Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован незавершением строительства всего комплекса дорожного сервиса, для строительства которого предоставлялся участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4677/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" - Санькова Н.В. (доверенность от 15.08.2016);
- Администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области - Бактеньязова А.К. (доверенность от 20.09.2016), Неясова Н.В. (доверенность от 30.11.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" (далее - общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области (далее - администрация) о признании недействительным решения от 29.01.2016 N 40 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 56:23:1005001, об обязании администрации заключить с обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" договор о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213 в собственность за плату с выкупной стоимостью 794 826 руб.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2016 (судья Третьяков Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2017 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 12668/12, поскольку с 01.03.2015 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отменена.
Кроме того, заявитель указывает на необходимость в испрашиваемом земельном участке для целей эксплуатации построенной автозаправочной станции и гостиницы. Вместе с тем, заявитель полагает, что судами не рассмотрен вопрос о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам, не выявлены границы земельного участка, необходимые для эксплуатации существующих объектов, судом апелляционной инстанции не разрешен вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для разрешения отмеченного вопроса.
Также заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что наличие государственной регистрации права собственности общества "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на один объект недвижимости, возведенный на арендованном земельном участке, не влечет возникновения у заявителя права на приобретение в собственность всего спорного земельного участка, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность приватизации всего земельного участка, на части которого находятся объекты, введенные в эксплуатацию, а на другой части только запланировано строительство объектов, в целях возведения которых этот участок формировался.
По мнению заявителя, указанный вывод судов не основан на нормах действующего законодательства, а также сделан без учета пояснений истца о том, что у заявителя имеется разрешение на строительство гостиницы от 22.04.2015 N RU 56523310 и выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.02.2017 N 56-RU56523310-110-2015.
Помимо изложенного заявитель полагает, что у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, заявитель полагает, что отказ администрации, изложенный в решении от 29.01.2016 N 40, является необоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, рассматривающий заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направить принятое решение заявителю, либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу п. 4, 14, 25 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: расположение на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования земельного участка; превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, над площадью, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется исходя из той площади, которая необходима для дальнейшей эксплуатации сооружения, которое расположено на данном земельном участке.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением администрации от 21.08.2013 N 1042-п обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" утвержден акт от 19.08.2013 выбора и обследования земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка) в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования М-5 "Урал" в районе 356 +358 км по правой стороне дороги на землях муниципального образования Переволоцкий поссовет.
Постановлением администрации от 03.10.2013 N 1244-п утвержден проект границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Переволоцкого поссовета площадью 15 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Переволоцкий район, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:23:1005001, для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка).
Судами выявлено, что согласно кадастровой выписке на земельный участок от 25.05.2015 N 56/15-281046 земельный участок площадью 15 000 кв. м с кадастровым номером 56:23:1005001:213, с разрешенным видом использования - для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка), поставлен на государственный кадастровый учет 25.10.2013.
Постановлением администрации от 10.01.2014 N 3 утвержден градостроительный план N RU56523310-63 в отношении указанного земельного участка под объект капитального строительства - комплекс дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка).
Обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" 02.06.2014 утверждено техническое задание на разработку проекта по объекту капитального строительства: "комплекс дорожного сервиса", расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 +358 км дороги общего пользования М-5 "Урал", в соответствии с п. 3 которого предусмотрена разработка проектной и рабочей документации на автозаправочную станцию (АЗС) и гостиницу в составе объекта.
Обществом с ограниченной ответственностью "Аврора" на основании технического задания разработана проектная документация размещения на спорном земельном участке объекта "Комплекс дорожного сервиса".
Согласно обоснованию планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами в состав комплекса придорожного сервиса входят здание операторной, навес, топливные колонки, подземные одностенные двухсекционные резервуары для хранения ЖМТ номинальной емкостью 50 куб. м (стальные, горизонтальные, цилиндрические, 5 шт.), площадка для АЦ ЖМТ, резервуар аварийного слива ЖМТ емкостью 10 куб. м, пожарные резервуары номинальной емкостью 50 куб. м (4 шт.), БИОКСИ-4, накопительная емкость объемом 15 куб. м, гостиница, стоянка для транспортных средств, локальные очистные сооружения ТОПАЭРО 7.
На основании постановления администрации от 15.04.2015 N 454-п между администрацией (арендодатель) и обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" (арендатор) оформлен договор аренды земель от 15.04.2015 N 19, по условиям которого заявителю на срок 3 года в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:23:1005001:213 площадью 15 000 кв. м для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка)
Администрацией 22.04.2015 заявителю выдано разрешение N RU 56523310-110 на строительство на земельном участке по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 +358 км дороги общего пользования М-5 "Урал" здания гостиницы "комплекса дорожного сервиса" сроком действия до 22.04.2016.
Кроме того, администрация 07.05.2015 выдала обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" разрешение N RU 56523310-112 на строительство на земельном участке стационарной автозаправочной станции общего пользования (АЗС) с мощностью 250 заправок автомобилей в сутки сроком действия до 07.02.2016.
