Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей ответчика: Фомичева Т.С., директор, Пузанова Л.В., доверенность от 09.09.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" и лица, не участвующего в деле, - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 по делу N А29-10575/2015, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670) - правопредшественник Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233; ИНН 1101462123)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (ОГРН 1021100934678; ИНН 1107000870)
- третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Государственное учреждение Республики Коми "Печоро-Илычское лесничество"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми;
- Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми,
об истребовании имущества,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (далее - ответчик, Национальный парк) об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка лесного фонда, расположенного в выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 квартала 617, кварталах 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК Печоро-Илычское лесничество, включенного в состав земельного участка с кадастровым номером 11:17:0201002:1011 (т. 2 л.д. 161-162).
На основании ходатайства Комитета от 14 апреля 2016 года Арбитражный суд Республики Коми произвел замену Комитета лесов Республики Коми на его правопреемника - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (т. 2 л.д. 136-137, далее - Минприроды РК, истец).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства; Государственное учреждение Республики Коми "Печоро-Илычское лесничество"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми; Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 исковые требования Минприроды РК были удовлетворены: суд истребовал из незаконного владения ответчика спорный земельный участок и передал его истцу.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Югыд ва" и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Национальный парк в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению ответчика, вывод суда об изменении границ национального парка в отсутствие соответствующего Постановления Правительства РФ не соответствует обстоятельствам дела, поскольку план границ национального парка, включая территорию спорных земельных участков, с описанием границ смежных землепользователей был согласован с Комитетом и иными заинтересованными лицами; границы земельного участка утверждены Постановлением администрации МО МР "Вуктыль" от 28.08.2008 N 08/1045, а впоследствии 26.05.2009 зарегистрировано право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011, далее 13.10.2012 - право постоянного бессрочного пользования ответчика. Не согласен с выводом суда о том, что спорные земельные участки относятся к лесному фонду, поскольку их регистрация осуществлялась декларативно, без проведения межевания и установления границ, что отражено в отзыве ТУ Росимущества в РК. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства перевода земель национального парка, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, в другую категорию (земли лесного фонда). Поскольку спорные земельные участки находятся в федеральной собственности, то истец не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском. Считает, что истцом не доказан факт незаконного владения ответчиком земельными участками, поскольку владение ответчика основано на праве оперативного управления. Срок начала течения срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском следует исчислять с даты регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011-26.05.2009.
Минприроды России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Минприроды РК.
Минприроды России указывает, что Положение о национальном парке "Югыд ва", включая координаты его границ, утверждено приказом Минприроды России от 20.11.2013 N 534. Считает, что судом не исследован факт вхождения спорных лесных участков в границы национального парка в соответствии с координатами поворотных точек, приведенными в приложении N 1 к Положению о национальном парке "Югыд ва". Минприроды РК является ненадлежащим истцом по иску, поскольку правом на обращение в суд с иском об истребовании имущества обладает только собственник данного имущества или уполномоченный им представитель, которым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Основания для удовлетворения судом виндикационных требований у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку спорные земельные участки не выбывали из собственности РФ, а также ввиду отсутствия установленных границ участков. Истцом не оспорены основания для возникновения права постоянного бессрочного пользования участком за ответчиком. Более того, истцом пропущен срок исковой давности, исчисляемый с даты регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011 - 26.05.2009.
Минприроды РК в отзыве на апелляционные жалобы отклоняет доводы заявителей, просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении жалоб в отсутствие своего представителя. Указывает, что ответчик не оспаривал факт вхождения спорных земельных участков в границы национального парка. Довод Минприроды России об отсутствии у истца права на обращение в суд с заявленным иском противоречит пункту 12 Положения о Минприроды РК, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 497. Не согласен с доводами заявителей жалоб о пропуске срока исковой давности, так как спорные лесные кварталы поступили во владение ответчика 13.10.2012. Указывает, что земли лесного фонда Печоро-Ильичского лесничества не были включены в состав земель национального парка (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 377). Ответчиком не доказана правомерность отнесения спорных земельных участков лесного фонда в состав земель иной категории.
Национальный парк в отзыве на апелляционную жалобу Минприроды России поддерживает доводы Минприроды России, просит ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Из материалов дела следует, что Минприроды России к участию в деле не привлекалось и не является лицом, участвующим в данном деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ в рамках заявленных доводов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
10.08.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 11:11:00 00 000:0028, категория: земли лесного фонда, площадь 1 147 636,0 га для ведения лесного хозяйства, местоположение: Республика Коми, Троицо-Печорский район, ФГУ "Печоро-Илычский лесхоз" (т. 1 л.д. 42).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N 331 от 4 июля 2007 года на землях лесного фонда в Республике Коми создано 32 лесничества, в том числе Печоро-Илычское лесничество на лесных участках ФГУ "Печоро-Илычский лесхоз", площадь лесничества 1 179 556 га (т. 1 л.д. 43-48).
