Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 N 07АП-5178/2017 ПО ДЕЛУ N А45-3337/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А45-3337/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился;
- от заинтересованного лица - не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оби Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г. по делу N А45-3337/2017 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Обь-Инвест" (г. Новосибирск, ОГРН 1125476063272, ИНН 5402549840)
к администрации города Оби Новосибирской области (Новосибирская область, г. Обь)
о признании недействительными постановлений от 23.11.2016 N 1096, от 28.11.2016 N 1120,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ОБЬ-ИНВЕСТ" (далее - заявитель, общество, ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации города Оби Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительными постановления от 23.11.2016 N 1096 "Об отмене постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 25.12.2013 N 1383 "Об утверждении акта выбора земельного участка", постановления от 28.11.2016 N 1120 "Об отмене постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 26.06.2015 N 543 "О предоставлении в аренду ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ" земельного участка с кадастровым номером 54:36:020206:655".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что оспариваемые постановления приняты во исполнение представления прокуратуры об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства; органами местного самоуправления при предварительном согласовании места размещения объекта и дальнейшем предоставлении земельного участка ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ" были грубо нарушены требования градостроительного и земельного законодательства, что повлекло за собой незаконное и необоснованное использование участка; нарушения требований земельного и градостроительного законодательства, допущенные при утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта могут послужить основанием не только для признания незаконными решений соответствующих органов о предварительном согласовании места размещения объекта, но и для признания недействительным в судебном порядке договора аренды земельного участка для строительства, заключенного в порядке статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ" отзыв на апелляционную жалобу до начала судебного заседания в материалы дела не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Администрацией города Оби Новосибирской области вынесено Постановление N 1383 от 25.12.2013 "Об утверждении акта выбора земельного участка" согласно которому утвержден Акт выбора и обследования земельного участка, составленный на основании Постановления администрации города Оби Новосибирской области N 854 от 20.08.2013 площадью 3000 кв. м, расположенного: НСО, г. Обь, с южной стороны недостроенного жилого дома НФ "Жилище", вид разрешенного использования - для размещения административно-складского комплекса с помещениями для бытового обслуживания населения, категория земель - земли населенных пунктов, предварительно согласованно с ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ".
Администрацией издано Постановление от 26.06.2015 N 543 "О предоставлении в аренду ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ" земельного участка с кадастровым номером 54:36:020206:655".
Впоследствии заключен договор аренды земельного участка N 1/21-15а от 01 октября 2015 г.
Заявителем получено разрешение на строительство от 29.03.2016 г. N RU54304-000-007-16.
13.01.2017 Заявителем получено разрешение на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию N RU54304000-017-16.
Администрацией изданы Постановление от 23.11.2016 N 1096 "Об отмене Постановления администрации города Оби от 25.12.2013 N 1383 "Об утверждении акта выбора земельного участка", Постановление от 28.11.2016 N 1120 "Об отмене Постановления администрации города Оби от 26.06.2015 N 543 "О предоставлении в аренду ООО "ОБЬ-ИНВЕСТ" земельного участка с кадастровым номером 54:36:020206:655", что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в рассматриваемый период регламентировался статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что вся процедура подготовлена и проведена в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на тот период времени, предоставление земельного участка осуществлено в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, действовавшим в тот период времени.
Из материалов дела следует, что Администрацией в соответствии с п. 2 постановления от 26.06.2015 N 543 подготовлен Договор аренды земельного участка от 01.10.2015 N 1/21-15а, который был зарегистрирован в соответствии с п. 3 постановления от 26.06.2015 N 543 в Управлении Росреестра по Новосибирской области. В аренду передан земельный участок площадью 3000+-19 кв. м, расположенный: НСО, г. Обь, с южной стороны недостроенного жилого дома НФ "Жилище", вид разрешенного использования - для строительства административно-складского комплекса с помещениями для бытового обслуживания населения, категория земель - земли населенных пунктов. Кадастровый план земельного участка оформлен в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, земельный участок сформирован и определен в качестве объекта гражданских прав.
29.03.2016 Администрацией выдано разрешение на строительство N RU54304-000-007-16.
13.01.2017 Администрацией выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU54304000-017-16.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при наличии зарегистрированного договора аренды Администрация не вправе отменять ненормативный акт, на основании которого заключен этот договор, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции.
Правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют, а соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В данном случае рассмотрение вопроса о соблюдении установленного порядка предоставления земельного участка возможно лишь при проверке законности сделки, что относится к исключительной компетенции суда.
С учетом изложенного, у Администрации отсутствуют правовые основания для принятия оспариваемых постановлений, следовательно, постановления являются недействительными, нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводу Администрации о том, что оспариваемые постановления приняты во исполнение представления прокуратуры об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, в представлении прокуратуры указано на рассмотрение вопроса об отмене постановлений, а не на пересмотр законности ранее принятых Администрацией ненормативных правовых актов.
Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора, не подтверждает существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не опровергает приведенные выводы суда и направлена на переоценку обстоятельств дела, установленных судом.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г. по делу N А45-3337/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)