Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016
по делу N А11-3375/2016,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
при участии:
- от администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области - Дорофеевой Е.А. по доверенности от 04.04.2016;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - Бобраковой Я.С. по доверенности от 11.01.2016 N 3,
и
администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление Росимущества во Владимирской области) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, и обязании Управления Росимущества во Владимирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального образования Вяткинское сельское поселение путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214.
Решением от 01.08.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования.
Управление Росимущества во Владимирской области не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Росимущества во Владимирской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Росимущество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 03.03.2016 администрация обратилась в Управление Росимущества во Владимирской области с заявлением от 25.02.2016 N 01-18-198 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации.
Письмом от 11.03.2016 N 1413-03 Управление Росимущества во Владимирской области проинформировало администрацию о том, что ее обращение и представленный комплект документов для рассмотрения и принятия соответствующего решения направлены в Росимущество письмом от 11.03.2016 N 1340-03.
Поскольку в установленный срок, до 03.04.2016, соответствующего решения по заявлению принято не было, администрация посчитала, что со стороны Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества имеет место бездействие, не соответствующее закону и нарушающее ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
В силу пункта 4.1.15 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган самостоятельно осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно пунктам 4.2.24, 4.2.25 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью больше десяти гектар и по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 39.31 ЗК РФ определено, что в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в безвозмездной передаче земельного участка перечислены в пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Суд первой инстанции установил, что поскольку для целей принятия решения о передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность их предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, площадь которого превышает десять гектар, Управление Росимущества во Владимирской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 направило поступивший от администрации комплект документов в Росимущество.
Однако Росимущество в пределах своих полномочий не направило в установленные сроки соответствующее поручение, чем проявило незаконное бездействие.
В свою очередь Управление Росимущества во Владимирской области, обладая надлежащими полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Владимирской области, не совершило предусмотренных законом действий в целях предоставления администрации спорных земельных участков.
Так, суд правомерно признал, что с заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации, администрация обратилась в уполномоченный орган в установленном порядке, представив все необходимые документы.
В частности, к заявлению администрацией в том числе были приложены схема расположения земельных участков, выписки из генерального плана и правил землепользования и застройки Вятского сельского поселения, утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории данного поселения.
Исходя из положений пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законные препятствия к передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность отсутствуют.
Указанные основания не были приведены и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку в установленный срок схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198) не была утверждена и решение о передаче земельных участков в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение не принято, суд обоснованно посчитал доказанным факт незаконного бездействия Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества.
При этом суд правомерно отметил, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и Управлением Росимущества во Владимирской области не могут влиять на обязанность принятия Управлением Росимущества во Владимирской области как уполномоченным органом в спорных правоотношениях решения о передаче земельных участков в порядке статей 39.30, 39.31 ЗК РФ.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росимущества во Владимирской области и Росимуществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование администрации и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Управление Росимущества во Владимирской области обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение спорных земельных участков.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росимущества во Владимирской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 по делу N А11-3375/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2016 ПО ДЕЛУ N А11-3375/2016
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А11-3375/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016
по делу N А11-3375/2016,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
при участии:
- от администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области - Дорофеевой Е.А. по доверенности от 04.04.2016;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - Бобраковой Я.С. по доверенности от 11.01.2016 N 3,
и
установил:
администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление Росимущества во Владимирской области) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, и обязании Управления Росимущества во Владимирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального образования Вяткинское сельское поселение путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение земельных участков с условными номерами 33:11:000000:214:ЗУ1 площадью 82 064 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ2 площадью 82 780 кв. м, 33:11:000000:214:ЗУ3 площадью 82 593 кв. м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214.
Решением от 01.08.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования.
Управление Росимущества во Владимирской области не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Росимущества во Владимирской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Росимущество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 03.03.2016 администрация обратилась в Управление Росимущества во Владимирской области с заявлением от 25.02.2016 N 01-18-198 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации.
Письмом от 11.03.2016 N 1413-03 Управление Росимущества во Владимирской области проинформировало администрацию о том, что ее обращение и представленный комплект документов для рассмотрения и принятия соответствующего решения направлены в Росимущество письмом от 11.03.2016 N 1340-03.
Поскольку в установленный срок, до 03.04.2016, соответствующего решения по заявлению принято не было, администрация посчитала, что со стороны Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества имеет место бездействие, не соответствующее закону и нарушающее ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
В силу пункта 4.1.15 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган самостоятельно осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно пунктам 4.2.24, 4.2.25 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью больше десяти гектар и по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 39.31 ЗК РФ определено, что в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания для отказа в безвозмездной передаче земельного участка перечислены в пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Суд первой инстанции установил, что поскольку для целей принятия решения о передаче испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность их предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, площадь которого превышает десять гектар, Управление Росимущества во Владимирской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 направило поступивший от администрации комплект документов в Росимущество.
Однако Росимущество в пределах своих полномочий не направило в установленные сроки соответствующее поручение, чем проявило незаконное бездействие.
В свою очередь Управление Росимущества во Владимирской области, обладая надлежащими полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Владимирской области, не совершило предусмотренных законом действий в целях предоставления администрации спорных земельных участков.
Так, суд правомерно признал, что с заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 33:11:000000:214, находящегося в собственности Российской Федерации, администрация обратилась в уполномоченный орган в установленном порядке, представив все необходимые документы.
В частности, к заявлению администрацией в том числе были приложены схема расположения земельных участков, выписки из генерального плана и правил землепользования и застройки Вятского сельского поселения, утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории данного поселения.
Исходя из положений пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законные препятствия к передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность отсутствуют.
Указанные основания не были приведены и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку в установленный срок схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198) не была утверждена и решение о передаче земельных участков в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение не принято, суд обоснованно посчитал доказанным факт незаконного бездействия Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества.
При этом суд правомерно отметил, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и Управлением Росимущества во Владимирской области не могут влиять на обязанность принятия Управлением Росимущества во Владимирской области как уполномоченным органом в спорных правоотношениях решения о передаче земельных участков в порядке статей 39.30, 39.31 ЗК РФ.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления Росимущества во Владимирской области и Росимущества противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росимущества во Владимирской области и Росимуществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование администрации и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Управление Росимущества во Владимирской области обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов администрации путем утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к письму администрации от 25.02.2016 N 01-18-198, и принятия решения о передаче в собственность муниципального образования Вяткинское сельское поселение спорных земельных участков.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росимущества во Владимирской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2016 по делу N А11-3375/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)