Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 N 15АП-14239/2017 ПО ДЕЛУ N А32-29896/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. N 15АП-14239/2017

Дело N А32-29896/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
- от истца: представитель Зенкова Т.В., паспорт, доверенность N 18 от 05.06.2017;
- от ответчика: представитель Возжиков А.А., удостоверение, доверенность N 10/2 от 20.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2017 по делу N А32-29896/2016
по иску открытого акционерного общества "Армавирский электротехнический завод"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
об обязании заключить договор купли-продажи,
принятое в составе судьи Семушина А.В.

установил:

открытое акционерное общество "Армавирский электротехнический завод" (далее - истец, завод, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ответчик, теруправление) об обязании теруправление заключить с заводом договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов площадью 69 510 кв. м, с кадастровым номером 23:38:0103051:95, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Володарского, с разрешенным использованием - для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации на следующих условиях:
1. Абзац первый и второй пункта 2.1 договора изложить в следующей редакции: "2.1. Цена участка составляет 3 467 454 руб. 21 коп. (три миллиона четыреста шестьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят четыре рубля двадцать одна копейка)."
2. Пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "2.2. Покупатель оплачивает цену участка (подпункт 2.1 договора) в течение 14 календарных дней с момента заключения договора.".
3. Пункт 2.4 договора исключить.
4. Пункт 5.1 договора изложить в следующей редакции "5.1. Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами.". (уточненное требование).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2017 в качестве ответчика по делу определено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - межрегиональное теруправление). Исковые требования удовлетворены в полном объеме. Межрегиональное теруправление присуждено к заключению с заводом договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов площадью 69 510 кв. м, с кадастровым номером 23:38:0103051:95, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Володарского, с разрешенным использованием - для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации на следующих условиях:
- Абзац первый и второй пункта 2.1 договора изложить в следующей редакции: "2.1. Цена Участка составляет 3 467 454 руб. 21 коп. (три миллиона четыреста шестьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят четыре рубля двадцать одна копейка).";
- Пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "2.2. Покупатель оплачивает цену участка (подпункт 2.1 договора) в течение 14 календарных дней с момента заключения договора.";
- Пункт 2.4 договора исключить;
- Пункт 5.1 договора изложить в следующей редакции "5.1. Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами.".
С межрегионального теруправления в пользу завода взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Судом надлежащим образом не исследован вопрос о том, когда заявление N 78/13-62 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 было направлено в адрес управления. В теруправление заявление поступило 11.07.2012 входящий номер 18610, при этом судом не учтено, что данное заявление не соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 622 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости". Заявление установленной формы подано заводом 19.10.2012 сопроводительным письмо N 24юр/10. При этом законодательство Российской Федерации не содержит понятие уточненного заявления о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения. Следовательно, завод обратился с заявлением о выкупе земельного участка за пределами срока, установленного для применения цены в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В заявлении от 19.10.2012 завод просил предоставить на праве собственности земельный участок площадью 71496+/-94 кв. м, с кадастровым номером 23:38:0103051:28. Также указывал, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в пользовании иных лиц. Судом не принят во внимание тот факт, что в ходе судебного разбирательства по делу N А40-185650/2013 было установлено, что на испрашиваемом земельном участке находятся здание, принадлежащее на праве оперативного управления ФГУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю", и сооружение - подъездной путь необщего пользования N 41, протяженностью 0,08 км, на который зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД". Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24877/2015, вступившим в законную силу 11.01.2016, было признано отсутствующим право собственности ОАО "Российские железные дороги" на указанный подъездной путь. При разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0103051:94 и 23:38:0103051:95 сумма площадей вновь образуемых земельных участков не соответствовала площади исходного земельного участка. Из письма Федеральной кадастровой палаты N 03760/01-10 от 04.04.2014 стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 23:38:0103051:25 частично входит в зону "Охранная зона воздушной линии электропередач ВЛ-35 кв. "АТЭЦ-Речная" в связи с чем, внесены изменения о местоположении границ данного земельного участка и уменьшена его площадь на 66 кв. м. Таким образом, судом не установлены обстоятельства, которые позволяют сделать вывод о том, что заявителем надлежащим образом выполнена обязанность, предусмотренная ч. