Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14110/2017

Требование: О признании незаконным распоряжения уполномоченного органа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Гражданину было отказано в заключении спорного соглашения ввиду того, что образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне фруктохранилища и холодного склада.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N 33а-14110/2017


Судья: Иванова Е.Н.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г. к к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности возобновления рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка,
по апелляционным жалобам Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 16 августа 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Г. к., признано незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 31.05.2017 N РД-1401 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков", на Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Г. к. N СП-9/1699 от 07.04.2017 о перераспределении земельного участка площадью 51 кв. м, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - К.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Г. к. - К.Т. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г. к. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным распоряжение от 31.05.2017 N РД-1401 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" и обязать возобновить рассмотрение заявления от 07.04.2017 N СП-9/1699 о перераспределении земельного участка площадью 51 кв. м, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка к кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что Г. к. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 560 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Для оформления прилегающего земельного участка площадью 51 кв. м в собственность через процедуру перераспределения 17.02.2017 Г. к. обратилась с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о. Самара. Распоряжением от 31.05.2017 N РД-1401 Г. к. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 11 п. 9 ст. 39.29, с указанием на то, что образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне фруктохранилища и холодного склада, а также со ссылкой на п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов", согласно которому для хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна, материальных складов санитарно-защитная зона составляет 50 метров, при этом рассчитано расстояние от границ образуемого земельного участка до границы земельного участка, на котором расположен склад, по адресу: <адрес>. Данное распоряжение административный истец считает незаконным, поскольку из указанного СанПиНа расстояние необходимо отсчитывать от границы образуемого земельного участка до склада фруктохранилища. Согласно заключению кадастрового инженера Х. расстояние от границы образуемого земельного участка площадью 611 кв. м до нежилого здания (фруктохранилища) составляет 55,2 кв. м. Кроме того, нормы СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 федеральным законом не являются и не могут применяться в отношении уже построенных объектов. Принадлежащий административному истцу земельный участок сформирован, задолго до действующих Правил застройки, приобретен в 2016 году, площадь участка 51 кв. м фактически используется Г. к. Земельный участок, площадью 51 кв. м, расположен с другой стороны принадлежащего Г. к. участка, а не ближе к участку, на котором расположен склад.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились представители администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара, в апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене решения как незаконного.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара - К.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Г. к. - К.Т. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела видно, что Г. к. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадью 560 кв. м и жилого дома с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
07.04.2017 Г. к. обратилась к Главе Администрации г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в ее собственности, приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 611 кв. м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером N площадью 560 кв. м прилегающего земельного участка площадью 51 кв. м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 31.05.2017 N РД-1401 Г. к. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, по мотивам того, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне фруктохранилища и холодного склада. Также указано, что в соответствии с п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов", согласно которому для хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна, материальных складов санитарно-защитная зона составляет 50 метров.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что расстояние между границами образуемого земельного участка площадью 611 кв. м до границы земельного участка площадью 2 709,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен склад-фруктохранилище составляет 43 кв. м.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Вместе с тем, из представленных Департаментом градостроительства г.о.Самара по запросу суда сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД) N Д05-01-01/9599-1-1 от 13.07.2017 следует, земельные участки площадью 611 кв. м и 51 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> находятся в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утв. Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61. Ограничения и обременения в использовании отсутствуют. К территории общего пользования данные земельные участки не относятся. В ИСОГД отсутствует информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении испрашиваемого объекта (л.д. 90).
Из представленной ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области информации N 17957 от 14.07.2017 видно, что в соответствии с представленным каталогом координат не выявлено пересечений границ земельного участка площадью 51 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет (л.д. 34-36).
Согласно заключению кадастрового инженера Х. от 30.06.2017 расстояние от границ земельного участка площадью 611 кв. м до нежилого здания (фруктохранилища и холодного склада), расположенного по адресу: <адрес>, составляет 55,2 кв. м (л.д. 10-11).
На основании пункта 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна относятся к 5 классу опасности и должны быть отделены от территории жилой застройки санитарно-защитной зоной в 50 метров.
Таким образом, приведенная в оспариваемом распоряжении Департамента градостроительства г.о. Самара от 31.05.2017 N РД-1401 информация о нахождении образуемого земельного участка в санитарно-защитной зоне фруктохранилища и холодного склада, противоречит сведениям, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД) N Д05-01-01/9599-1-1 от 13.07.2017, и Департаментом градостроительства г.о. Самара не проверена, в силу чего отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, по заявленному в нем мотиву является незаконным, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Г. к. от 07.04.2017 о перераспределении земельного участка площадью 51 кв. м, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> является исполнимой в рамках предоставленных административным ответчикам полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановление нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
Доводы апелляционных жалоб о том, что образование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0408014:534, находящегося в собственности административного истца, приведет к нарушению требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне фруктохранилища и холодного склада, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Как указано выше, согласно Выписке из ИСОГД г.о. Самара N Д05-01-01/9599-1-1 от 13.07.2017, представленной Департаментом градостроительства г.о. Самара, земельные участки площадями 611 кв. м и 51 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> находятся в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утв. Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61. Ограничения и обременения в использовании отсутствуют. К территории общего пользования данные земельные участки не относятся. В ИСОГД отсутствует информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении испрашиваемого объекта.
В силу пункта "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, ее структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В силу п. 1.2, п. 1.3 указанного Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), автоматизированная ИСОГД - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о. Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о. Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных административными истцами координат поворотных точек, не имеется.
При оценке указанных доводов, судебная коллегия также учитывает, что в судебном заседании представитель Департамента градостроительства г.о. Самара не смог дать суду пояснения относительно информации, содержащейся в указанном документе, представленном по запросу суда.
Иных документов, подтверждающих наличие ограничений указанных земельных участков, в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют мотивы отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)