Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района на определение Арбитражного суда Тюменской области об отказе в процессуальном правопреемстве от 02.02.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А70-10802/2010 по иску администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, город Тюмень, Калининский административный округ, улица Московский тракт, дом 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) к обществу с ограниченной ответственностью Межрегиональная холдинговая строительная компания "СтройИнвест" (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Дзержинского, дом 78 А / 625001, Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, дом 59, квартира 15, ОГРН 1057200920897, ИНН 7224031167) о взыскании задолженности по арендной плате и пени, расторжении договора аренды земельного участка.
Суд
установил:
администрация Тюменского муниципального района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Межрегиональная холдинговая строительная компания "СтройИнвест" (далее - ООО МХСК "СтройИнвест", ответчик) о взыскании задолженности и пени по договору аренды земельного участка в размере 357 843 руб. 27 коп., расторжении договора аренды земельного участка.
В суде первой инстанции истец отказался от исковых требований в части расторжения договора аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011, производство по делу в части требований о расторжении договора аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42, заключенного между сторонами, прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены. С ООО МХСК "СтройИнвест" в пользу администрации взыскано 357 843 руб. 27 коп., в том числе задолженность по арендной плате в размере 297 261 руб. 40 коп. и неустойка в размере 60 581 руб. 87 коп. Этим же решением суда с ООО МХСК "СтройИнвест" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 10 156 руб. 87 коп.
Арбитражным судом выдан исполнительный лист АС N 002595748.
08.12.2016 в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление администрации о процессуальном правопреемстве, замене взыскателя администрации на департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.02.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, в удовлетворении заявления администрации отказано.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о процессуальном правопреемстве, произвести замену взыскателя администрации на департамент по исполнительному производству на основании исполнительного листа АС N 002595748.
По мнению подателя жалобы, администрация в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти лишилась права распоряжаться земельными участками, расположенными в том числе на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области. Соответствующими функциями в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2014 N 736-п "О внесении изменений в постановления от 02.07.2007 N 144-п, от 09.07.2007 N 148-п, от 16.07.2007 N 158-п" (далее - Постановление Правительства Тюменской области N 736-п), Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области о перераспределении полномочий), частью 4 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" наделен департамент имущественных отношений Тюменской области.
Администрация указала, что департамент является главным администратором доходов бюджета Тюменской области в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и только на департамент возложены полномочия по взысканию денежных средств с должников в доход областного бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления о процессуальном правопреемстве администрация указала на постановление Правительства Тюменской области N 736-п, вступившее в законную силу с 01.01.2015, и Закон Тюменской области о перераспределении полномочий, в соответствии с которыми в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти администрация лишилась права распоряжаться земельными участками, расположенными в том числе на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, а соответствующие распорядительные функции с 01.01.2015 перешли к департаменту имущественных отношений Тюменской области.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что администрацией не доказано наличие правового основания, подпадающего под регулирование статьи 48 АПК РФ, которое позволило бы считать, что администрация действительно утратила процессуальную возможность быть взыскателем по исполнительному производству и получить удовлетворение требований от ответчика. То обстоятельство, что администрация более не имеет полномочий по предоставлению в аренду земельных участков, в том числе того, который был передан в аренду ответчику, суды сочли не имеющим правового значения. При этом судебные инстанции указали, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области само по себе не является основанием для осуществления процессуального правопреемства в арбитражном процессе.
Суды посчитали, что перераспределение полномочий между публичными образованиями в 2015 году не препятствует администрации получить денежные средства, взысканные в ее пользу в 2010 году.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исполнительное производство является завершающей стадией арбитражного процесса, следовательно, замена взыскателя (должника) может производиться с учетом положений статьи 48 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Вместе с тем наряду с переходом прав, защищаемых в суде в материальных правоотношениях в порядке универсального или сингулярного правопреемства, включая наследование, реорганизацию юридического лица, а также переход права собственности, уступку права требования, основанием для замены публичного органа может также являться и перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), действовавшему до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Тюменской области N 736-п, вступившим в законную силу с 01.01.2015, внесены изменения в постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении земельных участков", от 09.07.2007 N 148-п "Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности", от 16.07.2007 N 158-п "Об утверждении Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам".