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по обоснованию площади испрашиваемого земельного участка, с учетом фактически осуществляемой деятельности. Также, вывод суда о том, что несвоевременный раздел земельного участка произошел по причинам, зависящим от публичного собственника не состоятелен. Теруправлением 20.04.2016 издано распоряжение N 288-р "Об образовании земельных участков путем раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25", с изменениями внесенными распоряжением от 29.04.2016 N 318-р. Основанием для издания вышеуказанного распоряжения, как указано в преамбуле, послужили заявления открытого акционерного общества "Армавирский электротехнический завод" от 16.10.2012 N N 24юр/7, 24юр/8, от 19.10.2012 N 24юр/10, от 16.06.2014 N 24юр/40, от 12.08.2014 N 24юр/56, от 28.08.2014 N 24юр/60, от 06.05,2015 N 24юр/26, от 26.01.2016 N 24юр/10. Заявление от 27.06.2012 как основание для предоставления в собственность земельного участка не указано. Данные ненормативные акты в судебном порядке обществом не оспорены. Истец не согласен лишь с ценой договора и отдельными его положениями. Кроме того, суд первой инстанции не учел, что договор купли-продажи земельного участка должен соответствовать нормам права, действующим на момент подачи заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании выступила против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.06.2012 истец, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с необходимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принадлежащем истцу, направил ответчику заявление N 78/13-62 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 является Российская Федерация. Право постоянного (бессрочного) пользования истца подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ N 062829, выданным 27.07.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
К заявлению истец приложил пакет документов согласно Перечню, установленному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Довод жалобы о том, что суд не исследовал вопрос, когда заявление N 78/13-62 от 27.06.2012 было направлено в адрес управления, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку дата была установлена судом первой инстанции на основании копии уведомления о вручении почтового отправления (имеется в материалах дела).
На земельном участке с кадастровым номером 23:38:0103051:25 расположены здания (строения), сооружения, принадлежащие истцу на праве собственности (права на объекты недвижимости зарегистрированы в установленном порядке).
Объекты недвижимости были возведены в период с 1952 по 1994 годы правопредшественником истца - государственным предприятием "Армавирским электротехническим заводом" - хозяйственным способом за свой счет с получением необходимой разрешительной документации.
Земельный участок площадью 71 700 кв. м по адресу: г. Армавир, ул. Володарского был предоставлен государственному предприятию "Армавирский электротехнический завод" 10.01.1955 в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации промышленных и соцкульбытовых объектов, что подтверждается типовым актом от 10.01.1955.
Истец является правопреемником государственного предприятия "Армавирский электротехнический завод", указанные объекты недвижимого имущества были переданы в уставный капитал акционерного общества при его реорганизации, имущество было приобретено истцом в процессе приватизации производственной базы государственного предприятия.
Направлению истцом заявления от 27.06.2012 N 78/13-62 предшествовала проведенная ответчиком проверка использования земельного участка, по результатам которой был составлен акт от 10.05.2012, истцу было рекомендовано в срок до 01.07.2012 обратиться в ТУ Росимущества в Краснодарском крае за оформлением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или в собственность в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
В ответ на заявление истца от 27.06.2012 N 78/13-62 ответчик не сообщал заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги, распорядительный акт о предоставлении в собственность истца за плату земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости, был принят ответчиком 29.04.2016.
20.04.2016 руководителем Теруправления издано распоряжение N 288-р об образовании земельных участков путем раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25.
29.04.2016 издано распоряжение N 318-р, согласно которому распоряжение от 20.04.2016 N 288-р дополнено сведениями о предоставлении заводу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95, площадью 69 510 кв. м, на котором расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью завода.
Срок рассмотрения заявления от 27.06.2012. N 78/13-62, по мнению истца, обусловлен причинами, зависящими от публичного собственника. Прежде всего, длительностью административной процедуры по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95, которая была начата в 2010 году по заявлению федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" (далее - ФГУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю) и закончена 20.04.2016.
30.06.2016 ответчик предоставил истцу проект договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 28.06.2016 N 01-09/1599, по условиям которого ответчик (продавец) обязуется передать в собственность истца (покупатель), а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов площадью 69 510 кв. м, с кадастровым номером 23:38:0103051:95, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Володарского, с разрешенным использованием - для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации.
