Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2017 N Ф10-5341/2017 ПО ДЕЛУ N А84-392/2017

Требование: О признании отсутствующим права постоянного пользования земельным участком, находящимся в пользовании ответчика на основании государственного акта на право постоянного пользования землей, признании недействительным указанного государственного акта.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не имеет права на приобретение в постоянное пользование земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности, поскольку является иностранным юридическим лицом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А84-392/2017


Резолютивная часть постановления изготовлена 29.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Сорокиной И.В.
судей Леоновой Л.В., Циплякова В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корабельниковой Е.О.
при участии в заседании:
от истца
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Карпухин А.Л. - представитель (доверенность от 09.01.2017 г. N 7, сроком до 31.12.2017 г.)
от ответчика
Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Агрофирма "Красный октябрь" Доронина Н.А. - представитель (доверенность от 13.11.2017 г. N 316, сроком 1 год)
от третьего лица
- Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Представитель не явился, извещен надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, г. Севастополь, на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 по делу А84-392/2017,

установил:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, г. Севастополь, (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Коллективному сельскохозяйственному предприятию "Агрофирма "Красный Октябрь", Украина, г. Киев, (ЕГРПОУ 00850106) о признании отсутствующим права постоянного пользования земельным участком, площадью 1 773,7 га, предоставленным для товарного сельскохозяйственного производства, находящимся в пользовании ответчика на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999 серии II-КМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808, расположенного в селе Орлиное города Севастополя, а также признании недействительным указанного государственного акта на право постоянного пользования землей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2017 (судья Погребняк А.С.) исковые требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим право коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь" постоянного пользования земельным участком площадью 1773,7 га, предоставленным ответчику в постоянное пользование для товарного сельскохозяйственного производства на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии II-КМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808. Признан недействующим государственный акт на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии II-КМ N 005572, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808 на спорный земельный участок. В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2017 отменено в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. В остальной части указанное решение оставлено без изменения. С Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу коллективного сельскохозяйственного предприятия Агрофирма "Красный октябрь" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Не соглашаясь с названным постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что отменяя решение Арбитражного суда города Севастополя, суд апелляционной инстанции неверно применил положения действующего земельного законодательства, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, регламентирующих порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками и заключения договоров аренды в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, а также не учел, что ответчику, являющемуся юридическим лицом иностранного государства, не может принадлежать на праве постоянного пользования земельный участок сельхозназначения при отсутствии проведения установленной законом процедуры переоформления указанного права на право аренды земельного участка в связи с принятием Республики Крым в Российскую Федерацию.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу заявленных требований в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу от представителя ответчика коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь", в котором ответчик просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражения отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемое постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований и распределения судебных расходов, в данной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2017 по настоящему делу, в остальной части судебные акты оставить без изменения, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 16.01.1998 N 65-р коллективному сельскохозяйственному предприятию агрофирма "Красный Октябрь" был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей от 11.03.1999 серии П-КМ N 005572, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808, на основании которого сельскохозяйственному предприятию был предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 1773,7 га в с. Орлиное г. Севастополя для товарного сельскохозяйственного производства.
Указанный акт был выдан в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины.
Основываясь на том, что ответчик не относится к предприятиям, имеющим право на приобретение в постоянное пользование земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности в связи с тем, что предприятие является иностранным юридическим лицом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил в адрес ответчика претензию от 29.11.2016 N 05-Исх./15913/2016 с требованием о возврате земельного участка в тридцатидневный срок со дня направления указанной претензии, то есть с 08.12.2016. Указанная претензия получена ответчиком - 13.12.2016.
Ссылаясь на то, что требования по возврату земельного участка ответчиком не исполнены, а также на то, что ответчик, являясь иностранным юридическим лицом, незаконно уклоняется от переоформления права постоянного пользования земельным участком на право аренды спорного земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Рассматривая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции удовлетворил иск в части признания отсутствующим права Коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь" постоянного пользования земельным участком площадью 1773,7 га, расположенным в с. Орлиное г. Севастополя, предоставленным данному предприятию в постоянное пользование для товарного сельскохозяйственного производства на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии II-КМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808, а также признал вышеуказанный государственный акт недействующим, ввиду отсутствия у ответчика правовых оснований для пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, исходя из того, что ответчик, являясь юридическим лицом иностранного государства, не может обладать правом постоянного пользования спорным земельным участком в силу положений действующего земельного законодательства Российской Федерации. Кроме того, со стороны ответчика не предпринималось каких-либо действий, направленных на приведение правоотношений, связанных с использованием спорного земельного участка, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом, суд указал на отсутствие оснований для признания государственного акта на право постоянного пользования землей недействительным, поскольку выдавался он в порядке, установленном законодательством Украины.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт того, что ответчик, являясь юридическим лицом иностранного государства, не переоформил право постоянного пользования на право аренды спорного земельного участка в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя N 1250-ПП, свидетельствует лишь о необходимости соответствующего переоформления. В действующем законодательстве не имеется такого основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком как уклонение юридического лица иностранного государства от переоформления права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка. Вместе с тем, вопрос о вещных правах на объект недвижимости может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска, а иск о признании права на вещь отсутствующим может заявить только владелец вещи.
Кассационная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В силу ст. 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 26.12 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Пунктом 6 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", п. 7 ч. 2 ст. 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками.
На основании указанных норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что управление и распоряжение земельными участками города федерального значения Севастополя и земельными участками, в границах названного субъекта, в том числе и теми, государственная собственность на которые не разграничена, а также принятие нормативных правовых актов в данной сфере отнесено к исключительным полномочиям Правительства Севастополя.
Вместе с тем, исходя из ст. 3, п. 1 ст. 6 Закона N 56-ЗС, от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно п. 1.8 указанного Положения, Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлись Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.
Таким образом, судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя являлся надлежащим истцом по настоящему делу.
В силу положений п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1, п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Из выписки из ЕГРЮЛ Украины следует, что местонахождение Коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный октябрь" (идентификационный код 00850106) установлено по адресу: 04071, г. Киев, ул. Хорива, д. 4.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответчик является иностранным юридическим лицом, которое в силу положений действующего законодательства Российской Федерации не может обладать земельным участком сельскохозяйственного назначения на праве постоянного пользования.





















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)