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий в редакции на момент вынесения обжалуемого определения 02.02.2016:
- отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, сельских поселений Тюменского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), за исключением полномочий по распоряжению земельными участками: 1) для размещения нестационарных торговых объектов; 2) для установки и эксплуатации рекламных конструкций;
- отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Тюменской области, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Согласно пунктам 1.2.4., 2.5. постановления Правительства Тюменской области N 736-п, которыми дополнены соответствующие пункты постановлений от 02.07.2007 N 144-п, от 09.07.2007 N 148-п, решения о предоставлении земельных участков, полномочия по распоряжению которыми отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области в соответствии с частями 2 - 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий принимают:
- департамент - в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, а также расположенных на территории городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, указанных в части 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий;
- Территориальное управление по Тюменскому району департамента имущественных отношений Тюменской области - в отношении земельных участков, расположенных на территории Тюменского муниципального района.
Предоставление земельных участков в аренду, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Тюменской области в порядке, установленном федеральным законодательством, осуществляет департамент.
Предоставление в аренду земельных участков, полномочия по распоряжению которыми отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области, в соответствии с частями 2 - 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий осуществляют:
- департамент - в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, а также расположенных на территории городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, указанных в части 4 статьи 1 Закона N 125;
- Территориальное управление по Тюменскому району департамента имущественных отношений Тюменской области - в отношении земельных участков, расположенных на территории Тюменского муниципального района.
Из изложенного следует, что с принятием Постановления Правительства Тюменской области N 736-п с 01.01.2015 распорядительные функции администрации в отношении арендуемого ответчиком земельного участка переданы департаменту, поэтому права и обязанности, вытекающие из спорного договора аренды, в том числе взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, в силу закона перешли к департаменту.
Правовая позиция о необходимости замены взыскателя в связи с перераспределением функций по распоряжению земельными участками между публичными образованиями изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 по делу N 306-ЭС15-18438.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О Департаменте имущественных отношений Тюменской области" (далее - Постановление Правительства Тюменской области N 222-п) департамент является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, получаемые в виде арендной платы либо иной платы, за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Распоряжением департамента финансов Тюменской области от 25.12.2015 N 14-р определен перечень главных администраторов доходов областного бюджета - органов государственной власти Тюменской области (департамент имущественных отношений Тюменской области) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также утвержден перечень кодов подвидов по видам доходов.
Распоряжениями департамента финансов Тюменской области от 30.12.2015 N 15-р и от 21.12.2016 N 16-р утвержден перечень кодов подвидов доходов местных бюджетов по видам доходов, главным администратором поступлений которых являются органы государственной власти Тюменской области.
Приказом департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.12.2016 N 0977/11 закреплен перечень администрируемых кодов бюджетной классификации и полномочий администратора доходов.
Таким образом, ввиду утраты бюджетных полномочий по администрированию доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей, не связанных со строительством, администрация не является главным администратором доходов по договору аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42, независимо от периода их образования, в отличие от действующего главного администратора - департамента.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно отказано в удовлетворении заявления администрации о процессуальном правопреемстве.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, дополнительного исследования материалов дела не требуется, но судами нарушены нормы материального права и нормы процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве подлежат отмене (часть 1 статьи 288 АПК РФ), а заявление администрации о замене взыскателя - администрации Тюменского муниципального района, на департамент имущественных отношений Тюменской области - удовлетворению (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тюменской области об отказе в процессуальном правопреемстве от 02.02.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А70-10802/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявление администрации Тюменского муниципального района удовлетворить. Произвести процессуальное правопреемство, заменив взыскателя - администрацию Тюменского муниципального района, на департамент имущественных отношений Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2017 N Ф04-2814/2017 ПО ДЕЛУ N А70-10802/2010
Обстоятельства: Определением в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве и замене взыскателя с администрации муниципального района на департамент имущественных отношений субъекта РФ отказано со ссылкой на то, что перераспределение полномочий между публичными образованиями в 2015 году не препятствует администрации получить денежные средства, взысканные в ее пользу в 2010 году.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А70-10802/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Тюменского муниципального района на определение Арбитражного суда Тюменской области об отказе в процессуальном правопреемстве от 02.02.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А70-10802/2010 по иску администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, город Тюмень, Калининский административный округ, улица Московский тракт, дом 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) к обществу с ограниченной ответственностью Межрегиональная холдинговая строительная компания "СтройИнвест" (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Дзержинского, дом 78 А / 625001, Тюменская область, Тюменский район, поселок Новотарманский, дом 59, квартира 15, ОГРН 1057200920897, ИНН 7224031167) о взыскании задолженности по арендной плате и пени, расторжении договора аренды земельного участка.