Цена договора составила 138 698 168 руб. 70 коп. (пункт 2.1 договора).
Истец, не согласившись с указанным размером выкупной цены участка, а также полагая, что условия договора не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и нарушают права и законные интересы истца, 04.07.2016 направил претензию, в которой попросил ответчика изменить проект договора, а именно: установить выкупную цену земельного участка в размере 2,5% кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; пункты 2.2, 5.1 проекта договора привести в соответствие с законодательством, исключить противоречие; пункт 2.4 исключить из проекта договора и другое.
02.08.2016 ответчик направил истцу ответ N 09/11771, указав, что земельный участок был образован после 01.07.2012, поэтому расчет цены выкупа такого земельного участка должен осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов".
Истец, ссылаясь на то, что, указанная позиция ответчика является незаконной и не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился в суд с иском по настоящему делу.
В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 445, статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, условия договора по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Так, судом установлено и не оспорено сторонами, что истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0103051:95 (далее - имущественный комплекс): продовольственный магазин, кадастровый номер 23:38:0103051:121. площадь объекта: 232,4 кв. м; переходная галерея, кадастровый номер 23:38:0103051:122. площадь объекта: 100,7 кв. м; главный магазин, кузнечное отделение цех 4, стоянка электрокар, кадастровый номер 23:38:0103051:48, площадь объекта: 1656,9 кв. м; компрессорная, кадастровый номер 23:38:0103051:120, площадь объекта: 220,1 кв. м; очистные сооружения, кадастровый номер 23:38:0103051:126, площадь объекта: 649,7 кв. м; межкорпусная галерея, кадастровый номер 23:38:0103051:123, площадь объекта: 84,6 кв. м; инженерно-лабораторный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:162, площадь объекта: 3556,8 кв. м; устройство косточковое, заготовительный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:124, площадь объекта: 12337,1 кв. м; корпус спецдвигателей, установка пожаротушителей, кадастровый номер 23:38:0103051:125, площадь объекта: 10531,7 кв. м; главный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:59, площадь объекта: 9768,1 кв. м; заглушенная камера, кадастровый номер 23:38:0103051:45, площадь объекта: 205.4 кв. м; водонасосная станция, кадастровый номер 23:38:0103051:51, площадь объекта: 65 кв. м; склад материалов, инженерно-технический корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:57, площадь объекта: 2117,5 кв. м; вспомогательный корпус, тепловой пункт, кадастровый номер 23:38:0103051:55, площадь объекта: 1701,3 кв. м; склад химматериалов, кадастровый номер 23:38:0103051:58, площадь объекта: 60,8 кв. м; заготовительный корпус 10 цех, кадастровый номер 23:38:0103051:60, площадь объекта: 4002,7 кв. м; здание информационно-вычислительного центра, кадастровый номер 23:38:0103051:46, площадь объекта: 799 кв. м; склад химматериалов, кадастровый номер 23:38:0103051:52, площадь объекта: 54 кв. м; гараж легковых автомобилей, кадастровый номер 23:38:0103051:43, площадь объекта: 104,7 кв. м; центральный распределительный пункт, кадастровый номер 23:38:0103051:53, площадь объекта: 183,6 кв. м; склад макулатуры, кадастровый номер 23:38:0103051:44, площадь объекта: 15,8 кв. м; склад готовой продукции, кадастровый номер 23:38:0103051:49, площадь объекта: 104,4 кв. м; инженерно-лабораторный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:61, площадь объекта: 428,5 кв. м; склад химпрепаратов, кадастровый номер 23:38:0103051:119, площадь объекта: 117,7 кв. м; здание ПТО, кадастровый номер 23:38:0103051:47, площадь объекта: 532,1 кв. м; складской корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:50, площадь объекта: 939,8 кв. м.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Принадлежащий истцу на праве собственности имущественный комплекс ранее являлся государственной собственностью, так как был создан государственным предприятием "Армавирский электротехнический завод", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 по делу N А32-33439/2009.
Имущественный комплекс расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0103051:95, что подтверждается составленным ответчиком актом обследования (осмотра) земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95 от 29.05.2017 и ситуационным планом, составленным 25.04.2017 кадастровым инженером ООО "Гео-Ком" С.В. Свиридовым.
