Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 10АП-8057/2015 ПО ДЕЛУ N А41-23180/15

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А41-23180/15


Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства: Рощина И.А. по доверенности от 22.12.2015 N 27 Дов-374,
от ООО "Авангард": Солошенко Ю.А. по доверенности от 20.04.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2015 года по делу N А41-23180/15, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" о взыскании задолженности по арендным платежам по договору аренды лесного участка от 03.09.2008 N 50-0340-04-03-0304,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", ответчик) о взыскании задолженности по арендным платежам по договору аренды лесного участка от 03.09.2008 N 50-0340-04-03-0304.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.09.2008 между Управлением лесного хозяйства по Московской области (арендодатель) и ООО "Авангард" (арендатор) заключен договор аренды N 50-0340-04-03-0304, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 15,0 га, кадастровый номер 50:04:0270602:17, категории земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Дмитровское лесничество, Деденевское участковое лесничество, квартал 8 выдела 2, 4, 6, 7, 11, 12, 13 (т. 1, л.д. 7 - 11).
В соответствии с пунктом 5 дополнительного соглашения от 27.05.2010 N 1 к договору арендная плата составляет 2 007 939 руб. 38 коп. рублей в год (т. 1, л.д. 23).
Согласно пункту 7 договора аренды лесного участка размер арендной платы в порядке статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
В договоре и дополнительном соглашении для спорного участка лесного фонда в качестве коэффициента приближенности участка к автомобильным дорогам общего пользования был указан коэффициент 3, который установлен для участков, приближенность которых к дорогам общего пользования составляет от 1 до 2 километров.
В октябре 2014 года Федеральным агентством лесного хозяйства проведена плановая проверка исполнения органами государственной власти Московской области полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по результатам которой было выявлено ошибочное применение ряда поправочных коэффициентов при расчете арендной платы по договорам, заключенным Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (т. 1, л.д. 32 - 35).
В этой связи было принято решение о проведении замеров кратчайшего расстояния по прямой от границы арендуемого участка до дороги общего пользования с твердым покрытием, по результатам чего составить акт натурно-технического обследования и произвести перерасчет арендной платы за период с 01.07.2012 по 31.12.2014.
09 декабря 2014 года Комитетом лесного хозяйства Московской области было произведено натурное обследование лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Авангард" и прилегающей к нему территории в целях определения приближенности арендованного лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно акту натурного обследования от 09.12.2014 после предоставления спорного лесного участка в аренду изменилась приближенность участка к автомобильным дорогам общего пользования в связи со строительством (реконструкцией) дороги; приближенность автомобильной дороги к арендованному лесному участку составляет менее 1 (один) километр. При этом было предложено произвести перерасчет арендной платы за пользование лесным участком путем применения коэффициента приближенности к автомобильным дорогам общего пользования - 3,5 за период с 01.07.2012 по 31.12.2014 (т. 1, л.д. 41 - 42).
В соответствии с принятым по результатам проверки актом истцом произведен перерасчет арендной платы за период с 01.07.2012 по 31.12.2014, согласно которому ООО "Авангард" по договору аренды лесного участка от 03.09.2008 N 50-0340-04-03-0304 за период с 01.07.2012 по 31.12.2014 было доначислено 836 641 руб. 29 коп. арендных платежей (л.д. 38 - 39).
22 декабря 2014 года в ответ на направленное в адрес ответчика уведомление N 2287 о наличии и погашении данной задолженности ООО "Авангард" в письме указало на необоснованность действий ГКУ Московской области "Мособллес" по пересмотру величины арендной платы (т. 1, л.д. 44).
