Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-11720/2017

Требование: О признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец подал ответчику заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на пять лет. Ответчиком было сообщено о рассмотрении обращения и об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый участок расположен не в той территориальной зоне, для земельных участков садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ правилами землепользования и застройки установлена территориальная зона коллективных садов и огородов. С данным решением истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N 33а-11720


Судья Левицкая Ж.В.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.В.
судей Тымченко А.М., Судницыной С.П.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" об оспаривании решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Артемовского городского суда Приморского края от 14 февраля 2017 года, которым административное исковое заявление садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" удовлетворено: признано незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу<адрес>, в районе <адрес>, для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на 5 лет садоводческому, огородническому, дачному некоммерческому товариществу "Ласточка", выраженное в письме о рассмотрении обращения за исходящим N N от 15 марта 2016 года; на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу<адрес>, для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на 5 лет садоводческому, огородническому, дачному некоммерческому товариществу "Ласточка".
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя СОДНТ "Ласточка" С., судебная коллегия

установила:

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое товарищество "Ласточка" (далее - СОДНТ "Ласточка") обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что 21 июля 2015 года в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.
Ответом от 15 марта 2016 года департамент сообщил о рассмотрении обращения и об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3, в то время как для земельных участков садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ правилами землепользования и застройки АГО установлена территориальная зона коллективных садов и огородов СХ-1.
С данным решением заявитель не согласен, поскольку частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который не содержится в письме департамента. Кроме того, правила землепользования и застройки АГО предусматривают ведение в зоне СХ-3 крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, ведение гражданами огородничества, животноводства.
Просит признать незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на 5 лет СОДНТ "Ласточка", выраженное в письме N от 15 марта 2016 года; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения огородничества в безвозмездное пользование сроком на 5 лет СОДНТ "Ласточка".
В судебном заседании представитель СОДНТ "Ласточка" на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, направил возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку принятие решения о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка невозможно, так как заявленная цель использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту. Испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне СХ-3, в которой не предусмотрено ведения огородничества.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, поименованы в пункте 8 статьи 39.15 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований отказа и не содержат требований о необходимости выяснения судом перечня объектов, которые могут возводиться на огородном земельном участке.
По делу установлено, что СОДНТ "Ласточка" 21 июля 2015 года обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка площадью... кв. м, по адресу: <адрес> для ведения огородничества. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка административный истец также приложил схему расположения земельного участка (л.д. 11-12).
25 ноября 2015 года заявитель направил административному ответчику письмо о выявленной ошибке в схеме расположения земельного участка, приложив схему расположения земельного участка, изготовленную в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 N 762 (л.д. 13-14).
15 марта 2016 года СОДНТ "Ласточка" отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3, в то время как для садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ правилами землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа установлена территориальная зона коллективных садов и огородов СХ-1.
Удовлетворяя требования СОДНТ "Ласточка", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного и Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, пришел к выводу о том, что заявленная цель использования испрашиваемого истцом земельного участка - ведение огородничества, соответствует основному виду разрешенного использования территориальной зоны СХ-3 (зона сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения), отказ департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества в безвозмездное пользование является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительный регламент утверждается в составе правил землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне (пункт 9 статьи 1, часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, перечень объектов, которые могут возводиться на огородном земельном участке, ограничен правовым режимом такого участка, определенным статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений) и зависит от градостроительного регламента.
В статье 22 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, определен градостроительный регламент и зоны сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 3 статьи 22 ведение огородничества и размещение хозяйственных построек относится к основному виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для зоны СХ-3.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3, не предназначенной для ведения огородничества, основаны на неверном толковании норм права.
Вместе с тем, нельзя согласиться с избранным судом способом восстановления нарушенного права административного истца в виде возложения на административного ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку суд не вправе подменять собой компетенцию уполномоченного органа и принимать решение о распоряжении земельным участком. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Во исполнение требований части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отмененной части судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, обязав департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление СОДНТ "Ласточка" о предварительном согласования предоставления земельного участка.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 14 февраля 2017 года в части возложения на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка отменить, принять в указанной части по делу новое решение.
Обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление Садоводческого огороднического дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части решение Артемовского городского суда Приморского края от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)