Факт образования земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95 из земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 в результате его раздела подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами земельных участков и распоряжением от 20.04.2016 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае N 288-р об образовании земельных участков путем раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25.
Право постоянного (бессрочного) пользования истца земельным участком с кадастровым номером 23:38:0103051:25 подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ N 062829, выданным 27.07.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.8 ЗК РФ).
Пункт 2 статьи 11.4 ЗК РФ предусматривает, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые участки.
При этом принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
Таким образом, факт (дата) раздела участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 не влияет на право государственной собственности, а также на наличие у истца права постоянного (бессрочного) пользования на указанные участки и участок с кадастровым номером 23:38:0103051:95, образованный при разделе.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 2 Вводного закона до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ пункт 1 статьи 2 Вводного закона дополнен абзацем четвертым, предусматривающим возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене. Выкуп осуществляется до 01.07.2012 (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ) вне зависимости от факта отчуждения зданий, строений, сооружений из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, применительно к правоотношениям сторон критериями для применения льготных цен при выкупе участков являются: наличие права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у обратившегося за выкупом юридического лица; нахождение на таких участках зданий, строений, сооружений, принадлежащих заинтересованному лицу на праве собственности.
При приобретении лицами, указанными в абзацах втором - пятом пункта 1 статьи 2 Вводного закона, таких земельных участков, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
27.06.2012 истец направил ответчику заявление N 78/13-62 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25. Заявление направлено во исполнение пункта 2 статьи 3 Вводного закона в связи с необходимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принадлежащим истцу.
К заявлению истец приложил пакет документов согласно Перечню, установленному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Пунктом 2 статьи 3 Вводного закона (в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливал обязанность юридических лиц (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ (действовала до 01.03.2015) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений при предоставлении Росимуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости определены Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 622 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.15 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: земельный участок не относится к федеральной собственности; заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения; наличие запрета на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных нужд; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка; на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя; представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги.
Данное положение Административного регламента соответствует положению статьи ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, согласно которой для отказа в приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельным законодательством РФ установлен исчерпывающий перечень.
В связи с отсутствием предусмотренных законом оснований ответчик не заявлял об отказе в удовлетворении заявления истца от 27.06.2012 N 78/13-62 о предоставлении земельного участка в собственность.
Довод жалобы о том, что судом не учтено, что заявление. N 78/13-62 от 27.06.2012 не соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 622 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости", отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 622 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости" (далее - Административный регламент) утвержден образец заявления о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения (приложение N 3 к Административному регламенту).
Заявление. N 78/13-62 от 27.06.2012 подано истцом в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в порядке абзаца 4 пункта 1 статьи 2 Вводного закона в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ). Утверждение ответчика о том, что заявление о переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должно быть составлено по форме приложения N 3 к Административному регламенту ничем не обосновано, следовательно, заявлено произвольно.
Согласно статье 3 Вводного закона переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществлялось в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции на день подачи истцом заявления N 78/13-62 от 27.06.2012) перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой перечень был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В приведенных нормах права отсутствует требование о составлении заявления по форме приложения N 3 к Административному регламенту.
Кроме того, при несоответствии заявления истца N 78/13-62 от 27.06.2012 требованиям Административного регламента, в соответствии с требованиями пунктов 2.8., 3.9.1 - 3.9.4 Административного регламента ответчик не позднее 2-х рабочих дней с момента получения заявления (а не через пять лет) должен был письменно уведомить об этом истца и возвратить полученный от него комплект документов.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104 сформирован следующий правовой подход по применению пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ и пункта 1 статьи 2 Вводного закона. В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Вводного закона определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Следовательно, правоотношения по предоставлению в собственность истца земельного участка, занятого расположенными на нем объектами недвижимости, возникли в связи с подачей истцом заявления от 27.06.2012 N 78/13-62.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в 2010 году в адрес ответчика обратилось также ФГУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" по вопросу о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25, путем формирования двух земельных участков площадью 69 510 кв. м, 1 920 кв. м и дальнейшем предоставлении на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка площадью 1 920 кв. м, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ФГУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" на праве оперативного управления.