Согласно лесохозяйственному регламенту ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", утвержденному Приказом Комитета лесов Республики Коми от 27 апреля 2011 года N 313, в ведении лесничества находятся, в том числе кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества (т. 1 л.д. 50-156, 63).
В ходе выполнения кадастровых работ филиалом ФГУП "Рослесинфорг" оно указало, что границы земельных участков в указанных кварталах накладываются на границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 11:17:0201002:1011, разрешенное использование - Национальный парк "Югыд Ва", что препятствует государственному кадастровому учету (т. 1 л.д. 155-157).
Земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011, категория: земли особо охраняемых территорий и объектов, площадью 432 316 130 кв. м, местоположение: Республика Коми, г. Вуктыл, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством от 26 мая 2009 года (т. 1 л.д. 159).
За Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Югыд Ва" 13 октября 2012 года на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в РК от 27 августа 2012 года N 1265 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком (т. 1 л.д. 178-179).
Истец, ссылаясь на то, что земельные участки в границах кварталов 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК "Печоро-Илычского участкового лесничества" относятся к категории земель лесного фонда, следовательно, необоснованно включены в состав Национального парка, что исключает их из хозяйственного оборота и препятствует заготовке древесины, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая предъявленным требованиям, ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности, ссылаясь на то, что истец узнал о нарушении своих прав в 2008 году при согласовании границ национального парка (т. 2 л.д. 80-81).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта отнесения спорных земельных участков к категории земель лесного фонда, поскольку кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК "Печоро-Илычского участкового лесничества" по состоянию на 23.04.1994 не входили в состав Вуктыльского лесхоза, не были включены в состав национального парка при его учреждении, однако в настоящее время они находятся во владении ответчика. Суд установил, что исковое заявление Комитета подано в суд в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с даты регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за ответчиком -13.10.2012.
Удовлетворение заявленных истцом требований послужило основанием для принесения ответчиком апелляционной жалобы.
Доводы Национального парка сводятся к оспариванию права истца на подачу настоящего иска, а также заявитель ссылается на истечение срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, который следует исчислять с даты регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011-26.05.2009.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит отмене в связи с пропуском срока исковой давности.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми основаны на положениях статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно данной статье собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При рассмотрении виндикационного иска защита владельца обеспечивается правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08).
В соответствии со статьями 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что имущество выбыло из его владения.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, пришел к выводу о том, что спорные земельные участки выбыли из владения ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество" с даты регистрации права постоянного (бессрочного) пользования у ФГБУ "Национальный парк "Югыл Ва" 13 октября 2012 года (т. 1 л.д. 173). Однако из данного документа не следует, что спорные кварталы вошли в общую площадь земельного участка, закрепленного за Национальным парком.
Вместе с тем о факте включения спорных земельных участков в состав национального парка Комитету лесов РК стало известно в ходе выполнения кадастровых работ, что подтверждается письмом филиала ФГУП "Рослесинфорг" от 19 марта 2012 года N 42, где указано, что границы земельных участков лесного фонда кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК Печоро-Илычское лесничество накладываются на границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 11:17:0201002:1011, разрешенное использование - Национальный парк "Югыд Ва" (т. 1 л.д. 155-157).
Факт получения указанного письма филиала ФГУП "Рослесинфорг" прямо следует из текста искового заявления Комитета.
Поскольку виндикационный иск предъявлен истцом в суд 13 октября 2015 года, трехлетний срок исковой давности, установленный частью 1 статьи 195 ГК РФ, истцом пропущен.
Пропуск срока исковой давности является основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что по данному спору отсутствуют основания для применения положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку все земельные участки, закрепленные как за Печоро-Илычским лесничеством, так и за Национальным парком находятся в федеральной собственности.
Земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" был закреплен в установленном законом порядке.
Проект границ утвержден постановлением Администрации муниципального района "Вуктыл" N 08/1045 от 28 августа 2008 года.
В данном случае если и имеется спор, то это спор по определению (разграничению) границ земельных участков между двумя хозяйствующим субъектами, который не может быть рассмотрен в рамках статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми об удовлетворении иска подлежит отмене по мотиву пропуска срока исковой давности.