Суд
установил:
администрация Тюменского муниципального района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Межрегиональная холдинговая строительная компания "СтройИнвест" (далее - ООО МХСК "СтройИнвест", ответчик) о взыскании задолженности и пени по договору аренды земельного участка в размере 357 843 руб. 27 коп., расторжении договора аренды земельного участка.
В суде первой инстанции истец отказался от исковых требований в части расторжения договора аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011, производство по делу в части требований о расторжении договора аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42, заключенного между сторонами, прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены. С ООО МХСК "СтройИнвест" в пользу администрации взыскано 357 843 руб. 27 коп., в том числе задолженность по арендной плате в размере 297 261 руб. 40 коп. и неустойка в размере 60 581 руб. 87 коп. Этим же решением суда с ООО МХСК "СтройИнвест" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 10 156 руб. 87 коп.
Арбитражным судом выдан исполнительный лист АС N 002595748.
08.12.2016 в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление администрации о процессуальном правопреемстве, замене взыскателя администрации на департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.02.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, в удовлетворении заявления администрации отказано.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о процессуальном правопреемстве, произвести замену взыскателя администрации на департамент по исполнительному производству на основании исполнительного листа АС N 002595748.
По мнению подателя жалобы, администрация в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти лишилась права распоряжаться земельными участками, расположенными в том числе на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области. Соответствующими функциями в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2014 N 736-п "О внесении изменений в постановления от 02.07.2007 N 144-п, от 09.07.2007 N 148-п, от 16.07.2007 N 158-п" (далее - Постановление Правительства Тюменской области N 736-п), Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области о перераспределении полномочий), частью 4 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" наделен департамент имущественных отношений Тюменской области.
Администрация указала, что департамент является главным администратором доходов бюджета Тюменской области в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и только на департамент возложены полномочия по взысканию денежных средств с должников в доход областного бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления о процессуальном правопреемстве администрация указала на постановление Правительства Тюменской области N 736-п, вступившее в законную силу с 01.01.2015, и Закон Тюменской области о перераспределении полномочий, в соответствии с которыми в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти администрация лишилась права распоряжаться земельными участками, расположенными в том числе на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, а соответствующие распорядительные функции с 01.01.2015 перешли к департаменту имущественных отношений Тюменской области.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что администрацией не доказано наличие правового основания, подпадающего под регулирование статьи 48 АПК РФ, которое позволило бы считать, что администрация действительно утратила процессуальную возможность быть взыскателем по исполнительному производству и получить удовлетворение требований от ответчика. То обстоятельство, что администрация более не имеет полномочий по предоставлению в аренду земельных участков, в том числе того, который был передан в аренду ответчику, суды сочли не имеющим правового значения. При этом судебные инстанции указали, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области само по себе не является основанием для осуществления процессуального правопреемства в арбитражном процессе.
Суды посчитали, что перераспределение полномочий между публичными образованиями в 2015 году не препятствует администрации получить денежные средства, взысканные в ее пользу в 2010 году.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исполнительное производство является завершающей стадией арбитражного процесса, следовательно, замена взыскателя (должника) может производиться с учетом положений статьи 48 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Вместе с тем наряду с переходом прав, защищаемых в суде в материальных правоотношениях в порядке универсального или сингулярного правопреемства, включая наследование, реорганизацию юридического лица, а также переход права собственности, уступку права требования, основанием для замены публичного органа может также являться и перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), действовавшему до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Тюменской области N 736-п, вступившим в законную силу с 01.01.2015, внесены изменения в постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении земельных участков", от 09.07.2007 N 148-п "Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности", от 16.07.2007 N 158-п "Об утверждении Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам".