В силу части 1 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения ФГУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю и по состоянию на 01.07.2012) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Однако по состоянию на 27.06.2012 (дата направления истцом заявления от 27.06.2012 N 78/13-62 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25) публичным собственником не было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25. Следовательно, не обеспечена регистрация права государственной собственности на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25.
Распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:25 принято ответчиком только 20.04.2016, однако раздел земельного участка не был завершен до 01.07.2012 по причинам, зависящим от публичного собственника.
Следовательно, на истца не могут быть возложены неблагоприятные последствия невыполнения публичным собственником возложенных на него обязанностей.
Довод ответчика о том, что поскольку истец не оспорил в установленном законом порядке бездействие ответчика по не рассмотрению поданного до 01.07.2012 заявления, то истец утратил право на выкуп участка по льготной цене, опровергается практикой применения судами норм права, в частности, определением Верховного Суда РФ от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104.
Утверждение ответчика о том, что истец обратился за выкупом земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95 в 2015 году и таким заявлением является письмо истца N 24юр/26 от 06.05.2015 опровергается содержанием данного документа: в данном письме указано, что оно является ответом на письмо ответчика N 084681 о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка.
Письмо Министерства экономического развития от 24.06.2015 N Д08и-947, на которое ссылается ответчик в качестве обоснования установления выкупной цены для земельных участков, образованных после 01.07.2012, не может быть применено при разрешении настоящего дела, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению земельного законодательства. В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. Исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-П ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.
Доводы истца о том, что пункты 2.2, 2.4, 5.1 проекта договора в редакции ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, проверены судом первой инстанции и признаны обоснованными. Ответчик требования истца в данной части не оспорил.
Статьей 173 АПК РФ установлено, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор - условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ (в действующей на дату подачи заявления N 78/13-62 от 27.06.2012 редакции) следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают с подачей этим лицом соответствующего заявления.
С учетом указанных норм права размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ (в действующей на дату подачи заявления N 78/13-62 от 27.06.2012 редакции) право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0103051:95 объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности истцу, обращение истца до 01.07.2012 с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования подтверждено материалами дела.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поскольку материалами дела подтверждается факт первоначального обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 27.06.2012, постольку публичным собственником допущено нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка, указанных в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ (в действующей на дату подачи заявления N 78/13-62 от 27.06.2012 редакции). Доводы ответчика о необходимости применения при исчислении выкупной цены земельного участка положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", действующих с 07.04.2015 судом первой инстанции признаны несостоятельными.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" применяется при определении выкупной цены земельного участка при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
В настоящем споре речь идет о приобретении права собственности на земельный участок в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. В данном случае порядок определения выкупной цены определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Вводного закона.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21.03.2006 N 14711/05 сформировал правовую позицию: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Вводного закона и статья 36 ЗК РФ (в действующей на дату подачи заявления N 78/13-62 от 27.06.2012 редакции) регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что при изготовлении распоряжения от 29.04.2016 N 318-р и проекта договора была допущена техническая ошибка, в результате которой в 5.1 распоряжения в перечне объектов недвижимого имущества, расположенных на выкупаемом земельном участке и в пункте 1.2 договора вместо объекта "Устройство косточковое, заготовительный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:124, площадь 12337,1 кв. м" указан объект "Проходная автостоянки, кадастровый номер 23:38:0103051:56, площадь 14.8 кв. м".
В ходе рассмотрения настоящего спора в материалы дела представлены доказательства принадлежности истцу на праве собственности здания "Устройство косточковое, заготовительный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:124, площадь объекта: 12337,1 кв. м" и его нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:95.
Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснял, что указанная недостоверная информация является технической ошибкой.
Вместе с тем указанные технические ошибки не препятствуют рассмотрению заявленных требований и существу заключаемого договора.
При этом сторонам ничто не препятствует внести изменения в договор в данной части, заменив в строке порядковый номер 18 табличной части пункта 1.2 договора текст: "Проходная автостоянки, кадастровый номер 23:38:0103051:56, площадь 14.8 кв. м" на текст: "Устройство косточковое, заготовительный корпус, кадастровый номер 23:38:0103051:124, площадь 12337,1 кв. м".
Однако в рамках настоящего дела указанные требования не рассматриваются и не являются предметом спора.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2017 по делу N А32-29896/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий
В.В.ВАНИН

Судьи
Е.А.МАШТАКОВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)