Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2017 N 10АП-17914/2017 ПО ДЕЛУ N А41-41518/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. по делу N А41-41518/17


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Савочкин Ю.В., по доверенности от 22.12.2017; от ИП Шиндина К.А.: Чегодаев А.В., по доверенности от 11.07.2017; от ТУ ФАУГИ в МО: не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от ООО "Паритет": не явились, извещены; от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены; от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены; от ФГУП "Рослесинфорг": не явились, извещены; от Администрации городского округа Балашиха: не явились, извещены; от Администрации Ногинского муниципального района Московской области: не явились, извещены; от Штохова Н.И.: не явились, извещены; от Никольского А.С.: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2017 года по делу N А41-41518/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к индивидуальному предпринимателю Шиндину Константину Александровичу, Обществу с ограниченной ответственностью "Паритет", третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП "Рослесинфорг", Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация городского округа Балашиха, Штохов Николай Иванович, Никольский Артем Сергеевич, об истребовании,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шиндину Константину Александровичу, ООО "Паритет, в котором просит суд (с учетом принятых судом уточнений):
- - истребовать из незаконного владения ИП Шиндина К.А. части земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0071001:140, 50:15:0071001:390, 50:15: 0071001:391, 50:15:0071001:392, 50:15:0071001:393, 50:15:0071001:394, 50:15:0071001:450, 50:15:0071001:453, накладывающийся на земли лесного фонда, в координатах и площадях указанных в описательной части искового заявления; - истребовать из незаконного владения ООО "Паритет" часть земельного участка с кадастровым номером 50:15: 0071001:452, накладывающегося на земли лесного фонда, в координатах и площадях в описательной части искового заявления;
- - внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0071001:140, 50:15:0071001:390, 50:15:0071001:391, 50:15:0071001:392, 50:15:0071001:393, 50:15:0071001:394, 50:15:0071001:450, 50:15:0071001:453, 50:15:0071001:452, в ЕГРН.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП "Рослесинфорг", Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация городского округа Балашиха, Сулицкая Елена Сергеевна, Штохов Николай Иванович, Никольский Артем Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2017 года по делу N А41-41518/17 в удовлетворении исковых требований Комитету лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Шиндину К.А. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071001:14, общей площадью 429 600 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "малоэтажная жилая застройка", расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, поле N 5, восточнее д. Дятловка между 51 и 52 участками Ногинского лесхоза, о чем 28.04.2012 года в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись.
Земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071001:14 был разделен, из него были образованы, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0071001:140, 50:15:0071001:390, 50:15:0071001:391, 50:15:0071001:392, 50:15:0071001:393, 50:15:0071001:394, 50:15:0071001:450, 50:15:0071001:453, 50:15:0071001:452, что подтверждается выписками из ЕГРН в отношении данных земельных участков.
Право собственности предпринимателя на указанные земельные участки было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В дальнейшем после раздела земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071001:14 земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071001:452 был передан в собственность ООО "Паритет".
Комитет лесного хозяйства, считая, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071001:14 (и, соответственно, образованные из него земельные участки) накладывается на земли лесного фонда, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Как указывает истец, в рассматриваемом споре обе стороны имеют зарегистрированное право собственности на часть одного и того же недвижимого имущества, очевидно, что право собственности одной из сторон возникло на порочном правовом основании. Единственным способом разрешения спора между сторонами является признание порочности оснований возникновения права одной из сторон.
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, истец, заявивший требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, должен доказать свое право на этот участок.
Ссылки истца на сведения содержащиеся в РГИС МО не принимаются судом во внимание по следующим обстоятельствам.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Соответственно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071001:14 на государственный кадастровый учет была осуществлена 13.05.2005, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Соответственно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
По этим же основаниям не могут являться надлежащим доказательством, свидетельствующем о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, данные, содержащиеся в ВИС ГУАГ МО.
Программа ВИС ГУАГ МО представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 N 31РВ-267.
Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями ЛК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Истцом также представлены в материалы дела материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Однако, сами по себе материалы лесоустройства, в том числе планшеты, без проведения соответствующих экспертиз (применения специальных познаний) не свидетельствуют о наличии пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности для защиты которого истек, не допускаются.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071001:14 в августе 2004 года были согласованы представителем ФГУП "Ногинский лесхоз", что подтверждается Актом согласования границ земельного участка.
Поскольку с рассматриваемым иском Комитет обратился в суд 30.05.2017, срок исковой давности пропущен.
Таким образом, срок исковой давности пропущен.
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что срок исковой давности надлежит исчислять с 2016 года - в результате мониторинга публичной кадастровой карты.
Между тем, как указывалось выше, истец узнал о нарушении своих прав при согласовании границ лесного участка - с 2004 года.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2017 года по делу N А41-41518/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)