Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2017 N Ф05-6837/2017 ПО ДЕЛУ N А41-50475/16

Требование: О признании незаконными отказов уполномоченного органа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, обязании произвести регистрацию права федеральной собственности.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Основанием для отказа явилось непредставление документов, подтверждающих то, что на спорных земельных участках расположены объекты, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А41-50475/16


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Тимашова К.А., доверенность от 10.11.2016;
- от заинтересованного лица: Новиков С.В., доверенность от 15.11.2016;
- от третьих лиц: представители не явились, извещены;
- рассмотрев 06 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 24 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 22 февраля 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-50475/16
по заявлению ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконными отказов и обязании
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице Белоусовского Линейного Производственного Управления Магистральных Газопроводов, Администрация городского округа Шаховская Московской области,

установил:

ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - регистрирующий орган) со следующими требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
1. Признать незаконными отказы от 04.05.2016 N 50-50/001-001/001/2016-4329, N 50-50/001-001/001/2016-4328, N 50-50/001-50/001/001/2016-4326 Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:
- - с кадастровым номером 50:06:0000000:0074, с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 16 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО АГРС Степаньково;
- - с кадастровым номером 50:06:040303:0018 с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 21 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под УКЗ ГО ГРС Шаховская N 102;
- - с кадастровым номером 50:06:0000000:0073 с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская;
- 2. Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:
- - с кадастровым номером 50:06:0000000:0074, с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 16 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО АГРС Степаньково;
- - с кадастровым номером 50:06:040303:0018 с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 21 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под УКЗ ГО ГРС Шаховская N 102;
- - с кадастровым номером 50:06:0000000:0073 с категорией земель - земли промышленности и иного специального назначения, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, район Шаховский, с разрешенным использованием - для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2016 по делу N А41-50475/16 в отдельное производство выделено требование ТУ Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа от 04.05.2016 N 50-50/001-001/001/2016-4329 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0000000:74 и обязании произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице Белоусовского Линейного Производственного Управления Магистральных Газопроводов, Администрация городского округа Шаховская Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежат следующие объекты:
- - Сооружение, назначение по БТИ; Газопровод-отвод АГРС Степаньково, протяженность 5.400 м, инвентаризационный N 328:097-6181, лит. Г, адрес объекта: Московская область, Шаховской район, д. Степаньково, с кадастровым (или условным) номером: 50-50-06/011/2007-145, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2007, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 19.09.2016;
- - Сооружение, наименование: газопровод - отвод к ГРС "Шаховская", назначение: газоснабжение, протяженность 18.800 м, инвентаризационный N 096-1004, лит. 1Г, 1Б., 2Б, 3Б, 2Л, 3Л, 4Л, 5Л, 6Л, 7Л, адрес объекта: Московская область, Волоколамский район, Шаховской район, с кадастровым (или условным) номером: 50-50-06/018/2010-163, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010, а также выпиской из ЕГРП от 19.09.2016.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:040303:0018 и 50:06:0000000:0073.
22.03.2016 ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями N 50-50/001-50/001/001/2016-4326, N 50-50/001-001/001/2016-4328 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:06:040303:0018, 50:06:0000000:0073, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
21.04.2016 ТУ Росимущества в Московской области представлены дополнительные документы, во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации N 50-50/001-50/001/001/2016-4326 и N 50-50/001-001/001/2016-4328, а именно копия землеустроительного дела по установлению (восстановлению) границ земельных участков и составление кадастровых планов по результатам инвентаризации под площадными объектами газопроводов-отводов и газораспределительных станций с приложением сопроводительного письма от 20.04.2016 N 42-01/617 ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице Белоусовского Линейного Производственного Управления Магистральных Газопроводов.
04.05.2016 Управление Росреестра по Московской области сообщениями N 50-50/001-50/001/001/2016-4326, N 50-50/001-001/001/2016-4328 отказало ТУ Росимущества в Московской области в государственной регистрации, в связи с непредставлением документов, подтверждающих, что на указанных земельных участках расположены объекта, входящие в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, и что указанные земельные участки относятся к федеральной собственности.
Сообщения об отказе в государственной регистрации от 04.05.2016 N 50-50/001-50/001/001/2016-4326 и N 50-50/001-001/001/2016-4328 получены ТУ Росимущества в Московской области 11.05.2016.
Полагая, что сообщения об отказе в государственной регистрации нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении, газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении, федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в собственности ОАО "Газпром" находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью, определяющимися нормативными актами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса". Данные объекты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:06:040303:0018 и 50:06:0000000:0073.
Факт расположения объектов недвижимого имущества, используемых для эксплуатации федеральной системы газоснабжения, на спорных земельных участках подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что из представленных документов следует, что на спорных участках располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва", а сами земельные участки имеют вид разрешенного использования, свидетельствующий о размещении на них объектов единой системы газоснабжения. Из кадастровой выписки от 23.09.2016 N МО-16/3В-2697799 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:040303:0018, площадью 21 кв. м, следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под УКЗ ГО ГРС Шаховская N 102, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Из кадастровой выписки от 19.10.2016 N МО-16/3В-2968432 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:06:0000000:0073, площадью 12 кв. м следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объекта транспорта - под свечу ГО ГРС Шаховская, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что названные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в Управление Росреестра по Московской области представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки, содержавшие полную и необходимую информацию о данных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2017 года по делу N А41-50475/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
А.А.ДЕРБЕНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)