКОНОПЛАНЕТА" под управлением ЗАО "УК "НИК Развитие" принадлежит право общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым (условным) номером 40:07:152401:0141 общей площадью 180 890 кв. м, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, западнее деревни Лябинка, примыкает к западной границе деревни Лябинка.
По договору N 0141/2 купли-продажи доли в праве на земельный участок от 22.10.2015 ЗАО "УК "НИК Развитие" (продавец) как доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "ЭКОНОПЛАНЕТА" реализовал 164164/180890 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Профит" (покупатель).
По договору от 01.06.2016 права и обязанности покупателя по вышеуказанному договору купли-продажи с согласия Продавца (заявителя по делу) были переданы гражданину республики Беларусь Курловичу Игорю Александровичу.
В пункте 1.5. договора от 01.06.2016 ЗАО "УК "НИК Развитие" (продавец) и общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Профит" (покупатель) подтвердили, что доля в праве на вышеуказанный земельный участок не была передана продавцом покупателю и регистрация перехода права собственности на данную долю в праве на земельный участок не была осуществлена. Стороны также обязались не подавать документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности, с целью регистрации указанного перехода права собственности.
По акту приема-передачи от 14.06.2016 Курлович И.А. принял от заявителя долю (164164/180890) в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым (условным) номером 40:07:152401:0141.
Из заявления ЗАО "УК "НИК Развитие" следует, что уполномоченные представители общества и Курловича И.А. 16.06.2016 обратились в Управление Росреестра по Калужской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанную долю в праве на земельный участок к Курловичу И.А., предоставив необходимый пакет документов. Однако, сообщением от 01.08.2016 за N 007/003/2016-3423 заявителям было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на долю в праве на земельный участок.
Считая названный отказ регистрирующего органа незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что покупатель является иностранным гражданином, в связи с чем не может являться собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии положениями статьей 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
По смыслу статьи 24 АПК РФ рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Указанный закон регулирует отношения связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков (статья 1 Закона).
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен принцип, согласно которому устанавливаются особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма содержится в статье 3 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ. Указанное положение связано с охраной земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 названного закона установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что при проведении правовой экспертизы документов, предоставленных на регистрацию, было установлено, что приобретателем доли в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, является гражданин Республики Беларусь Курлович И.А.
Поскольку положениями статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ исключений для приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения гражданами Республики Беларусь не предусмотрено, регистрирующий орган правомерно отказал в регистрации сделки.
Аргументируя апелляционную жалобу, общество ссылается на положения пункта 4 статьи 16 Конституции Российской Федерации, статьи 6 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 и статьи 8 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы со ссылкой на указанные акты ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 6 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 договаривающиеся Стороны обеспечивают равное право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; безвозмездное получение гражданами государственного и муниципального имущества или приобретение его в соответствии с действующими в процессе приватизации льготами регулируется национальным законодательством в области приватизации; договаривающиеся Стороны обеспечивают гарантированную защиту права собственности их граждан, а согласно статье 10 названного договора договаривающиеся Стороны определили, что будут принимать необходимые меры для претворения в жизнь решений Высшего Совета и Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России по обеспечению равных прав граждан России и Беларуси.
На основании пункта 1 статьи 8 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 (вступил в силу 26 января 2000 года) в Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств - участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ не противоречат указанным нормам международных договоров, что в рассматриваемом случае не порождает коллизии норм и не позволяет прибегать к применению принципа, закрепленного в пункте 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Устанавливаемые международными договорами вышеприведенные принципы не исключают возможности законодателя в национальном правовом регулировании предусматривать специальные правила оборота определенных видов имущества. Реализация же равных прав граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом обеспечивается в полном объеме с учетом соответствующих правил.
Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ управления в регистрации перехода права собственности на долю в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства к гражданину Республики Беларусь является правомерным.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченные 1 500 руб. подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2017 по делу А23-6541/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "НИК Развитие" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ

Судьи
Е.В.РЫЖОВА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)