Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сейфуллаевым С.С.,
при участии в заседании:
- от ООО "Либра": не явились, извещены;
- от Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск: