Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2017 N Ф10-1359/2017 ПО ДЕЛУ N А09-9581/2016

Требование: О признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на невозможность издания постановления о переводе земельных участков в другую категорию, поскольку проект такого постановления не был согласован с органом власти.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. по делу N А09-9581/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2017
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А.,
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Клинцовский силикатный завод" (ОГРН 1023201337158, ИНН 3217003193): Каверин И.А. - представитель (доверенность от 10.01.2017), Денисюк Т.В. - представитель (доверенность от 01.02.2016 N 2);
- от Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309): Макеева М.Ю. - представитель (доверенность от 09.01.2017 N 01-03);
- от правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525): Марина М.Д. - представитель (доверенность от 30.12.2016 N 1-9187И);
- от Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920): Редькина О.А. - представитель (доверенность от 30.11.2016);
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Клинцовский силикатный завод" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (судьи Тимашкова Е.Н., Дайнеко М.М., Капустина Л.А.) по делу N А09-9581/2016,

установил:

закрытое акционерное общество "Клинцовский силикатный завод" (далее - ЗАО "КСЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Управлению имущественных отношений Брянской области (далее - Управление) и Правительству Брянской области (далее - Правительство) с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Управления и Правительства по отказу в переводе земельных участков: кадастровый номер: 32:13:0250102:109, площадью 522 018 кв. м; кадастровый номер: 32:13:250102:123, площадью 208 686 кв. м; кадастровый номер: 32:13:0250104:100, площадью 568 455 кв. м; кадастровый номер: 32:13:0250104:98, площадью 228 896 кв. м, расположенных: Брянская область, Клинцовский район, МО "Смолевичское сельское поселение", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых (мела и песка).
Дело рассматривалось с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными, на Управление и Правительство возложена обязанность принять решение о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых (мела и песка), в порядке и в сроки, определенные разделами 5 и 6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию", утвержденного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 11.11.2015 N 1797.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 по делу N А09-9581/2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда, ЗАО "КСЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление и Правительство в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемое постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Управления, Правительства и Департамента просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены принятых по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судами, Обществу на основании лицензий на пользование недрами предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (мела строительного, строительных песков) на участках недр "Смолевичский-1", "Смолевичский-4", "Смолевичский-5" в Клинцовском районе Брянской области. Названные участки недр находятся в границах земельных участков: площадью 522 018 кв. м с кадастровым номером 32:13:0250102:109 и площадью 208 686 кв. м с кадастровым номером 32:13:0250102:123 ("Смолевичский-1"), площадью 568 455 кв. м с кадастровым номером 32:13:0250104:100 ("Смолевичский-4"), площадью 228 896 кв. м кадастровый номер: 32:13:0250104:98 ("Смолевичский-5").
Указанные земельные участки расположены: Брянская область, Клинцовский р-н, МО "Смолевичское сельское поселение", имеют разрешенный вид использования для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Данные земельные участки предоставлены Обществу в аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Клинцовского района на основании договоров аренды от 29.01.2014 N 16, от 16.05.2014 N 39, от 29.01.2014 N 14 и от 29.01.2014 N 15.
В целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и исполнения лицензионных требований 18.04.2016 Общество обратилось в Управление и Правительство с ходатайствами о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, приложив документы, предусмотренные постановлением Правительства от 28.08.2015 N 422-п и разделом 6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию", утвержденного приказом Управления от 11.11.2015 N 1797.
Рассмотрев указанные ходатайства, Управление письмом от 16.06.2016 N 52-5837 проинформировало Общество о невозможности издания Правительством постановления "О переводе земельных участков, расположенных в Клинцовском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения" в связи с тем, что проект такого постановления Правительства не был согласован Департаментом.
Полагая, что действия должностных лиц Управления и Правительства по отказу в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых (мела и песка) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемых действий и нарушении ими прав и законных интересов Общества.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом препятствий для перевода земель в испрашиваемую категорию, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Суд апелляционной инстанции указал, что представление заявителем в уполномоченный орган сведений и документов, предусмотренных Законом N 172-ФЗ, и необходимых для решения вопроса о переводе земель из одной категории в другую, не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства о таком переводе. При разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, связанного с добычей полезных ископаемых, а не экономическая целесообразность осуществления правообладателем земельного участка того или иного вида деятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, сделав вывод о недоказанности обстоятельств исключительности перевода, оставил без правовой оценки факт наличия у Общества лицензий на пользование недрами, полученных по результатам проведенных уполномоченным органом открытых аукционов, с уплатой соответствующей цены аукциона и удостоверяющих в силу части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) право владельца лицензии на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Доказательств нарушения правил проведения состоявшегося аукциона, а также прекращения действия, отмены или признания недействительными указанных разрешительных документов, выданных Обществу в соответствии с действующим законодательством, в деле не имеется.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, касающиеся наличия у Общества неоспоренного права пользования участками недр и возникающего в связи с этим производного права на использование соответствующих земельных участков оставлены судами без правовой оценки.
Кроме того, вывод об отсутствии у Общества утвержденных проектов рекультивации сделан исключительно на основании описей документов, представленных к ходатайствам о переводе земельных участков, без установления фактических обстоятельств наличия у Общества таких проектов, утвержденных в установленном порядке, и их представления заявителем в Управление.
Оценка данным обстоятельствам судами не дана.

























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)