Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2017 N Ф09-2000/17 ПО ДЕЛУ N А60-20178/2016

Требование: Об установлении границ земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Государственный орган отказал органу местного самоуправления в согласовании местоположения земельного участка со ссылкой на то, что рассмотрение данного вопроса возможно только после выполнения кадастровых работ по установлению границ смежного земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. N Ф09-2000/17

Дело N А60-20178/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2016 по делу N А60-20178/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Министерства обороны Российской Федерации - Кобяков И.Г. (доверенность от 19.12.2016);
- Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России - Борисова Е.В. (доверенность от 26.05.2017 N 141/4-6473);
- Администрации города Екатеринбурга - Мицкович Л.Р. (доверенность от 29.12.2016 N 575/05/01-12/0111).

Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерству обороны Российской Федерации об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 по координатам, обозначенным в межевом плане от 18.01.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Федеральное государственное учреждение "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть районов".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2016 (судья Смагин К.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 (судьи Зеленина Т.Л., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией города Екатеринбурга требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, а также неправильное применение судами норм материального права. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о наличии допустимых и достоверных доказательств местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14. Заявитель отмечает, что представленный в качестве подтверждения геодезических координат подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Геометрика" межевой план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 согласован не был в связи с тем, что сведения о местоположении границ указанного земельного участка не совпадали со сведениями о местоположении границ данного участка, содержащихся в документах Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, при этом данные содержащиеся в ином межевом плане земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "КЦ "Альфа-Кад" и представленного в Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России не совпадали с местоположением границ, указанных в межевом плане, составленном обществом с ограниченной ответственностью "Геометрика". По мнению заявителя, учитывая противоречивость представленных сведений и отсутствие документов, предусмотренных ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), у Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для согласования местонахождения границ земельного участка, принадлежащего истцу.
Кроме того, ссылаясь на положения ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и отмечая, что в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9 расположен многоквартирный жилой дом, заявитель полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что обстоятельства перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:9 не могут быть установлены в рассматриваемом споре, поскольку переход права собственности возник в силу закона и отсутствие государственной регистрации такого перехода в данном случае правового значения не имеет. Заявитель полагает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.

Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Муниципальное образование "город Екатеринбург" является собственником отдельно - стоящего здания общей площадью 541,1 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, по проспекту Ленина, д. 56а.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601007:14.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:14 образован на основании постановления Администрации города Екатеринбурга от 18.11.2011 N 4867 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале проспекта Ленина - улиц Восточной - Малышева - Бажова".
Границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 в соответствии с установленными требованиями не определены.
Судами установлено, что смежными с земельным участком с кадастровым номером 66:41:0601007: 14 являются земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0601007:9, 66:41:0601007:17, 66:41:0601007:18, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:9 относится к федеральной собственности и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0601007:17 и 66:41:0601007:18 относятся к неразграниченным землям, полномочия по распоряжению этими участками осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
При проведении кадастровых работ в рамках муниципального контракта, заключенного с Администрацией города Екатеринбурга в целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14, подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Геометрика", обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России для согласования границ земельных участков.
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России письмом от 07.12.2015 N 141/4-15136 отказало в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14, указав на то, что рассмотрение данного вопроса возможно только после выполнения Федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9.
Отказ в согласовании границ земельного участка послужил основанием обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно разъяснениям, изложенным п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
В п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение земельных споров в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в случае, если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, при постановке на кадастровый учет совместно с межевым планом представляется копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Руководствуясь вышеназванными нормами, и учитывая, что право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:14 сторонами не оспаривается, суды обоснованно признали надлежащим способом защиты нарушенных прав предъявление рассматриваемого иска органом местного самоуправления.
В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 и п. 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе межевой план от 18.01.2016, изготовленный в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 обществом с ограниченной ответственностью "Геометрика", суды выявили, что границы земельных участков определены в соответствии с проектом межевания территории в квартале проспекта Ленина - улиц Восточной - Малышева - Бажова, утвержденным постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.11.2011 N 4867.
Учитывая изложенное, и приняв во внимание, что мотивированных возражений относительно определения границ земельного участка, указанных в межевом плане от 18.01.2016, ответчиком не представлены, суды правомерно удовлетворили исковые требования Администрации города Екатеринбурга и установили местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 площадью 2192 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 56а, в соответствии с координатами, обозначенными в межевом плане от 18.01.2016.
Выявив, что согласно кадастровой выписке от 30.09.2016 границы смежного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в соответствии с требованиями земельного кадастра не установлены, суды обоснованно отклонили довод заявителя о том, что сведения о местоположении границ этого земельного участка в этом случае не совпадают со сведениями, содержащимися в документах Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России. Кроме того, ответчиками не представлено документов, содержащих такие сведения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09 перешел в собственность собственников помещений обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, связанные с переходом права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09, не могут быть установлены в рассматриваемом споре исходя из представленных доказательств, предмета и оснований заявленных требований, также учитывая наличие в отношении этого земельного участка зарегистрированного права федеральной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылка заявителя на наличие межевого плана, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "КЦ "Альфа-Кад", также правомерно отклонена судами, учитывая, что из данных, указанных в названном межевом плане, конфигурация вновь образованной части границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9 (точки Н3 - Н6) соответствует конфигурации границы этих земельных участков, определенной в межевом плане от 18.01.2016 (точки Н11 - Н1).
Следует отметить, что доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2016 по делу N А60-20178/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
А.С.ПОЛУЯКТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)