Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 10АП-15604/2017 ПО ДЕЛУ N А41-63174/16

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А41-63174/16


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ТУ Росимущества в Московской области: Переплетова К.Ю., по доверенности от 12.05.2017; от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С., по доверенности от 26.04.2017; от СНТ "Красная Пресня": Зубов И.В., по доверенности от 19.06.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2017 года по делу N А41-63174/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению СНТ "Красная Пресня" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области, об установлении границ земельных участков,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Красная Пресня" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области с заявленными требованиями (с учетом принятых судом уточнений) об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040367:50, признании отсутствующим право собственности РФ на часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:19:0040316:322.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2017 года по делу N А41-63174/16 исковые требования СНТ "Красная Пресня" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны и третье лицо направили в судебное заседание своих представителей, представители ответчика и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель истца против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон и третьего лица, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как усматривается из материалов дела, решением Исполкома Рузского Райсовета Депутатов трудящихся МО от 24.09.1956 N 286/23 был утвержден план отвода земельного участка общей площадью 13.5 гектаров из квартала 44 Нестеровского лесничества, Рузского Лесхоза с исключением из Гослесфонда под сады рабочим и служащим Краснопресненского района города Москвы.
Постановлением Главы Администрации Рузского района МО от 09.12.1992 года N 1298/22 земельный участок площадью 13.5 гектаров ранее предоставленный для коллективного садоводства у предприятий Краснопресненского района г. Москвы изъят и закреплен за садоводческим товариществом "Красная Пресня" в том числе 1.52 гектара в собственность товарищества и 11.98 гектаров, в собственность членов товарищества. Садоводческому товариществу "Красная Пресня" было выдано свидетельство о праве собственности на землю от 24.02.1993 N 107.
Земельный участок площадью 1.52 гектара поставлен на кадастровый учет за N 50:19:0040367:50 в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 08.09.201 года N МО-15/ЗВ-1775582 датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости установлено 24.02.1993.
СНТ "Красная Пресня" является собственником земельного участка общей площадью 15 200 кв. м с КН 50:19:0040367:50, на основании Постановления Главы Рузского района N 1298/22 от 09.12.1993, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N 107 от 24.02.1993. Участок относится к землям общего пользования СНТ.
03.11.2015 во время проведения кадастровых работ по обмеру земель общего пользования СНТ "Красная Пресня" (земельный участок с КН 50:19:0040367:50), кадастровым инженером установлено частичное наложение участка лесного фонда с КН 50:19:0040316:322 на земельный участок СНТ, площадь наложения составляет 5256 кв. м. Согласно заключению кадастрового инженера данное наложение является результатом кадастровой ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет участка с КН 50:19:0040316:322. Границами земель общего пользования СНТ "Красная Пресня" с КН 50:19:0040367:50 являются границы, существующие на местности более пятнадцати лет. Каталог координат наложения участка лесного фонда приведен в заключении кадастрового инженера, который предложил провести кадастровые работы по уточнению границ участка с КН 50:19:0040367:50 путем изменения границы участка лесного фонда с КН 50:19:0040316:322.
В целях досудебного урегулирования спора истец обратился к ответчику с просьбой рассмотреть вопрос об уточнении границ и предоставить согласие на изменение границ участка.
В ответе от 11.08.2016 Комитет лесного хозяйства указал, что границы участка СНТ "Красная Пресня" имеют наложение на земли лесного фонда Честеровского участкового лесничества, квартал 44. При этом отметил, что данный лесной участок поставлен на кадастровый учет с отсечением всех спорных площадей, и рекомендовал устранить пересечение в виде уточнения границ земельного участка СНТ в рамках кадастровых процедур либо в судебном порядке.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтвержденности факта наложения границ.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда, ввиду следующего.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абз. 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего заявителю, если судом будет установлено, что заявитель обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Таким образом для разрешения спора об установлении границ земельного участка необходимо:
- - наличие земельного участка, как объекта недвижимого имущества с надлежащим образом установленными и внесенными в ГКН границами;
- - наличие спора об установленных границах.
В соответствии с частями 3, 6 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 38 закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2 ст. 38).
Если в соответствии со статьей 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7 ст. 38).
В силу ч. ч. 9, 10 ст. 38 закона N 221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В силу ч. 1 ст. 39 закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 закона N 221-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 40 закона N 221-ФЗ, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Поскольку вопрос о границах земельных участков требует специальных познаний, в соответствии со ст. 82 АПК РФ судом первой инстанции было назначено проведение экспертизы, по итогам проведения которой были сделаны следующие выводы.
