Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорный земельный участок образован на участке государственного лесного фонда, какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились, участок принадлежит на праве собственности государству, однако зарегистрировано право собственности за ответчиком, у которого участок фактически находится в незаконном владении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шевченко М.В.
Судья-докладчик Черткова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Орловой Л.В. и Шевчука В.Г.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ТУФАУГИ в Иркутской области к Н.О.АА. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе ТУФАУГИ в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 апреля 2016 года,
установила:
В обоснование исковых требований указано, что между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контракт от 14 февраля 2012 года N Р-2К-12/1. По условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в субъектах Российской Федерации. Границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 13 ноября 2014 года N 91-35-7357/14 о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Из заключения N 59 кадастрового инженера ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", тома N 1 сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1 500 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности Н.О.АА., поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, а фактически частично расположен в границах Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества.
Площадь пересечения границ земель лесного фонда со спорным земельным участком составляет 1 340 кв. м. Кадастровым инженером рассчитаны координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории. Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Часть земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Н.О.АБ., у которой земельный участок находится фактически в незаконном владении.
На основании изложенного, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом просила суд истребовать из владения Н.О.АБ. в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, площадью 1 340 кв. м, с координатами поворотных точек:
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 11.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУФАУГИ в Иркутской области Ш. выражает несогласие с решением суда, приводит доводы, аналогичные заявленным в обоснование иска, просит принять во внимание, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключении е о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Таким образом, доказательства, приложенные к исковому заявлению, подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Заслушав доклад по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации Иркутского района от 04.02.2007 N 736, принятым в пределах имеющихся у него полномочий, утвержден проект границ земельного участка площадью 2 223 204 кв. м, образованного путем разделения исходного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> площадью 2 224704 кв. м из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования в п. Западный Иркутского района, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 25.01.2010 N 244 из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования Н.О.АА. в жилой зоне в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 1500 кв. м по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, - под индивидуальное жилищное строительство.
По результатам проведения межевых работ сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, предоставленном Н.О.АА., внесены в государственный кадастр недвижимости 09.06.2008, участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, определено местоположение по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами кадастрового дела.
Право собственности Н.О.АА. на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.02.2010 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Распоряжением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Иркутского муниципального образования от 16.08.2011 N 148 утвержден градостроительный план земельного участка участок с кадастровым номером <номер изъят>, а 17.10.2011 мэром Иркутского муниципального образования Н.О.АА. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
Согласно кадастровому паспорту от 28.11.2014 N 3800/601/14-617821 на жилой дом с кадастровым номером <номер изъят>, Н.О.АА. в 2013 году на спорном земельном участке по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, возведен одноэтажный деревянный жилой дом площадью 55,3 кв. м. Право собственности Н.О.АА. на указанный жилой дом, расположенный на истребуемом истцом земельном участке, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.12.2014 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Из кадастрового паспорта и материалов кадастрового дела следует, что принадлежащий ответчику земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> выделен (образован) из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования, прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, установлены его точная площадь - 1 500 кв. м, категория земель, на которых он расположен - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, и координаты точек, определяющих границы участка. При этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка, в том числе указанная истцом площадью 1 340 кв. м, относится к иным категориям земель, в частности к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы земельного участка <номер изъят> накладываются на границы иных лесных участков.
Результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, данные государственного кадастрового учета не признаны недействительными, недостоверными. Сведений о том, что в состав данного участка входили земли лесного фонда, земли, занятые лесами, в государственном кадастре также не имеется.
В обоснование исковых требований истец ссылался на заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 59, согласно которому земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> пересекает границы земель лесного фонда с адресом (местоположением): Иркутская область, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество.
Оценивая представленное в подтверждение исковых требований заключение ФГУП "Рослесинфорг" N 59 о пересечении границ земель лесного фонда, суд пришел к выводу, что оно не подтверждает факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, не содержит и не отражает сведений о площади и границах участков лесного фонда, соответствующих требованиям действующего земельного и лесного законодательства. Планы лесных участков, с помощью которых возможно их идентифицировать в соответствии с требованиями статей 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Разрешая спор, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, правильно руководствовался положениями статей 209, 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 11, 17, 28, 29, 77, 78, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к выводу о недоказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истребование земельного участка без решения судьбы расположенных на нем объектов недвижимости (жилого дома) неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ. Между тем согласно материалам настоящего дела Территориальное управление Росимущества не заявляло ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права федеральной собственности и не указало в иске на какой части спорного земельного участка расположен жилой дом.
