Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2017 N 08АП-3981/2017 ПО ДЕЛУ N А46-16111/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. N 08АП-3981/2017

Дело N А46-16111/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3981/2017) Местной религиозной организации "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"
на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2017 по делу N А46-16111/2016 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению Местной религиозной организации "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 5501039618, ОГРН 1035500005639)
к Муниципальному образованию городской округ - город Омск, в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бюджетного учреждения г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства"
о признании ненормативного правового акта недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
- от местной религиозной организации "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" - Галиаскаров Марат Рустамович, предъявлен паспорт, по доверенности от 23.10.2015 сроком действия три года;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Лукьянова Наталья Михайловна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/10563 от 22.07.2016 сроком действия один год;
- от Бюджетного учреждения г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- установил:

Местная религиозная организация "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - заявитель, Организация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Омск, в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) о признании отказа в предоставлении земельного участка от 21.09.2016 недействительным; об обязании Департамента в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда передать в собственность заявителя земельный участок площадью 18 785 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091, местоположение которого установлено в 122 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 75.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2017 по делу N А46-16111/2016 Организации отказано в удовлетворении требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что испрашиваемый заявителем земельный участок представляет собой территорию общего пользования и в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации приватизации не подлежит.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2017 по делу N А46-16111/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы Организация указала, что спорный земельный участок подлежит передаче Организации в собственность, поскольку на данном участке находится объект недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Бюджетное учреждение г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Организации на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание Церковь "Всех святых" общей площадью 66,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 75, корп. 1, кадастровый номер 55:36:09 01 09:1106 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.05.2015 серии 55-АБ N 162690), а также земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1053 категории земель - земли населенных пунктов - для строительства Церкви всех святых на территории Казачьего кладбища, площадью 778 кв. м, расположенный в 122 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 75 (свидетельство о государственной регистрации права от 30.06.2016).
Указанный земельный участок является частью земельного участка, занимаемого Казачьим кладбищем, площадью 18 785 кв. м, с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091 и принадлежащим муниципальному образованию городской округ город Омск, граничащего с принадлежащим истцу участком.
23.08.2016 заявитель обратился в Администрацию города Омска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 18 785 кв. м, с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091.
Департамент со ссылкой на пункты 2, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказал заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (письмо, л.д. 14, 15).
В обоснование отказа Департамент указал, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне городской рекреации Р1-1183.
Территориальная зона городской рекреации (Р-1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха всего населения, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы, бульвары, набережные, городские сады, площади).
Также в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091 расположен в зоне размещения городской рекреации.
Это территория общего пользования, которая беспрепятственно используется неограниченным кругом лиц и в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Также в письме отмечено, что по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091 находится в муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
Считая указанный отказ Департамента незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2017 по делу N А46-16111/2016 Организации отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
В силу Решения Омского городского совета от 26.10.2011 N 452 Департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которую не разграничена.
Основным видом разрешенного использования данной зоны являются: скверы, парки; физкультурно-оздоровительные сооружения (общей площадью не более 1 000 кв. м); мемориальные комплексы, памятные объекты, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха.
Территориальная зона рекреации (Р-1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха всего населения, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы, бульвары, набережные, городские сады, площади).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован площадью 18 785 кв. м, учтен в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091, составляет территорию сквера "Казачий" и расположен вокруг земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1053.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреации Р1-1183.
Так же как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091 расположен в зоне размещения городской рекреации.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок представляет собой территорию общего пользования, которая беспрепятственно используется неограниченным кругом лиц и в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Также спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 09:1091 находится в муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 395681 от 22.12.2011), и на основании распоряжения Департамента от 17.10.2014 N 5377-р предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.12.2016 N 55/101/017/2016-62001).
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
Таким образом, учитывая изложенное, отказывая Организации в предоставлении в собственность спорного земельного участка, Департамент действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 5.5 СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов", принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.12.1999 N 92 размеры земельных участков приходских храмовых комплексов, включающих основные здания и сооружения богослужебного и вспомогательного назначения, рекомендуется принимать исходя из удельного показателя - 7 кв. м площади участка на единицу вместимости храма.
Согласно разделу 1 указанного свода настоящие правила распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий, в то время как заявителю уже принадлежит на праве собственности одноэтажное нежилое здание Церковь "Всех святых" общей площадью 66,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 75, корп. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.05.2015 серии 55-АБ N 162690).
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено, что, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к зоне рекреации, заявитель не лишен права пользоваться им, наравне с остальным населением, в том числе, и для религиозных праздников.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит доводов, опровергающих указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя, то есть, на Организацию.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Организации надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1 от 14.03.2017.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Местной религиозной организации "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2017 по делу N А46-16111/2016 - без изменения.
Возвратить Местной религиозной организации "Приход храма Всех сибирских святых города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 5501039618, ОГРН 1035500005639) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. 00 коп., уплаченных при подаче апелляционной жалобы пл. пор. N 1 от 14.03.2017 г. в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)