Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1317/2016

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключить договор аренды участка.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица указала, что произведена публикация о предоставлении земельного участка в установленном порядке, другие претенденты на участок заявок не подали, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, за ее счет проведено межевание, участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, но ей незаконно отказано в предоставлении участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу N 33-1317/2016


Судья: Чутчев С.В.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016 года апелляционную жалобу администрации и КУИ администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года по делу по административному иску К.Т. к Министерству имущественных отношений Московской области, администрации Каширского муниципального района и комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и об обязании заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:

К.Т. обратилась в суд с иском к административным ответчикам, с учетом уточнения требований, просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Московской области и администрации Каширского муниципального района Московской области в передаче в аренду К.Т. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1200 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; обязать комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с административным истцом договор аренды названного земельного участка сроком на двадцать лет, с годовой арендной платы за каждый год аренды, установленной п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", в редакции, действующей на момент заключения договора.
Требования мотивировала тем, что прошла процедуру предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства: в 2014 г. К.Т. обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: Московская область, Каширский район, д. Корыстово, вблизи ул. Родниковая; администрацией Каширского муниципального района была произведена публикация о предоставлении земельного участка в установленном порядке, другие претенденты на земельных участок заявок не подали, ей была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. За счет истица проведено межевание, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт представлен в администрацию, однако ей незаконно отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на отказ в согласовании со стороны Министерства имущественных отношений, рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
К.Т., указывая, что семья является многодетной, считала отказ незаконным, создающим препятствия к осуществлению права на заключение договора аренды оспариваемого земельного участка.
Решением Каширского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация и КУИ администрации Каширского муниципального района Московской области просят решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 г., предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования).
Как следует из материалов дела, в 2014 г. К.Т. обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <данные изъяты>.
11 сентября 2014 года администрация Каширского муниципального района опубликовала в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района - газете "Вести Каширского района" 10 (28) объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, по адресу: <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства, установив месячный срок для приема заявлений с даты опубликования сообщения.
Письмом от 14 октября 2014 г. Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района сообщил К.Т., что других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило.
Постановлением от 31.12.2014 г. N 35515-пг администрация Каширского муниципального района утвердила схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, с указанием К.Т. поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
К.Т. за личные средства оплатила проведение геодезических работы и формирование земельного участка.
10 март 2015 г. земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, был поставлен на кадастровый учет, с присвоением номера <данные изъяты>, К.Т. выдан кадастровый паспорт от 13 марта 2015 г.
20 марта 2015 года К.Т. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 16 июня 2015 г. администрация Каширского муниципального района отказала истице в предоставлении земельного участка, со ссылкой на решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28 мая 2015 г. N 20 об отказе в согласовании проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка и рекомендацию реализовать право аренды земельного участка на торгах.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление и руководствуясь земельным законодательством, действовавшим до 1 января 2015 г., признал, что отказ в предоставлении земельного участка К.О. не основан на нормах права и является недействительным. Суд пришел к выводу, что принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления заявителю земельного участка соблюден, у администрации Каширского муниципального района Московской области возникла обязанность выделить заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может, так как они не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.
Статьей 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", вступившего в силу 1 января 2015 г., установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1); реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. N 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При разрешении заявленного требования судом не учтено, что с 1 января 2015 г. в соответствии с положениями Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов при наличии согласия Министерства имущественных отношений Московской области.
Судебная коллегия также приходит к выводу, что содержащаяся в газете "Вести Каширского района" публикация о намерении предоставить земельный участок в аренду не может быть воспринята как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду. В сообщении указано о предоставлении конкретного земельного участка, объект, названный в газете, не индивидуализирован, точное место нахождения его неизвестно, что не способствует получению наибольшего числа заявок и нарушает процедуру сдачи недвижимого имущества в аренду.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
Таким образом, в объявлении должна содержаться не информация о намерении администрации предоставить участок, а предложение приобрести земельный участок и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу, способ, порядок подачи и приема заявлений, сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) либо о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Судебная коллегия полагает, что публикация о намерении администрации предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв. м не свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании граждан о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку в ней не определены способ и порядок подачи и приема заявлений о предоставлении участка, не содержатся сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для признания незаконным отказа Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28 мая 2015 года N 20 и администрации Каширского муниципального района Московской области в передаче в аренду К.Т. спорного земельного участка и возложения на КУИ администрации Каширского муниципального района обязанности заключить с заявителем договор аренды испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

решение Каширского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления К.Т. к Министерству имущественных отношений Московской области, администрации Каширского муниципального района и комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и об обязании заключить договор аренды земельного участка отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)