Ссылаясь на то, что недоимка в бюджет составляет 836 641 руб. 29 коп., в связи с чем нарушаются права и законные интересы истца, Комитет лесного хозяйства обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ставки платы за единицу площади с момента заключения дополнительного соглашения к договору не изменялись, у истца отсутствуют правовые основания для изменения условий договора об арендной плате в одностороннем порядке.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства ссылается на то, что при расчете арендной платы за арендованный лесной участок ООО "Авангард" должно применять коэффициент 3,5 вместо 3,0, что подтверждается проведенной в 2014 году проверкой.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 73 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом "б" примечания к таблице 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и выделенного для рекреационной деятельности, применяется коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, который составляет:
- от 0 до 1 километра включительно - 3,5;
- от 1 до 2 километров включительно - 3;
- от 2 до 3 километров включительно - 2,5;
- свыше 3 километров - 0,5.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 09.12.2013 N 356 "Об утверждении плана проверок исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субсидий из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, на 2014 год" комиссией была проведена плановая проверка правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков.
Согласно акту натурного обследования от 09.12.2014 приближенность автомобильной дороги к арендованному ООО "Авангард" лесному участку составляет менее 1 (один) километр.
Оценив указанный акт от 09.12.2014, акт натурного обследования спорного лесного участка от 02.10.2015, а также справку о расчете расстояния от дороги общего пользования до земельных участков, подготовленную ООО "Гео Центр", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расстояние от дороги общего пользования до земельного участка с кадастровым номером 50:04:0270602:17 составляет менее 1 километра.
Указанное позволяет прийти к выводу, что при заключении с ООО "Авангард" договора аренды от 03.09.2008 N 50-0340-04-03-0304, изначально применялся неверный коэффициент - 3, как для участков приближенность к дорогам общего пользования которых составляет от 1 до 2 километров.
Вместе с тем неправильное применение коэффициента 3 приближенности к автомобильным дорогам изначально при заключении договора аренды, которое привело к нарушению прав и законных интересов истца, не может свидетельствовать о том, что при расчете арендной платы необходимо в дальнейшем применять незаконный коэффициент 3 в связи с тем, что он был неверно указан в расчете при заключении договора.
При этом доказательств того, что на момент заключения договора аренды от 03.09.2008 N 50-0340-04-03-0304 сторонами производились измерения приближенности к дорогам общего пользования, в результате которых был применен неверный коэффициент - 3, обществом в материалы дела не представлено.
Также не представлено каких-либо документов, опровергающих доводы истца и свидетельствующих о том, что расстояние от дороги общего пользования до земельного участка с кадастровым номером 50:04:0270602:17 составляет более 1 километра, в связи с чем применение коэффициента - 3 является правомерным.
Таким образом учитывая, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке применяется коэффициент 3,5, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра, принимая во внимание, что расстояние от дороги общего пользования до земельного участка с кадастровым номером 50:04:0270602:17 составляет менее 1 километра, что подтверждается материалами дела, то в рассматриваемом случае при исчислении арендной платы правомерно применение коэффициента 3,5.
Ссылка ООО "Авангард" на судебные акты по делу N А41-23178/15 не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований по настоящему делу.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2015 по делу N А41-23178/15 оставлены без изменения судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, которыми в удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства о взыскании доплаты по договору аренды лесного участка отказано.
Анализ судебной практики показывает, что суд кассационной инстанции впоследствии пришел к единообразию в рассмотрении вопроса о том, что неприменение правильного коэффициента при расчете арендной платы за земельные участки предоставленные для рекреационной деятельности, приводит к занижению суммы арендных платежей и, соответственно, платы вносимой в бюджет, что нарушает права и законные интересы истца.
Судебными актами суда кассационной инстанции со схожими обстоятельствами по делам N А41-23184/15 от 19.01.2016, N А41-23186/15 от 25.12.2015, N А41-19816/15 от 13.01.2016 подтверждается правомерность перерасчета Комитетом лесного хозяйства арендной платы за лесные участки предоставленные для рекреационной деятельности, связанного с применением поправочных коэффициентов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания заявленной задолженности, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам арбитражными судами освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина в сумме 22 733 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ООО "Авангард" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2015 года по делу N А41-23180/15 отменить.
Взыскать с ООО "Авангард" в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области 836 641 руб. 29 коп. основной задолженности.
Взыскать с ООО "Авангард" в доход федерального бюджета 22 733 руб. 00 коп. госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)