Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-21494/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N А60-21494/2017


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Закировой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-21494/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ИНН 667205030606, ОГРН 315665800060705)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным решения государственного органа,
третьи лица: ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ", Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сафонов Д.Н., представитель по доверенности от 07.04.2017,
от заинтересованного лица: Тетерева Е.П., представитель по доверенности N АР-14204/03 от 12.12.2016.
от третьих лиц: не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ИП Шамсутдинова София Минхазиевна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме за исх. N АР-3252/09 от 30.03.2017 и просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка площадью 5390 кв. м, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, путем его выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя представил оригинал заявления с приложенными квитанциями "Почты России", подтверждающими направление заявления третьим лицам, а также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и дополнение.
От заинтересованного лица 22.05.2017 через канцелярию суда поступил отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по изложенным основаниям.
От третьего лица - ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" 19.06.2017 через систему "Мой арбитр" поступил отзыв, поддерживает позицию заявителя.
Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

Как следует из материалов дела, ИП Шамсутдинова София Минхазиевна является собственником объекта недвижимости - казармы (литер А), назначение: нежилое здание, общей площадью 2774.1 кв. м, расположенного по адресу (местоположение): Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей (бывш. пос. Кольцово), д. 24, кадастровый номер 66:41:0612903:86 (далее - объект).
Указанный объект приобретен на основании договора купли-продажи от 29.12.2015 N 5/16 у ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ".
Заявитель 20.03.2017 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащем ему на праве собственности объектом.
Управление Росимущества 30.03.2017 письмом (за исх. N АР-3252/09) ответило отказом, сославшись на то, что земельный участок, из которого необходимо образовать испрашиваемый земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" - предприятию Министерства обороны РФ, в связи с чем, Управление Росимущества не обладает полномочиями по распоряжению данным земельным участком.
Посчитав отказ Управления Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обращение предпринимателя о выкупе спорного земельного участка основано на положениях статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и обусловлено наличием у него этого права в связи с приобретением в собственность объекта недвижимости, находящегося на нем.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного Российской Федерации кодекса установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5 статьи 39.20 Кодекса).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Наличие у предпринимателя исключительного права на приобретение спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
При разрешении вопроса о компетентном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлять земельные участки в собственность граждан и юридических лиц по основаниям, указанным в статье 39.20 Кодекса, с учетом того, что ранее спорный земельный участок находился на праве постоянного бессрочного пользования у подведомственной Минобороны России организации (предприятия), необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами, определяющими компетенцию органов исполнительной власти Российской Федерации.
Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (в редакции от 22.02.2012) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Пунктом 1 Положения о Росимуществе предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество и т.д.
На Росимущество возложены также функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства с учетом положений нормативных актов, регулирующих особенности полномочий Росимущества и Минобороны России по управлению федеральным имуществом, суд приходит к выводу о том, что уполномоченным органом, на которого возложены обязанности по осуществлению полномочий собственника - Российской Федерации - в рассматриваемых отношениях является Росимущество.
При этом, судом учтено, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, находился ранее в ведении ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" и был продан предпринимателю по договору Договора от 29.12.2015 N 5/16, с указанием, что объект недвижимости расположен на земельном участке, принадлежащим Продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было предоставлено ФГУП "СУ УРВО" на основании Акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 28.03.1966 N 2374б.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования. Согласно пунктам 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отчуждение объекта недвижимости из федеральной собственности в связи с принудительным прекращением права собственности (пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) повлекло прекращение прав прежнего собственника здания на земельный участок, на котором оно расположено. Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объекта недвижимости, участок фактически выбыл из владения предприятия Минобороны России и перешел в силу закона в пользование нового собственника объекта недвижимости, оснований считать, что он относится к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил, в отношении которого согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны это министерство могло бы осуществлять правомочия собственника имущества, не имеется.
Суд также принимает во внимание, что на испрашиваемом земельном участке находится только объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности. Доказательств иного не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12 (по делу N А59-32/2012)
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росимущества в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в предоставлении земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Шамсутдиновой Софии Минхазиевне, изложенный в письме за исх. N АР-3252/09 от 30.03.2017.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка площадью 5390 кв. м, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, путем его выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка.
3. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) в пользу индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ИНН 667205030606, ОГРН 315665800060705) государственную пошлину в сумме 300 руб.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
К.Н.СМАГИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)