На основании разрешения администрации от 10.12.2015 N 56-RU 56523310-112-2015 нежилое здание автозаправочной станции на земельном участке с кадастровым номером 56:23:1005001:213 введено в эксплуатацию.
За обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" зарегистрировано право собственности на одноэтажное нежилое здание автозаправочной станции площадью 61,4 кв. м, по адресу (местонахождение): Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 - 358 км дороги общего пользования М-5 "Урал", о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 56-56/022-56/022/009/2015-2729/1 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.12.2015).
Общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" 31.12.2015 обратилось в администрацию с заявлением от 30.12.2015 исх. N 215 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213, приложив к заявлению кадастровый паспорт на земельный участок и кадастровый паспорт на автозаправочную станцию.
Письмом от 29.01.2016 N 40 администрация отказала обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" в предоставлении земельного участка в собственность по мотиву незавершения строительства всего "комплекса дорожного сервиса", для целей строительства которого предоставлялся земельный участок.
При этом администрация разъяснила обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа", что только после завершения строительства всех объектов комплекса дорожного сервиса и ввода их в эксплуатацию заявитель приобретает исключительное право на выкуп земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, при исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на спорном земельном участке возведен и сдан в эксплуатацию только один из запроектированных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт отсутствия в деле доказательств размещения на земельном участке с кадастровым номером 56:23:1005001:213 площадью 15 000 кв. м комплекса дорожного сервиса в составе объектов, сооружений и улучшений земельного участка, предусмотренных проектной документацией, для целей строительства которых предоставлялся спорный земельный участок, руководствуясь положениями подп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали, что оснований для предоставления всего испрашиваемого земельного участка для целей эксплуатации названных объектов недвижимости не имеется, мотивированно отклонив ссылку общества "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на осуществление на испрашиваемом земельном участке строительства здания гостиницы, отметив, что указанное не является основанием для предоставления земельного участка в собственность в соответствии с нормами ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что размер испрашиваемого земельного участка существенно больше участка, занятого принадлежащим обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на праве собственности объектом недвижимости, а конфигурация и площадь земельного участка учитывают расположение незавершенных строительством объектов, суды первой и апелляционной инстанций пришли в правомерному выводу о том, что оснований для предоставления земельного участка в собственность обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" в порядке подп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации у администрации не имелось, на основании чего обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" требований о признании недействительным решения от 29.01.2016 N 40 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4677/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.05.2017 N Ф09-2044/17 ПО ДЕЛУ N А47-4677/2016
Требование: О признании недействительным отказа в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка, обязании заключить договор о предоставлении участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован незавершением строительства всего комплекса дорожного сервиса, для строительства которого предоставлялся участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N Ф09-2044/17
Дело N А47-4677/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4677/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" - Санькова Н.В. (доверенность от 15.08.2016);
- Администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области - Бактеньязова А.К. (доверенность от 20.09.2016), Неясова Н.В. (доверенность от 30.11.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" (далее - общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области (далее - администрация) о признании недействительным решения от 29.01.2016 N 40 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 56:23:1005001, об обязании администрации заключить с обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" договор о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213 в собственность за плату с выкупной стоимостью 794 826 руб.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2016 (судья Третьяков Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2017 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 12668/12, поскольку с 01.03.2015 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отменена.
Кроме того, заявитель указывает на необходимость в испрашиваемом земельном участке для целей эксплуатации построенной автозаправочной станции и гостиницы. Вместе с тем, заявитель полагает, что судами не рассмотрен вопрос о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам, не выявлены границы земельного участка, необходимые для эксплуатации существующих объектов, судом апелляционной инстанции не разрешен вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для разрешения отмеченного вопроса.
Также заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что наличие государственной регистрации права собственности общества "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на один объект недвижимости, возведенный на арендованном земельном участке, не влечет возникновения у заявителя права на приобретение в собственность всего спорного земельного участка, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность приватизации всего земельного участка, на части которого находятся объекты, введенные в эксплуатацию, а на другой части только запланировано строительство объектов, в целях возведения которых этот участок формировался.
По мнению заявителя, указанный вывод судов не основан на нормах действующего законодательства, а также сделан без учета пояснений истца о том, что у заявителя имеется разрешение на строительство гостиницы от 22.04.2015 N RU 56523310 и выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.02.2017 N 56-RU56523310-110-2015.
Помимо изложенного заявитель полагает, что у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, заявитель полагает, что отказ администрации, изложенный в решении от 29.01.2016 N 40, является необоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, рассматривающий заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направить принятое решение заявителю, либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу п. 4, 14, 25 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: расположение на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования земельного участка; превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, над площадью, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется исходя из той площади, которая необходима для дальнейшей эксплуатации сооружения, которое расположено на данном земельном участке.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением администрации от 21.08.2013 N 1042-п обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" утвержден акт от 19.08.2013 выбора и обследования земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка) в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования М-5 "Урал" в районе 356 +358 км по правой стороне дороги на землях муниципального образования Переволоцкий поссовет.
Постановлением администрации от 03.10.2013 N 1244-п утвержден проект границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Переволоцкого поссовета площадью 15 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Переволоцкий район, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:23:1005001, для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка).
