Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2017 N Ф05-16447/2017 ПО ДЕЛУ N А41-85612/16

Требование: Об истребовании части земельного участка, признании недействительными постановки участка на кадастровый учет и договора аренды, исключении из ЕГРП записи об обременении.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В связи с фактом пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда уполномоченный орган направил в адрес общества претензию, которая была оставлена без удовлетворения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2017 г. по делу N А41-85612/16


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
- от истцов: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Махарадзе М.А., доверенность от 25.10.2017; от ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен;
- от ответчиков: от АО "Славтранс-Сервис": Дорошенко С.А., доверенность от 27.05.2016; от Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен;
- от третьих лиц: представители не явились, извещены;
- рассмотрев 05 декабря 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
истцов - Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 06 июля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление от 08 сентября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-85612/16
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области
об истребовании из чужого незаконного владения
к АО "Славтранс-Сервис", Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области
и по встречному иску АО "Славтранс-Сервис"
об исключении из лесного реестра сведений
к Комитету лесного хозяйства Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, АО "Трест Гидромонтаж",

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "Трест Гидромонтаж", в котором просил:
- - истребовать из незаконного владения АО "Трест Гидромонтаж" часть земельного участка площадью 10.780,2 кв. м (1,07 га), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25.114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, имеющего соответствующий каталог координат поворотных точек, указанных в иске;
- - признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25.114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино и снять указанный участок с кадастрового учета;
- - признать договор аренды земельного участка от 29.12.2014 N 5362 недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись об ограничении (обременении) права в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25.114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2017 по настоящему делу суд заменил ненадлежащего ответчика - АО "Трест Гидромонтаж" на АО "Славтранс-Сервис" (далее - общество), а также привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Также судом привлечено к участию в деле в качестве соистца ТУ Росимущества в Московской области (далее - управление).
В процессе рассмотрения спора судом принято к производству встречное исковое заявление АО "Славтранс-Сервис" к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями:
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении части земельного участка площадью 10.780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, общей площадью 25.114 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 на земли государственного лесного фонда, имеющего соответствующий каталог координат поворотных точек, указанных во встречном иске.
До рассмотрения спора по существу соистцы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили исковые требования, которые были приняты судом. С учетом принятых уточнений соистцы просили:
- - истребовать из незаконного владения АО "Славтранс-Сервис" часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 10.780,2 кв. м, имеющего соответствующий каталог координат поворотных точек, указанных в уточненном иске;
- - признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино снять указанный участок с кадастрового учета в координатах, указанных в уточненном иске;
- - признать договор аренды земельного участка от 29.12.2014 N 5362 недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об ограничении (обременении) права в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25.114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино.
До рассмотрения спора по существу АО "Славтранс-Сервис" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило уточненное встречное исковое заявление, которое принято судом. С учетом принятых уточнений АО "Славтранс-Сервис" просило:
- исключить из состава земель лесного фонда земельный участок площадью 10.780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, общей площадью 25.114 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 и имеющего соответствующий каталог координат поворотных точек, указанных в уточненном встречном иске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, АО "Трест Гидромонтаж".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2017 года в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик - Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца - Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель ответчика - АО "Славтранс-Сервис" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 29.12.2014 между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (арендодатель) и ОАО "Трест Гидромонтаж" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5362, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, общей площадью 25.114 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94, вид разрешенного использования - "для строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства", категория земель - "земли населенных пунктов", сроком на три года.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законодательством порядке 16.07.2015.
Сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 внесены в ГКН - 18.11.2014.
В дальнейшем 18.11.2016 между АО "Трест Гидромонтаж" и АО "Славтранс-Сервис" подписано соглашение N 1 об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка 29.12.2014 N 5362, по условиям которого права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 перешли к АО "Славтранс-Сервис".
09.11.2016 при проведении старшим участковым лесничим Рассудовского участкового лесничества осмотра участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, площадью 25.114 кв. м, а также при сравнении сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте и материалов лесоустройства 2000 - 2002 гг. установлено, что указанный земельный участок накладывается на ГЛФ площадью 10.780,2 кв. м, а именно на выдел 1 квартала 1, квартал 2 выдела 2, 5, 6 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, что отражено в акте осмотра территории.
В связи с выявленным фактом пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда комитет направил в адрес ответчика претензию, в которой просил возвратить часть спорного земельного участка.
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, (действующей в редакции на момент обращения истцов в суд) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В статье 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлен перечень представляемых для осуществления кадастрового учета документов.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Как указывалось ранее, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 поставлен на государственный кадастровый учет 18.11.2014, сведения о местоположении (границах) земельных участков были внесены в ГКН.
Между тем лесной участок, расположенный в квартале 2 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества на государственный кадастровый учет не поставлен.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в обоснование своих доводов о пересечении спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, истцами представлены: выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах в отношении квартала 2 выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества, планшет лесоустройства N 1 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества 2015 года, справка о пересечении земельного участка с землями лесного фонда в соответствии с системой РГИС МО.
Определением Арбитражного суда Московской области 11.05.2017 по настоящему делу в целях определения границ земельного участка лесного фонда, а также установления пересечения назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Бюро судебных экспертиз" - Лебедеву К.И. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли на основании материалов дела, в том числе материалов лесоустройства, определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 1 (выдел 2) и квартал 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области? Если да, то определить координаты и установить границы кварталов 1 (выдел 2) и 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области с приложением графического материала.
2. Установить имеется ли наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда - квартал 1 выдел 1 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области, квартал 2 выделы 2, 5, 6 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области, с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы. Если да, то определить площадь наложения и границы (указать координаты наложения), с приложением графического материала. В том случае, если земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 частично накладывается (пересекается) с землями лесного фонда, то определить границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 за вычетом площади наложения.
В соответствии с заключением эксперта от 13.06.2017 N 1604, эксперт по первому вопросу пришел к следующему выводу: "На основании материалов дела (лесоустроительного планшета Наро-Фоминского лесничества, Рассудовского участкового лесничества, выполненного в масштабе 1:10.000) возможно определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 1 (выдел 2) и квартал 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области. В результате исследования картографического материала было получено достоверное положение границ земельного участка лесного фонда (Наро-Фоминского лесничества, Рассудовского участкового лесничества). Результат построений представлен на чертеже N 1. Сведения о полученных границах квартала 1 (выдел 2) представлены в таблице N 2, сведения о границах квартала 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области представлены в таблице N 3-5".
По второму вопросу пришел к следующему выводу: "Из построений, представленных на чертеже N 1, следует, что наложений (пересечений) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда отсутствует".
Суды, исследовав заключение эксперта, подготовленное АНО "Бюро судебных экспертиз", с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности и отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств. Лицами, участвующими в деле экспертиза не оспорена.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 расположен на землях лесного фонда, истцы ссылались на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области", которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
В соответствии частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, в нарушение указанных положений истцами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Как указывалось ранее в соответствии с выводами эксперта наличия пересечения спорного земельного участками с землями лесного фонда не выявлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцами не представлено достаточных доказательств, обосновывающих исковые требования и свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, учитывая результаты судебной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли, что исковые требования комитета и управления не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что встречный иск АО "Славтранс-Сервис" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требования АО "Славтранс-Сервис" об исключении из земель лесного фонда сведений о земельном участке площадью 10.780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, общей площадью 25.114 кв. м, фактически направлены на оспаривание права собственности Российской Федерации на земельный участок.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что истцом по встречному иску избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Более того, как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, с учетом проведенной в рамках настоящего дела экспертизы, доказательств пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2017 года по делу N А41-85612/16 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)