При данных обстоятельствах на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ответчика отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и отказывает в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ответчика по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 150, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1, 2, 2, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 по делу N А29-10575/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" (ОГРН 1021100934678; ИНН 1107000870) 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2016 N 02АП-6851/2016, 02АП-6858/2016 ПО ДЕЛУ N А29-10575/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А29-10575/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей ответчика: Фомичева Т.С., директор, Пузанова Л.В., доверенность от 09.09.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" и лица, не участвующего в деле, - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 по делу N А29-10575/2015, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670) - правопредшественник Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233; ИНН 1101462123)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (ОГРН 1021100934678; ИНН 1107000870)
- третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Государственное учреждение Республики Коми "Печоро-Илычское лесничество"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми;
- Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми,
об истребовании имущества,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (далее - ответчик, Национальный парк) об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка лесного фонда, расположенного в выделах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 квартала 617, кварталах 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК Печоро-Илычское лесничество, включенного в состав земельного участка с кадастровым номером 11:17:0201002:1011 (т. 2 л.д. 161-162).
На основании ходатайства Комитета от 14 апреля 2016 года Арбитражный суд Республики Коми произвел замену Комитета лесов Республики Коми на его правопреемника - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (т. 2 л.д. 136-137, далее - Минприроды РК, истец).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства; Государственное учреждение Республики Коми "Печоро-Илычское лесничество"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми; Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 исковые требования Минприроды РК были удовлетворены: суд истребовал из незаконного владения ответчика спорный земельный участок и передал его истцу.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Югыд ва" и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Национальный парк в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению ответчика, вывод суда об изменении границ национального парка в отсутствие соответствующего Постановления Правительства РФ не соответствует обстоятельствам дела, поскольку план границ национального парка, включая территорию спорных земельных участков, с описанием границ смежных землепользователей был согласован с Комитетом и иными заинтересованными лицами; границы земельного участка утверждены Постановлением администрации МО МР "Вуктыль" от 28.08.2008 N 08/1045, а впоследствии 26.05.2009 зарегистрировано право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011, далее 13.10.2012 - право постоянного бессрочного пользования ответчика. Не согласен с выводом суда о том, что спорные земельные участки относятся к лесному фонду, поскольку их регистрация осуществлялась декларативно, без проведения межевания и установления границ, что отражено в отзыве ТУ Росимущества в РК. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства перевода земель национального парка, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, в другую категорию (земли лесного фонда). Поскольку спорные земельные участки находятся в федеральной собственности, то истец не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском. Считает, что истцом не доказан факт незаконного владения ответчиком земельными участками, поскольку владение ответчика основано на праве оперативного управления. Срок начала течения срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском следует исчислять с даты регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011-26.05.2009.
Минприроды России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Минприроды РК.
Минприроды России указывает, что Положение о национальном парке "Югыд ва", включая координаты его границ, утверждено приказом Минприроды России от 20.11.2013 N 534. Считает, что судом не исследован факт вхождения спорных лесных участков в границы национального парка в соответствии с координатами поворотных точек, приведенными в приложении N 1 к Положению о национальном парке "Югыд ва". Минприроды РК является ненадлежащим истцом по иску, поскольку правом на обращение в суд с иском об истребовании имущества обладает только собственник данного имущества или уполномоченный им представитель, которым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Основания для удовлетворения судом виндикационных требований у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку спорные земельные участки не выбывали из собственности РФ, а также ввиду отсутствия установленных границ участков. Истцом не оспорены основания для возникновения права постоянного бессрочного пользования участком за ответчиком. Более того, истцом пропущен срок исковой давности, исчисляемый с даты регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011 - 26.05.2009.
Минприроды РК в отзыве на апелляционные жалобы отклоняет доводы заявителей, просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении жалоб в отсутствие своего представителя. Указывает, что ответчик не оспаривал факт вхождения спорных земельных участков в границы национального парка. Довод Минприроды России об отсутствии у истца права на обращение в суд с заявленным иском противоречит пункту 12 Положения о Минприроды РК, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 497. Не согласен с доводами заявителей жалоб о пропуске срока исковой давности, так как спорные лесные кварталы поступили во владение ответчика 13.10.2012. Указывает, что земли лесного фонда Печоро-Ильичского лесничества не были включены в состав земель национального парка (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 377). Ответчиком не доказана правомерность отнесения спорных земельных участков лесного фонда в состав земель иной категории.
Национальный парк в отзыве на апелляционную жалобу Минприроды России поддерживает доводы Минприроды России, просит ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Из материалов дела следует, что Минприроды России к участию в деле не привлекалось и не является лицом, участвующим в данном деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ в рамках заявленных доводов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
10.08.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 11:11:00 00 000:0028, категория: земли лесного фонда, площадь 1 147 636,0 га для ведения лесного хозяйства, местоположение: Республика Коми, Троицо-Печорский район, ФГУ "Печоро-Илычский лесхоз" (т. 1 л.д. 42).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N 331 от 4 июля 2007 года на землях лесного фонда в Республике Коми создано 32 лесничества, в том числе Печоро-Илычское лесничество на лесных участках ФГУ "Печоро-Илычский лесхоз", площадь лесничества 1 179 556 га (т. 1 л.д. 43-48).
