Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Самохваловой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-57684/2016 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "ДУБРОВКА" (ИНН 6652033296, ОГРН 1116652001971) к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151) о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малмыгин А.С., представитель по доверенности от 06.10.2016,
от заинтересованного лица: Гоголев А.А., представитель по доверенности от 28.12.2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачное некоммерческое товарищество "Дубровка" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Сысертского городского округа о признании отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", уч. 9, 18, в собственность за плату выраженный в письме N 05-08723 от 22.09.2016 незаконным.
Обязать Администрацию Сысертского городского округа заключить с ДНТ "Дубровка" договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", уч. 9, 18, в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
От заявителя поступили дополнительные документы, которые были приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованное лицо требования не признал, возражения изложил в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
В собственности Дачного некоммерческого товарищества "Дубровка" (далее - ДНТ "Дубровка") находится объект недвижимого имущества: Воздушная линия электропередачи ВЛЗ-10кВ, трансформаторная подстанция ТП10/0,4кВ, назначение: сооружение электроэнергетики. Протяженность: 618 м. Площадь: 10 кв. м по адресу г. Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2016 номер регистрационной записи N 66-66/019-66/019/661/2016-87/1.
Вышеуказанный объект недвижимости находится на территории двух земельных участках:
- земельном участке, площадью 500 кв. м, кадастровый номер 66:25:2703001:387, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства) расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 9
- земельном участке, площадью 5099 кв. м, кадастровый номер 66:25:2703001:396, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства) расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 18.
Данные участки предоставлены ДНТ "Дубровка" (Арендатор) под дачное строительство на основании договора аренды земельного участка N 12_224 от 21.08.2012, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа (далее - Арендодатель)
14.09.2016 г. заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387 и 66:25:2703001:396 в собственность, которое было принято Администрацией Сысертского городского округа, о чем сделана отметка о получении заявления на письме Вх. N 02-07576 от 14.09.2016 г.
22 сентября 2016 года на вышеуказанное заявление Администрация Сысертского городского округа Письмом N 05-08723 сообщило об отказе в связи с тем, что данные участки расположены во 2 поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, поэтому участки являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность (п. 14, ч. 5, ст. 27 Земельного кодекса РФ). Размеры санитарной зоны определены в соответствии с решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов N 81 от 11.03.1988 г. "О зоне санитарной охраны Нижне-Сысертского водохранилища и режиме ее содержания".
Полагая, что отказ заинтересованного лица в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, подп. б п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ограничения в обороте участков.
Так, согласно пункту 2 названной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такие участки согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены только в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В настоящее время санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002.
При этом в отношении Нижне-Сысертского водохранилища на территории Сысертского городского округа решением Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов от 11.03.1988 N 81 действуют иные размеры зон санитарной охраны.
Верхняя граница II пояса зоны, согласно указанному решению, находится на расстоянии 45 км от водозабора, нижняя - в 250 м ниже створа водозабора. При этом верхняя граница включает Нижне-Сысертское водохранилище, Черданцевский, Сысертский, Ильинский пруды, Верхне-Сысертское водохранилище. Боковые границы проходят по обеим берегам р. Сысерти и ее притоков до верхней границы на расстоянии 500 м от летне-осенней межени.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-57684/2016
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу N А60-57684/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Самохваловой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-57684/2016 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "ДУБРОВКА" (ИНН 6652033296, ОГРН 1116652001971) к АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151) о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малмыгин А.С., представитель по доверенности от 06.10.2016,
от заинтересованного лица: Гоголев А.А., представитель по доверенности от 28.12.2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачное некоммерческое товарищество "Дубровка" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Сысертского городского округа о признании отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", уч. 9, 18, в собственность за плату выраженный в письме N 05-08723 от 22.09.2016 незаконным.
Обязать Администрацию Сысертского городского округа заключить с ДНТ "Дубровка" договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", уч. 9, 18, в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
От заявителя поступили дополнительные документы, которые были приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованное лицо требования не признал, возражения изложил в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В собственности Дачного некоммерческого товарищества "Дубровка" (далее - ДНТ "Дубровка") находится объект недвижимого имущества: Воздушная линия электропередачи ВЛЗ-10кВ, трансформаторная подстанция ТП10/0,4кВ, назначение: сооружение электроэнергетики. Протяженность: 618 м. Площадь: 10 кв. м по адресу г. Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2016 номер регистрационной записи N 66-66/019-66/019/661/2016-87/1.
Вышеуказанный объект недвижимости находится на территории двух земельных участках:
- земельном участке, площадью 500 кв. м, кадастровый номер 66:25:2703001:387, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства) расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 9
- земельном участке, площадью 5099 кв. м, кадастровый номер 66:25:2703001:396, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства) расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 18.
Данные участки предоставлены ДНТ "Дубровка" (Арендатор) под дачное строительство на основании договора аренды земельного участка N 12_224 от 21.08.2012, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа (далее - Арендодатель)
14.09.2016 г. заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387 и 66:25:2703001:396 в собственность, которое было принято Администрацией Сысертского городского округа, о чем сделана отметка о получении заявления на письме Вх. N 02-07576 от 14.09.2016 г.
22 сентября 2016 года на вышеуказанное заявление Администрация Сысертского городского округа Письмом N 05-08723 сообщило об отказе в связи с тем, что данные участки расположены во 2 поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, поэтому участки являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность (п. 14, ч. 5, ст. 27 Земельного кодекса РФ). Размеры санитарной зоны определены в соответствии с решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов N 81 от 11.03.1988 г. "О зоне санитарной охраны Нижне-Сысертского водохранилища и режиме ее содержания".
Полагая, что отказ заинтересованного лица в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, подп. б п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ограничения в обороте участков.
Так, согласно пункту 2 названной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такие участки согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены только в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В настоящее время санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002.
При этом в отношении Нижне-Сысертского водохранилища на территории Сысертского городского округа решением Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов от 11.03.1988 N 81 действуют иные размеры зон санитарной охраны.
Верхняя граница II пояса зоны, согласно указанному решению, находится на расстоянии 45 км от водозабора, нижняя - в 250 м ниже створа водозабора. При этом верхняя граница включает Нижне-Сысертское водохранилище, Черданцевский, Сысертский, Ильинский пруды, Верхне-Сысертское водохранилище. Боковые границы проходят по обеим берегам р. Сысерти и ее притоков до верхней границы на расстоянии 500 м от летне-осенней межени.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)