Судами выявлено, что согласно кадастровой выписке на земельный участок от 25.05.2015 N 56/15-281046 земельный участок площадью 15 000 кв. м с кадастровым номером 56:23:1005001:213, с разрешенным видом использования - для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка), поставлен на государственный кадастровый учет 25.10.2013.
Постановлением администрации от 10.01.2014 N 3 утвержден градостроительный план N RU56523310-63 в отношении указанного земельного участка под объект капитального строительства - комплекс дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка).
Обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" 02.06.2014 утверждено техническое задание на разработку проекта по объекту капитального строительства: "комплекс дорожного сервиса", расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 +358 км дороги общего пользования М-5 "Урал", в соответствии с п. 3 которого предусмотрена разработка проектной и рабочей документации на автозаправочную станцию (АЗС) и гостиницу в составе объекта.
Обществом с ограниченной ответственностью "Аврора" на основании технического задания разработана проектная документация размещения на спорном земельном участке объекта "Комплекс дорожного сервиса".
Согласно обоснованию планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами в состав комплекса придорожного сервиса входят здание операторной, навес, топливные колонки, подземные одностенные двухсекционные резервуары для хранения ЖМТ номинальной емкостью 50 куб. м (стальные, горизонтальные, цилиндрические, 5 шт.), площадка для АЦ ЖМТ, резервуар аварийного слива ЖМТ емкостью 10 куб. м, пожарные резервуары номинальной емкостью 50 куб. м (4 шт.), БИОКСИ-4, накопительная емкость объемом 15 куб. м, гостиница, стоянка для транспортных средств, локальные очистные сооружения ТОПАЭРО 7.
На основании постановления администрации от 15.04.2015 N 454-п между администрацией (арендодатель) и обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" (арендатор) оформлен договор аренды земель от 15.04.2015 N 19, по условиям которого заявителю на срок 3 года в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:23:1005001:213 площадью 15 000 кв. м для строительства комплекса дорожного сервиса (автозаправочная станция, станция технического обслуживания, гостиница, кафе, автостоянка)
Администрацией 22.04.2015 заявителю выдано разрешение N RU 56523310-110 на строительство на земельном участке по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 +358 км дороги общего пользования М-5 "Урал" здания гостиницы "комплекса дорожного сервиса" сроком действия до 22.04.2016.
Кроме того, администрация 07.05.2015 выдала обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" разрешение N RU 56523310-112 на строительство на земельном участке стационарной автозаправочной станции общего пользования (АЗС) с мощностью 250 заправок автомобилей в сутки сроком действия до 07.02.2016.
На основании разрешения администрации от 10.12.2015 N 56-RU 56523310-112-2015 нежилое здание автозаправочной станции на земельном участке с кадастровым номером 56:23:1005001:213 введено в эксплуатацию.
За обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" зарегистрировано право собственности на одноэтажное нежилое здание автозаправочной станции площадью 61,4 кв. м, по адресу (местонахождение): Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, 356 - 358 км дороги общего пользования М-5 "Урал", о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 56-56/022-56/022/009/2015-2729/1 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.12.2015).
Общество "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" 31.12.2015 обратилось в администрацию с заявлением от 30.12.2015 исх. N 215 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213, приложив к заявлению кадастровый паспорт на земельный участок и кадастровый паспорт на автозаправочную станцию.
Письмом от 29.01.2016 N 40 администрация отказала обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" в предоставлении земельного участка в собственность по мотиву незавершения строительства всего "комплекса дорожного сервиса", для целей строительства которого предоставлялся земельный участок.
При этом администрация разъяснила обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа", что только после завершения строительства всех объектов комплекса дорожного сервиса и ввода их в эксплуатацию заявитель приобретает исключительное право на выкуп земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, при исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на спорном земельном участке возведен и сдан в эксплуатацию только один из запроектированных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт отсутствия в деле доказательств размещения на земельном участке с кадастровым номером 56:23:1005001:213 площадью 15 000 кв. м комплекса дорожного сервиса в составе объектов, сооружений и улучшений земельного участка, предусмотренных проектной документацией, для целей строительства которых предоставлялся спорный земельный участок, руководствуясь положениями подп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали, что оснований для предоставления всего испрашиваемого земельного участка для целей эксплуатации названных объектов недвижимости не имеется, мотивированно отклонив ссылку общества "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на осуществление на испрашиваемом земельном участке строительства здания гостиницы, отметив, что указанное не является основанием для предоставления земельного участка в собственность в соответствии с нормами ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что размер испрашиваемого земельного участка существенно больше участка, занятого принадлежащим обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" на праве собственности объектом недвижимости, а конфигурация и площадь земельного участка учитывают расположение незавершенных строительством объектов, суды первой и апелляционной инстанций пришли в правомерному выводу о том, что оснований для предоставления земельного участка в собственность обществу "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" в порядке подп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации у администрации не имелось, на основании чего обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" требований о признании недействительным решения от 29.01.2016 N 40 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:23:1005001:213.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4677/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-Консалтинговая Группа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)