Согласно лесохозяйственному регламенту ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", утвержденному Приказом Комитета лесов Республики Коми от 27 апреля 2011 года N 313, в ведении лесничества находятся, в том числе кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества (т. 1 л.д. 50-156, 63).
В ходе выполнения кадастровых работ филиалом ФГУП "Рослесинфорг" оно указало, что границы земельных участков в указанных кварталах накладываются на границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 11:17:0201002:1011, разрешенное использование - Национальный парк "Югыд Ва", что препятствует государственному кадастровому учету (т. 1 л.д. 155-157).
Земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011, категория: земли особо охраняемых территорий и объектов, площадью 432 316 130 кв. м, местоположение: Республика Коми, г. Вуктыл, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством от 26 мая 2009 года (т. 1 л.д. 159).
За Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Югыд Ва" 13 октября 2012 года на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в РК от 27 августа 2012 года N 1265 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком (т. 1 л.д. 178-179).
Истец, ссылаясь на то, что земельные участки в границах кварталов 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК "Печоро-Илычского участкового лесничества" относятся к категории земель лесного фонда, следовательно, необоснованно включены в состав Национального парка, что исключает их из хозяйственного оборота и препятствует заготовке древесины, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая предъявленным требованиям, ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности, ссылаясь на то, что истец узнал о нарушении своих прав в 2008 году при согласовании границ национального парка (т. 2 л.д. 80-81).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта отнесения спорных земельных участков к категории земель лесного фонда, поскольку кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК "Печоро-Илычского участкового лесничества" по состоянию на 23.04.1994 не входили в состав Вуктыльского лесхоза, не были включены в состав национального парка при его учреждении, однако в настоящее время они находятся во владении ответчика. Суд установил, что исковое заявление Комитета подано в суд в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с даты регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за ответчиком -13.10.2012.
Удовлетворение заявленных истцом требований послужило основанием для принесения ответчиком апелляционной жалобы.
Доводы Национального парка сводятся к оспариванию права истца на подачу настоящего иска, а также заявитель ссылается на истечение срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, который следует исчислять с даты регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 11:17:0201002:1011-26.05.2009.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит отмене в связи с пропуском срока исковой давности.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми основаны на положениях статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно данной статье собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При рассмотрении виндикационного иска защита владельца обеспечивается правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08).
В соответствии со статьями 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что имущество выбыло из его владения.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, пришел к выводу о том, что спорные земельные участки выбыли из владения ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество" с даты регистрации права постоянного (бессрочного) пользования у ФГБУ "Национальный парк "Югыл Ва" 13 октября 2012 года (т. 1 л.д. 173). Однако из данного документа не следует, что спорные кварталы вошли в общую площадь земельного участка, закрепленного за Национальным парком.
Вместе с тем о факте включения спорных земельных участков в состав национального парка Комитету лесов РК стало известно в ходе выполнения кадастровых работ, что подтверждается письмом филиала ФГУП "Рослесинфорг" от 19 марта 2012 года N 42, где указано, что границы земельных участков лесного фонда кварталы 617, 619, 620 Еремеевского участкового лесничества ГУ РК Печоро-Илычское лесничество накладываются на границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 11:17:0201002:1011, разрешенное использование - Национальный парк "Югыд Ва" (т. 1 л.д. 155-157).
Факт получения указанного письма филиала ФГУП "Рослесинфорг" прямо следует из текста искового заявления Комитета.
Поскольку виндикационный иск предъявлен истцом в суд 13 октября 2015 года, трехлетний срок исковой давности, установленный частью 1 статьи 195 ГК РФ, истцом пропущен.
Пропуск срока исковой давности является основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что по данному спору отсутствуют основания для применения положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку все земельные участки, закрепленные как за Печоро-Илычским лесничеством, так и за Национальным парком находятся в федеральной собственности.
Земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" был закреплен в установленном законом порядке.
Проект границ утвержден постановлением Администрации муниципального района "Вуктыл" N 08/1045 от 28 августа 2008 года.
В данном случае если и имеется спор, то это спор по определению (разграничению) границ земельных участков между двумя хозяйствующим субъектами, который не может быть рассмотрен в рамках статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми об удовлетворении иска подлежит отмене по мотиву пропуска срока исковой давности.
При данных обстоятельствах на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ответчика отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и отказывает в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ответчика по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 150, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1, 2, 2, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2016 по делу N А29-10575/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" (ОГРН 1021100934678; ИНН 1107000870) 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
А.В.ТЕТЕРВАК
Судьи
Е.Г.МАЛЫХ
А.Б.САВЕЛЬЕВ
А.В.ТЕТЕРВАК
Судьи
Е.Г.МАЛЫХ
А.Б.САВЕЛЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)