Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2017 N 10АП-3824/2017 ПО ДЕЛУ N А41-66530/16

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А41-66530/16


Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Василенко А.А.: Гордеев П.А. по доверенности от 01.01.2017;
- от администрации Чеховского муниципального районы Московской области: Андреев М.Р. по доверенности от 27.12.2016;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от акционерного общества "Тандер": Сироткин Н.К. по доверенности от 20.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2017 по делу N А41-66530/16,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по заявлению ИП Василенко А.А.
к администрации Чеховского муниципального районы Московской области,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области и АО "Тандер",
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

индивидуальный предприниматель Василенко Андрей Андреевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования, изложенным в письме от 11.07.2016 N 1655-16;
- - обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем издания постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1 200 кв. м с кадастровым номером 50:31:0020501:1017, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Репниковская, уч. 15/2 с "для индивидуального жилищного строительства" на "магазины".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) и акционерное общество "Тандер" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Представители предпринимателя и общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей администрации, предпринимателя и общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:1017, общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Репниковская, уч. 15/2.
Предприниматель 02.03.2016 обратился в администрацию с заявлением об изменении разрешенного использования указанного земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства" на "магазины".
На основании обращения предпринимателя администрация организовала проведение публичных слушаний, соответствующая информация опубликована в газете "Чехов Сегодня" от 29.06.2016 N 44 (2004).
В газете "Чехов сегодня" от 03.08.2016 N 55 опубликовано заключение о результатах публичных слушаний, согласно которому решено изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства" на "магазины", код вида 4.4.
Письмом от 11.07.2016 N 1655-16 администрация сообщила предпринимателю об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка. Как указано в письме, отказ основан на несоответствии планируемого вида разрешенного использования "магазины" Генеральному плану города Чехова Чеховского района, утвержденного решением Совета депутатов города Чехова Чеховского района от 18.10.2013 N 69/11.
Считая данный администрацией ответ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно пункту 3 статьи 18 Градостроительного кодекса, генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В силу положений части 6 статьи 39 Градостроительного кодекса заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2017 и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельные участки единого института развития в жилищной сфере), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31.12.2017, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Согласно пункту 5 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с письмом Главархитектуры Московской области администрации, земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1017 площадью 1200 кв. м по адресу Московская область, г. Чехов, ул. Репниковская, 15/2, на основании Генерального плана городского поселения Чехов Чеховского муниципального района, утвержденного Советом депутатов г. Чехова от 18.10.2013 N 69/11, входит в производственную зону "промышленные и коммунально-складские территории".
Исходя из этого, спорный участок никак не может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", поскольку для возможности использования участка для таких целей участок должен входить в жилую зону (часть 5 статьи 85 Земельного кодекса).
При этом, закон не выделяет специальной зоны для нахождения таких объектов, как магазины. Магазины могут находиться как в составе жилой зоны, так и в составе общественно-деловой и производственной зон.
Поскольку генеральным планом поселения предусмотрено нахождение спорного земельного участка в производственной зоне, то данный участок не может использоваться в соответствии с видом его разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", а изменение его вида разрешенного использования на "магазины" соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства.
Более того, из материалов дела усматривается, что на спорном земельном участке расположен магазин. Согласно выписке из ЕГРП от 23.11.2016, на участке по адресу: г. Чехов, ул. Репниковская, д. 15/2, находится нежилое здание площадью 736,6 кв. м.
Указанное здание вместе и указанный земельный участок принадлежат предпринимателю на основании договора купли-продажи с их предыдущим собственником гр.Евстигнеевым В.О., который, в свою очередь, приобрел их у гр.Устинова Д.В. по договору купли-продажи от 30.12.2015.
Как установлено судом первой инстанции, указанное здание является магазином. Каких-либо актов, решений о сносе указанного здания в материалы дела не представлено (статья 222 Гражданского кодекса).
Таким образом, земельный участок в данном случае используется в соответствии с планируемой функциональной зоной "производственная зона", и в соответствии с видом разрешенного использования "магазины".
Поскольку Правила землепользования и застройки в г. Чехове отсутствуют, то изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Вводного закона - путем проведения публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:1017, предусмотренная действующим законодательством была соблюдена.
При таких обстоятельствах заявленные требования предпринимателя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Довод администрации о том, что на смежном земельном участке расположен газопровод высокого и среднего давления, в связи с чем действия предпринимателя могут привести к повреждению газопровода, которое может нарушить подачу газа и создать аварийную ситуацию в Чеховском районе. Не может быть принят апелляционным судом, поскольку основан на предположении и не подтверждается материалами дела.
Довод администрации о том, что органы местного самоуправления разрешают вопрос об установлении вида разрешенного использования, а суд не наделен правом восполнить своим актом постановление органа местного самоуправления по этому вопросу, поскольку предел судебного контроля ограничивается только проверкой процедуры решения такого вопроса, сам же вопрос и его решение лежит за пределами судебного усмотрения, является несостоятельным и основан на неправильном понимании норм права.
Согласно части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны судом недействительными, в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, признав незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка, оформленный письмом от 11.07.2016 N 1655-16, суд первой инстанции вправе был обязать администрацию принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:1017, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Репниковская, уч. 15/2 с "для индивидуального жилищного строительства" на "магазины", что он и сделал.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2017 года по делу N А41-66530/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)