Исходя из установленных обстоятельств, суд обоснованно отказал Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Доводы жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению доказательства подтверждают факт отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
В определении о подготовке настоящего дела к судебному разбирательству в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья разъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, правильно распределил бремя доказывания по делу, указав истцу на необходимость представления доказательств, подтверждающих наличие права собственности на истребуемый земельный участок и нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда. Между тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих заявленные требования, истцом в материалы дела не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, а также о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы представителем истца не заявлено.
Приложенное к иску заключение ФГУП "Рослесинфорг" N 59 представляет собой схему пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий и не содержит конкретных координат границ лесного участка Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, а также иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на принадлежащий истцу лесной участок из категории земель лесного фонда с условным номером. При этом в заключении отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах. В связи с этим, оценивая данное заключение в совокупности с материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов на принадлежащий ответчику земельный участок, суд правильно указал, что оно не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения и не подтверждает факт нахождения истребуемого участка в составе земель лесного фонда.
Представленная истцом схема наложения границ и заключение не содержат предусмотренной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. Надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств и иные материалы лесоустройства с картографическими материалами с указанием границ участков, подтверждающих наложение границ со спорным земельным участком, истцом судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, зарегистрировано до его постановки в 2013 году на кадастровый учет с условным местоположением, что кадастровые работы в отношении принадлежащего истцу лесного участка проводились при наличии в ГКН с 2008 года сведений о земельном участке ответчика с кадастровым номером <номер изъят>, и при этом постановка на учет земельного участка истца не была приостановлена, суд правомерно, исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оценил данное обстоятельство как достоверное свидетельство отсутствия пересечения границ данных земельных участков.
Принимая во внимание, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество не установлено, при этом наложение (пересечение) границ лесного участка и земельного участка ответчика в государственном кадастре недвижимости отсутствует, суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации на землях лесного фонда и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в пределах заявленных истцом требований.
В связи с изложенным аналогичные доводам иска доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> на площади 1 340 кв. м относится к землям лесного фонда, следует признать несостоятельными.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 апреля 2016 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2016 N 33-13031/2016
Требование: Об истребовании имущества из чужого незаконного владения.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что спорный земельный участок образован на участке государственного лесного фонда, какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились, участок принадлежит на праве собственности государству, однако зарегистрировано право собственности за ответчиком, у которого участок фактически находится в незаконном владении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. N 33-13031/2016
Судья Шевченко М.В.
Судья-докладчик Черткова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Орловой Л.В. и Шевчука В.Г.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ТУФАУГИ в Иркутской области к Н.О.АА. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе ТУФАУГИ в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 апреля 2016 года,
установила:
В обоснование исковых требований указано, что между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контракт от 14 февраля 2012 года N Р-2К-12/1. По условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в субъектах Российской Федерации. Границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 13 ноября 2014 года N 91-35-7357/14 о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Из заключения N 59 кадастрового инженера ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", тома N 1 сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 1 500 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности Н.О.АА., поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, а фактически частично расположен в границах Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества.
Площадь пересечения границ земель лесного фонда со спорным земельным участком составляет 1 340 кв. м. Кадастровым инженером рассчитаны координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории. Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Часть земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Н.О.АБ., у которой земельный участок находится фактически в незаконном владении.
На основании изложенного, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом просила суд истребовать из владения Н.О.АБ. в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, площадью 1 340 кв. м, с координатами поворотных точек:
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 11.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУФАУГИ в Иркутской области Ш. выражает несогласие с решением суда, приводит доводы, аналогичные заявленным в обоснование иска, просит принять во внимание, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключении е о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Таким образом, доказательства, приложенные к исковому заявлению, подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Заслушав доклад по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации Иркутского района от 04.02.2007 N 736, принятым в пределах имеющихся у него полномочий, утвержден проект границ земельного участка площадью 2 223 204 кв. м, образованного путем разделения исходного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> площадью 2 224704 кв. м из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования в п. Западный Иркутского района, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 25.01.2010 N 244 из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования Н.О.АА. в жилой зоне в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 1500 кв. м по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, - под индивидуальное жилищное строительство.
По результатам проведения межевых работ сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, предоставленном Н.О.АА., внесены в государственный кадастр недвижимости 09.06.2008, участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, определено местоположение по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами кадастрового дела.