При сопоставлении фактических границ земельного участка СНТ с планом отвода СТ "Красная Пресня" выявлено, что при сопоставлении методом наложения, по угловым точкам, границы участков, внутриквартальным проездам, а также внешним ориентирам, в том числе природным долговременным, фактические границы земельного участка СНТ соответствуют плану отвода СТ "Красная Пресня", а земельный участок с КН 50:19:0040367:50 входит в границы отвода, указанные в плане СТ "Красная Пресня" от 20.10.1992.
В ходе проведения экспертного осмотра выявлено, что границы участка СНТ по границам отвода, указанным в плане СТ "Красная Пресня" от 20.10.1992, пересекаются (накладываются) с землями лесного фонда, с земельным участком с КН 50:19:0040316:322.
Причиной пересечения (наложения) является внесение в ГКН сведений о земельном участке с КН 50:19:0040316:322 без учета фактического землевладения СНТ "Красная Пресня".
Учитывая, что земельный участок с КН 50:19:0040367:50 частично накладывается на земельный участок с КН 50:19:0040316:322, экспертом определены координаты участка 50:19:0040316:322, имеющего пересечение границ, за исключение площади наложения.
Исследовав данное экспертное заключение, суд первой инстанции счел необходимым назначить повторную экспертизу, по итогам которой сделаны следующие выводы.
Экспертом произведено сопоставление фактических границ земельного участка СНТ "Красная Пресня" с планом отвода СТ "Красная Пресня", и выявлено, что при сопоставлении методом наложения, по угловым точкам, границам участков (заборы, данные ГКН), внутриквартальным проездам, а также внешним ориентирам, в том числе природным и долговременным (границы леса, линии ЛЭП), обводные (дренажные) канавы) фактические границы земельного участка СНТ соответствуют плану отвода СТ "Красная Пресня".
План СНТ "Красная Пресня" содержит описание проездов и объездной дороги, фактически проезды и дорога существуют, используются по назначению, в качестве доступа на земельные участки членов СНТ.
Произведенные экспертом сопоставления фактического расположения земельных участков в СНТ с данными содержащимися в ГКН, подтверждают, что земельный участок с КН 50:19:0040367:50 входит в границы отвода, указанные в плане СТ "Красная Пресня" от 20.10.1992.
В ходе проведения экспертного осмотра выявлено, что границы земельного участка СНТ "Красная Пресня" по границам отвода, указанным в плане садоводческого товарищества "Красная Пресня" от 20.10.1992, пересекаются (накладываются) с землями лесного фонда, с земельным участком с КН 50:19:0040316:322.
Причиной пересечения (наложения) явилось внесение в ГКН сведений о земельном участке с КН 50:19:0040316:322 без учета фактического землевладения СНТ. Границы земельного участка 50:19:0040316:322 по северо-западной, западной, юго-западной стороне (по данным Государственного кадастра недвижимости) перекрывают доступ на земельные участки членов СНТ "Красная Пресня": позиции генплана 19-57. Учитывая, что земельный участок с КН 50:19:0040367:50 частично накладывается на земельный участок 50:19:0040316:322, экспертом определены координаты участка 50:19:0040316:322, имеющего пересечение границ с данным участком, за исключением площади наложения (приложение 1 к заключению).
Поскольку для разрешения дела возникли вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств, суд первой инстанции назначил по делу дополнительную экспертизу, согласно выводам которой выявлено наложение границ земельных участков лесного фонда и СНТ, определены координаты указанного наложения.
Исходя из изложенного, материалами дела подтвержден факт наложения границ земельного участка СНТ и земель лесного фонда.
Как указывалось выше, СНТ "Красная Пресня" является собственником земельного участка общей площадью 15 200 кв. м с КН 50:19:0040367:50, на основании Постановления Главы Рузского района N 1298/22 от 09.12.1993, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N 107 от 24.02.1993. Земельный участок площадью 1.52 гектара поставлен на кадастровый учет за N 50:19:0040367:50 в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 08.09.201 года N МО-15/ЗВ-1775582 датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости установлено 24.02.1993.
Таким образом, причиной пересечения (наложения) является внесение в ГКН сведений о земельном участке с КН 50:19:0040316:322, без учета фактического землевладения СНТ "Красная Пресня".
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование об установлении границ спорного земельного участка.
В отношении требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка апелляционный суд отмечает следующее.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абз. 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего заявителю, если судом будет установлено, что заявитель обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании отсутствующим права собственности может являться надлежащим способом защиты права только в том случае если истец докажет, что иные способы защиты права в виде исков о правах на недвижимое имущество не применимы.
В рассматриваемом случае таких доказательств истец не приводит, апелляционный суд таковых также не усматривает. Кроме того, нарушенные права истца в отношении спорной части земельного участка восстановлены путем удовлетворения иска об установлении границ.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка. В удовлетворении указанного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2017 по делу N А41-63174/16 отменить в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:19:0040316:322, площадью 3 322 кв. м. В удовлетворении указанной части требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2017 по делу N А41-63174/16 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)