Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2016 ПО ДЕЛУ N А11-3375/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А11-3375/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016
по делу N А11-3375/2016,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
при участии:
- от администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области - Дорофеевой Е.А. по доверенности от 04.04.2016;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - Бобраковой Я.С. по доверенности от 11.01.2016 N 3,
и
установил:

администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление Росимущества во Владимирской области) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, и обязании Управления Росимущества во Владимирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального образования Вяткинское сельское поселение путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214.
Решением от 01.08.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования.
Управление Росимущества во Владимирской области не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Росимущества во Владимирской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Росимущество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 03.03.2016 администрация обратилась в Управление Росимущества во Владимирской области с заявлением от 25.02.2016 N 01-18-198 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации.
Письмом от 11.03.2016 N 1413-03 Управление Росимущества во Владимирской области проинформировало администрацию о том, что ее обращение и представленный комплект документов для рассмотрения и принятия соответствующего решения направлены в Росимущество письмом от 11.03.2016 N 1340-03.
Поскольку в установленный срок, до 03.04.2016, соответствующего решения по заявлению принято не было, администрация посчитала, что со стороны Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества имеет место бездействие, не соответствующее закону и нарушающее ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
В силу пункта 4.1.15 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган самостоятельно осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно пунктам 4.2.24, 4.2.25 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью больше десяти гектар и по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 39.31 ЗК РФ определено, что в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в безвозмездной передаче земельного участка перечислены в пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Суд первой инстанции установил, что поскольку для целей принятия решения о передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность их предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, площадь которого превышает десять гектар, Управление Росимущества во Владимирской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 направило поступивший от администрации комплект документов в Росимущество.
Однако Росимущество в пределах своих полномочий не направило в установленные сроки соответствующее поручение, чем проявило незаконное бездействие.
В свою очередь Управление Росимущества во Владимирской области, обладая надлежащими полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Владимирской области, не совершило предусмотренных законом действий в целях предоставления администрации спорных земельных участков.
Так, суд правомерно признал, что с заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации, администрация обратилась в уполномоченный орган в установленном порядке, представив все необходимые документы.
В частности, к заявлению администрацией в том числе были приложены схема расположения земельных участков, выписки из генерального плана и правил землепользования и застройки Вятского сельского поселения, утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории данного поселения.
Исходя из положений пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законные препятствия к передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность отсутствуют.
Указанные основания не были приведены и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку в установленный срок схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198) не была утверждена и решение о передаче земельных участков в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение не принято, суд обоснованно посчитал доказанным факт незаконного бездействия Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества.
При этом суд правомерно отметил, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и Управлением Росимущества во Владимирской области не могут влиять на обязанность принятия Управлением Росимущества во Владимирской области как уполномоченным органом в спорных правоотношениях решения о передаче земельных участков в порядке статей 39.30, 39.31 ЗК РФ.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росимущества во Владимирской области и Росимуществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование администрации и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Управление Росимущества во Владимирской области обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение спорных земельных участков.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росимущества во Владимирской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 по делу N А11-3375/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)