Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 10АП-14463/2017 ПО ДЕЛУ N А41-34742/17

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А41-34742/17


Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Соловьевой Н.А. - извещена, не явилась, явку представителя не обеспечила,
от администрации Чеховского муниципального района Московской области - Каминой Ю.Ю. (представителя по доверенности от 17.01.2017),
от Министерства дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2017 по делу N А41-34742/17, принятое судьей Петропавловской Ю.С.,

установил:

индивидуальный предприниматель Соловьева Н.А. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просила:
- - признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 20.01.2017 N 11726-16, принятый по заявлению предпринимателя о предоставлении в собственность земельного участка площадью 61 кв. м с кадастровым номером 50:31:0040505:32, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, торговый ряд "Западный", строение 5;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность за плату данного земельного участка;
- - обязать администрацию в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи этого участка;
- - взыскать с администрации в пользу предпринимателя 10 300 рублей судебных расходов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением от 17.08.2017 Арбитражный суд Московской области признал незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 20.01.2017 N 11726-16, принятый по заявлению предпринимателя о предоставлении в собственность земельного участка площадью 61 кв. м с кадастровым номером 50:31:0040505:32, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, торговый ряд "Западный", строение 5, обязал администрацию подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка в трех экземплярах, подписать их, направить предпринимателю проекты такого договора для подписания, а также взыскал с администрации в пользу предпринимателя 10 000 рублей судебных расходов по оказанию юридических услуг и 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявления отказал.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей предпринимателя и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником торгового павильона с кадастровым номером 50:31:0040808:163, назначение: нежилое, площадь 17,9 кв. м количество этажей: 1, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, городское поселение Чехов, Вокзальная площадь, торговый ряд "Западный", строение 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2016, дата регистрации указанного права - 27.06.2002.
Между администрацией и предпринимателем 13.01.2009 заключен договор аренды земельного участка площадью 61 кв. м с кадастровым номером 50:31:0040505:32, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, торговый ряд "Западный", строение 5, на срок с 16.04.2008 по 16.04.2013. Согласно дополнительному соглашению от 05.11.2013 срок договора аренды продлен до 05.11.2018.
Предприниматель 09.12.2016 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 61 кв. м с кадастровым номером 50:31:0040505:32, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, торговый ряд "Западный", строение 5.
Письмом от 20.01.2017 N 11726-16 администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что он находится в зоне размещения транспортного пересадочного узла.
Предприниматель, полагая, что отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с указанным настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции признал его обоснованным в указанной части.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" установлено, что с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с даты утверждения правил землепользования и застройки городского поселения, но не ранее 1 марта 2015 года.
В то же время Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов с 01.01.2015 наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом в части 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ закреплено положение о том, что реализация государственных полномочий органами местного самоуправления Московской области по вопросам, переданным в соответствии с данным законом осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, и данное распоряжение осуществляется при согласии Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, в обоснование оспариваемого по делу отказа администрация сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения транспортного пересадочного узла.
Между тем в материалы дела представлены письменные пояснения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, согласно которым испрашиваемый участок не входит в зону планируемого размещения объектов автомобильного транспорта, в обоснование пояснений представлены заключение и графический фрагмент карты генерального плана городского поселения Чехов, согласно которым спорный участок входит в зону территории и объектов общественного питания.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ администрации не соответствует закону является правомерным.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 судам при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Исследовав на основании статьи 71 АПК РФ вопрос соразмерности территории, которую занимает объект недвижимости предпринимателя, и площади испрашиваемого земельного участка с учетом функционального назначения здания предпринимателя, разрешенного использования этого земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу о том, что вся площадь испрашиваемого земельного участка является необходимой для эксплуатации объекта недвижимости общества.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2017 по делу N А41-34742/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)