Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2016 N Ф07-2456/2016 ПО ДЕЛУ N А56-28874/2015

Требование: О признании недействительным постановления администрации района, которым признано недействительным ранее принятое постановление администрации, об обязании предоставить обществу в аренду земельный участок.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что постановление принято с нарушением требований закона и препятствует предоставлению участка в аренду для строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. по делу N А56-28874/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Шапиной А.А. (доверенность от 12.10.2015), Пегиной М.Ю. (доверенность от 12.10.2015), от закрытого акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" Володиной С.М. (доверенность от 01.12.2015), рассмотрев 24.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2015 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 (судьи Полубехина Н.С., Барканова Я.В., Кашина Т.А.) по делу N А56-28874/2015,

установил:

Закрытое акционерное общество "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, пос. Приладожский, ОГРН 1024701328893, ИНН 4706001780 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Новая ул., д. 1, ОГРН 1024701333040, ИНН 4706012238 (далее - Администрация), от 06.02.2015 N 334 "О признании недействительным постановления Администрации от 19.10.2012 N 3819" (далее - постановление N 334), обязании предоставить Обществу в аренду сроком на три года путем заключения договора земельный участок площадью 3 250 000 кв. м с кадастровым номером 47:16:0434001:828.
Решением от 17.08.2015 постановление N 334 признано недействительным, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.11.2015 решение от 17.08.2015 в части признания недействительным постановления N 334 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и неправильное установление фактических обстоятельств дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, апелляционный суд не учел, что постановлением Администрации от 19.10.2012 N 3819 (далее - постановление N 3819) предварительно согласовано место размещения объекта сельскохозяйственного производства - племрепродуктора 2-го порядка, местоположение: Ленинградская обл., Кировский р-н, 58 км автодороги Кола, в районе участков 1, 2, 3, а не предоставлен для использования в сельскохозяйственных целях участок из земель запаса. По мнению подателя жалобы, Общество на основании статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вправе требовать заключения договора аренды.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Администрации - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Постановлением Администрации от 16.07.2012 N 2340 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 47:16:0434001 земельного участка из земель запаса площадью 3 250 000 кв. м, местоположение: Ленинградская обл., Кировский р-н, 58 км автодороги Кола в районе участков N 1, 2, 3 Общества, для перевода его в категорию земли сельскохозяйственного назначения в целях предоставления для ведения сельскохозяйственного производства.
Постановлением Администрации от 07.09.2012 N 3160 в постановление N 2340 внесены изменения: целью предоставления указано строительство объекта сельскохозяйственного производства - племрепродуктора 2-го порядка.
По результатам рассмотрения заявления Общества постановлением N 3819 предварительно согласовано место размещения объекта сельскохозяйственного производства (племрепродуктора 2-го порядка) на упомянутом выше земельном участке - для его перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения с последующим предоставлением для строительства, утвержден акт о выборе земельного участка с учетом установления санитарно-защитной зоны предполагаемых к строительству объектов в пределах границ формируемого участка.
После утверждения акта о выборе испрашиваемый земельный участок 24.12.2012 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 47:16:0434001:828.
Распоряжением правительства Ленинградской области от 16.10.2014 N 536-р земельный участок с кадастровым номером 47:16:0434001:828 переведен из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 28.11.2014 Администрация, сославшись на отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об изменении категории земельного участка, вида разрешенного использования и кадастровой стоимости, отказала Обществу в удовлетворении заявления о предоставлении спорного участка в аренду сроком на три года для осуществления строительства.
Общество 20.01.2015 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении участка, представив доказательства изменения категории земель, вида разрешенного использования и кадастровой стоимости участка.
Постановлением N 334 со ссылкой на положения статьи 30 ЗК РФ, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьи 4 Областного закона от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 107-оз) Администрация признала недействительным постановление N 3819, а письмом от 09.02.2015 N 18-5737/14-1-1 сообщила Обществу о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 47:16:0434001:828, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, без проведения торгов.
Общество, ссылаясь на то, что постановление N 334 принято с нарушением требований действующего законодательства и препятствует предоставлению земельного участка в аренду для строительства, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично, исходя из того, что указанные в преамбуле оспариваемого постановления нормы права не регулируют порядок предоставления земель запаса, а оформленный письмом от 09.02.2015 отказ не обжалован в установленном порядке.
Апелляционный суд, сославшись на невозможность с учетом требований пункта 2 статьи 103 ЗК РФ использования земель запаса до момента их перевода в другую категорию, отменил решение в части признания недействительным постановления N 334.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительным ненормативного правового акта являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 5 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включал следующие действия: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 этого Кодекса.
В силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Пунктом 5 этой же статьи установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Согласно пункту 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 2 статьи 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Поскольку постановлением N 3819 утвержден акт выбора земельного участка для строительства из земель запаса, использование которых не допускается до перевода их в другую категорию, такой выбор осуществлен без учета градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 31 ЗК РФ.
То обстоятельство, что постановлением N 3819 согласовано место размещения объекта строительства при условии перевода земельного участка в земли сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует о его соответствии действующему законодательству, так как в силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на то, что формируемый на основании постановления N 3819 земельный участок подлежал последующему предоставлению для строительства, а не для нужд сельскохозяйственного производства, судом кассационной инстанции отклоняется. В силу требований пункта 1 статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, которые могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственных производством целей. При этом на момент издания постановления N 3819 порядок предоставления таких земель был урегулирован Законами N 101-ФЗ и N 107-оз.
Учтя допущенные Администрацией при издании постановления N 3819 нарушения действующего законодательства и предусмотренное пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органа местного самоуправления на отмену собственных ненормативных правовых актов, апелляционный суд обоснованно отказал в признании недействительным постановления N 334 и обязании предоставить в аренду спорный участок.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления от 26.11.2015.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу N А56-28874/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)