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий в редакции на момент вынесения обжалуемого определения 02.02.2016:
- отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, сельских поселений Тюменского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), за исключением полномочий по распоряжению земельными участками: 1) для размещения нестационарных торговых объектов; 2) для установки и эксплуатации рекламных конструкций;
- отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Тюменской области, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Согласно пунктам 1.2.4., 2.5. постановления Правительства Тюменской области N 736-п, которыми дополнены соответствующие пункты постановлений от 02.07.2007 N 144-п, от 09.07.2007 N 148-п, решения о предоставлении земельных участков, полномочия по распоряжению которыми отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области в соответствии с частями 2 - 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий принимают:
- департамент - в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, а также расположенных на территории городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, указанных в части 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий;
- Территориальное управление по Тюменскому району департамента имущественных отношений Тюменской области - в отношении земельных участков, расположенных на территории Тюменского муниципального района.
Предоставление земельных участков в аренду, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Тюменской области в порядке, установленном федеральным законодательством, осуществляет департамент.
Предоставление в аренду земельных участков, полномочия по распоряжению которыми отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области, в соответствии с частями 2 - 4 статьи 1 Закона Тюменской области о перераспределении полномочий осуществляют:
- департамент - в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, а также расположенных на территории городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, указанных в части 4 статьи 1 Закона N 125;
- Территориальное управление по Тюменскому району департамента имущественных отношений Тюменской области - в отношении земельных участков, расположенных на территории Тюменского муниципального района.
Из изложенного следует, что с принятием Постановления Правительства Тюменской области N 736-п с 01.01.2015 распорядительные функции администрации в отношении арендуемого ответчиком земельного участка переданы департаменту, поэтому права и обязанности, вытекающие из спорного договора аренды, в том числе взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, в силу закона перешли к департаменту.
Правовая позиция о необходимости замены взыскателя в связи с перераспределением функций по распоряжению земельными участками между публичными образованиями изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 по делу N 306-ЭС15-18438.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О Департаменте имущественных отношений Тюменской области" (далее - Постановление Правительства Тюменской области N 222-п) департамент является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, получаемые в виде арендной платы либо иной платы, за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Распоряжением департамента финансов Тюменской области от 25.12.2015 N 14-р определен перечень главных администраторов доходов областного бюджета - органов государственной власти Тюменской области (департамент имущественных отношений Тюменской области) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также утвержден перечень кодов подвидов по видам доходов.
Распоряжениями департамента финансов Тюменской области от 30.12.2015 N 15-р и от 21.12.2016 N 16-р утвержден перечень кодов подвидов доходов местных бюджетов по видам доходов, главным администратором поступлений которых являются органы государственной власти Тюменской области.
Приказом департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.12.2016 N 0977/11 закреплен перечень администрируемых кодов бюджетной классификации и полномочий администратора доходов.
Таким образом, ввиду утраты бюджетных полномочий по администрированию доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей, не связанных со строительством, администрация не является главным администратором доходов по договору аренды земельного участка от 25.09.2007 N 17-17/42, независимо от периода их образования, в отличие от действующего главного администратора - департамента.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно отказано в удовлетворении заявления администрации о процессуальном правопреемстве.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, дополнительного исследования материалов дела не требуется, но судами нарушены нормы материального права и нормы процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве подлежат отмене (часть 1 статьи 288 АПК РФ), а заявление администрации о замене взыскателя - администрации Тюменского муниципального района, на департамент имущественных отношений Тюменской области - удовлетворению (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тюменской области об отказе в процессуальном правопреемстве от 02.02.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А70-10802/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявление администрации Тюменского муниципального района удовлетворить. Произвести процессуальное правопреемство, заменив взыскателя - администрацию Тюменского муниципального района, на департамент имущественных отношений Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
В.В.ТИХОМИРОВ
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)