Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре З.И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2016 года административное дело N 2-3662/2015 по апелляционной жалобе И.С.А. на решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года по административному исковому заявлению И.С.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконными отказов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., объяснения представителя административного ответчика Ш.Н.С., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2015 года сроком по 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
И.С.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в государственной регистрации его права собственности на индивидуальные жилые дома, расположенные на земельном участке N <...>, по адресу: <адрес>, ЮЛ1:
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 18 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права И.С.А. просит обязать административного ответчика зарегистрировать его право собственности на указанные жилые дома.
В обоснование заявленных требований И.С.А. указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков, на которых были возведены индивидуальные жилые дома. 27 января 2015 года обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлениями о регистрации права на недвижимое имущество - на жилые дома, в чем было отказано по тем основаниям, что вид целевого назначения земельных участков, на которых возведены объекты, не соответствует их фактическому использованию. С указанными отказами И.С.А. не согласен, просит признать их незаконными.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе И.С.А. просит решение отменить в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации права; полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению - пункт 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий предоставление земельных участков из земель, относящихся к землям обороны и безопасности для жилищного строительства без изменения категории земель.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, И.С.А. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> ЮЛ1, участок N <...>:
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись о регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>.
В 2014 году на указанных земельных участках были возведены объекты индивидуального жилого строительства:
- - на земельном участке кадастровый номер N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый номер N <...>;
- - на земельном участке кадастровый номер N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- - на земельном участке кадастровый N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- - на земельном участке кадастровый N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- 27 января 2015 года И.С.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на указанные жилые дома.
17 февраля 2015 года государственная регистрация жилых домов с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...> приостановлена до 17 марта 2015 года и 19 февраля 2015 года государственная регистрация жилого дома с кадастровым номером N <...> приостановлена до 18 марта 2015 года для представления дополнительных доказательств наличия оснований для проведения государственной регистрации и в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, неустранением причин, препятствующих государственной регистрации и невозможностью регистрации права собственности на жилые дома на земельных участках, вид разрешенного использования которых не соответствует целевому назначению, установленному статьями 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в проведении регистрационных действий в отношении указанных объектов недвижимости отказано.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Пунктом 1 статьи 13 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации (пункт 231).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 ст. 18 указанного Закона).
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков их одной категории в другую". В силу п. 2 указанного Закона для перевода земель одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные эти Законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются, согласно пункту 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется: Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности (часть 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 93 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Мнение административного истца о применении к возникшим правоотношениям положений пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации является ошибочным, основано на неправильном толковании законодательства.
Согласно указанной норме права на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, возложены обязанности по принятию необходимых мер по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
При этом, статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
Как следует из свидетельств о праве собственности и кадастровых планов земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, принадлежат истцу на праве собственности и отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, могут использоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании Земельного кодекса Российской Федерации и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объектов недвижимости признаков самовольной постройки.
По своему целевому назначению земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
До настоящего времени категория земельных участков истца в установленном действующем законодательством не изменена.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что вынесенный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу является законным, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.03.2016 N 33А-5386/2016 ПО ДЕЛУ N 2-3662/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на индивидуальные жилые дома.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. N 33а-5386/2016
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре З.И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2016 года административное дело N 2-3662/2015 по апелляционной жалобе И.С.А. на решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года по административному исковому заявлению И.С.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконными отказов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., объяснения представителя административного ответчика Ш.Н.С., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2015 года сроком по 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
установила:
И.С.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в государственной регистрации его права собственности на индивидуальные жилые дома, расположенные на земельном участке N <...>, по адресу: <адрес>, ЮЛ1:
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 16 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>,
- от 18 марта 2015 года N N <...> на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N <...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права И.С.А. просит обязать административного ответчика зарегистрировать его право собственности на указанные жилые дома.
В обоснование заявленных требований И.С.А. указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков, на которых были возведены индивидуальные жилые дома. 27 января 2015 года обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлениями о регистрации права на недвижимое имущество - на жилые дома, в чем было отказано по тем основаниям, что вид целевого назначения земельных участков, на которых возведены объекты, не соответствует их фактическому использованию. С указанными отказами И.С.А. не согласен, просит признать их незаконными.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе И.С.А. просит решение отменить в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации права; полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению - пункт 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий предоставление земельных участков из земель, относящихся к землям обороны и безопасности для жилищного строительства без изменения категории земель.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, И.С.А. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> ЮЛ1, участок N <...>:
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись о регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>;
- - кадастровый номер N <...>, общая площадь <...> кв. м о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 апреля 2014 года сделана запись регистрации N <...>.
В 2014 году на указанных земельных участках были возведены объекты индивидуального жилого строительства:
- - на земельном участке кадастровый номер N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый номер N <...>;
- - на земельном участке кадастровый номер N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- - на земельном участке кадастровый N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- - на земельном участке кадастровый N <...> - двухэтажный жилой дом, площадью <...> кв. м кадастровой стоимостью <...> рублей, объекту присвоен кадастровый N <...>;
- 27 января 2015 года И.С.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на указанные жилые дома.
17 февраля 2015 года государственная регистрация жилых домов с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...> приостановлена до 17 марта 2015 года и 19 февраля 2015 года государственная регистрация жилого дома с кадастровым номером N <...> приостановлена до 18 марта 2015 года для представления дополнительных доказательств наличия оснований для проведения государственной регистрации и в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, неустранением причин, препятствующих государственной регистрации и невозможностью регистрации права собственности на жилые дома на земельных участках, вид разрешенного использования которых не соответствует целевому назначению, установленному статьями 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в проведении регистрационных действий в отношении указанных объектов недвижимости отказано.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Пунктом 1 статьи 13 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации (пункт 231).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 ст. 18 указанного Закона).
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков их одной категории в другую". В силу п. 2 указанного Закона для перевода земель одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные эти Законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются, согласно пункту 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется: Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности (часть 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 93 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Мнение административного истца о применении к возникшим правоотношениям положений пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации является ошибочным, основано на неправильном толковании законодательства.
Согласно указанной норме права на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, возложены обязанности по принятию необходимых мер по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
При этом, статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
Как следует из свидетельств о праве собственности и кадастровых планов земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, принадлежат истцу на праве собственности и отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, могут использоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании Земельного кодекса Российской Федерации и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объектов недвижимости признаков самовольной постройки.
По своему целевому назначению земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
До настоящего времени категория земельных участков истца в установленном действующем законодательством не изменена.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что вынесенный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу является законным, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)