Право собственности Н.О.АА. на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.02.2010 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Распоряжением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Иркутского муниципального образования от 16.08.2011 N 148 утвержден градостроительный план земельного участка участок с кадастровым номером <номер изъят>, а 17.10.2011 мэром Иркутского муниципального образования Н.О.АА. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
Согласно кадастровому паспорту от 28.11.2014 N 3800/601/14-617821 на жилой дом с кадастровым номером <номер изъят>, Н.О.АА. в 2013 году на спорном земельном участке по адресу: Иркутская область, Иркутский район, <адрес изъят>, возведен одноэтажный деревянный жилой дом площадью 55,3 кв. м. Право собственности Н.О.АА. на указанный жилой дом, расположенный на истребуемом истцом земельном участке, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.12.2014 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Из кадастрового паспорта и материалов кадастрового дела следует, что принадлежащий ответчику земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> выделен (образован) из земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования, прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, установлены его точная площадь - 1 500 кв. м, категория земель, на которых он расположен - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, и координаты точек, определяющих границы участка. При этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка, в том числе указанная истцом площадью 1 340 кв. м, относится к иным категориям земель, в частности к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы земельного участка <номер изъят> накладываются на границы иных лесных участков.
Результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, данные государственного кадастрового учета не признаны недействительными, недостоверными. Сведений о том, что в состав данного участка входили земли лесного фонда, земли, занятые лесами, в государственном кадастре также не имеется.
В обоснование исковых требований истец ссылался на заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 59, согласно которому земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> пересекает границы земель лесного фонда с адресом (местоположением): Иркутская область, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество.
Оценивая представленное в подтверждение исковых требований заключение ФГУП "Рослесинфорг" N 59 о пересечении границ земель лесного фонда, суд пришел к выводу, что оно не подтверждает факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, не содержит и не отражает сведений о площади и границах участков лесного фонда, соответствующих требованиям действующего земельного и лесного законодательства. Планы лесных участков, с помощью которых возможно их идентифицировать в соответствии с требованиями статей 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Разрешая спор, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, правильно руководствовался положениями статей 209, 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 11, 17, 28, 29, 77, 78, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к выводу о недоказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истребование земельного участка без решения судьбы расположенных на нем объектов недвижимости (жилого дома) неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ. Между тем согласно материалам настоящего дела Территориальное управление Росимущества не заявляло ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права федеральной собственности и не указало в иске на какой части спорного земельного участка расположен жилой дом.
Исходя из установленных обстоятельств, суд обоснованно отказал Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Доводы жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению доказательства подтверждают факт отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
В определении о подготовке настоящего дела к судебному разбирательству в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья разъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, правильно распределил бремя доказывания по делу, указав истцу на необходимость представления доказательств, подтверждающих наличие права собственности на истребуемый земельный участок и нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда. Между тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих заявленные требования, истцом в материалы дела не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, а также о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы представителем истца не заявлено.
Приложенное к иску заключение ФГУП "Рослесинфорг" N 59 представляет собой схему пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий и не содержит конкретных координат границ лесного участка Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, а также иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на принадлежащий истцу лесной участок из категории земель лесного фонда с условным номером. При этом в заключении отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах. В связи с этим, оценивая данное заключение в совокупности с материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов на принадлежащий ответчику земельный участок, суд правильно указал, что оно не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения и не подтверждает факт нахождения истребуемого участка в составе земель лесного фонда.
Представленная истцом схема наложения границ и заключение не содержат предусмотренной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. Надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств и иные материалы лесоустройства с картографическими материалами с указанием границ участков, подтверждающих наложение границ со спорным земельным участком, истцом судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, зарегистрировано до его постановки в 2013 году на кадастровый учет с условным местоположением, что кадастровые работы в отношении принадлежащего истцу лесного участка проводились при наличии в ГКН с 2008 года сведений о земельном участке ответчика с кадастровым номером <номер изъят>, и при этом постановка на учет земельного участка истца не была приостановлена, суд правомерно, исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оценил данное обстоятельство как достоверное свидетельство отсутствия пересечения границ данных земельных участков.
Принимая во внимание, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество не установлено, при этом наложение (пересечение) границ лесного участка и земельного участка ответчика в государственном кадастре недвижимости отсутствует, суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации на землях лесного фонда и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в пределах заявленных истцом требований.
В связи с изложенным аналогичные доводам иска доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> на площади 1 340 кв. м относится к землям лесного фонда, следует признать несостоятельными.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 апреля 2016 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ЧЕРТКОВА
Судьи
Л.В.ОРЛОВА
В.Г.ШЕВЧУК
С.А.ЧЕРТКОВА
Судьи
Л.В.ОРЛОВА
В.Г.ШЕВЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)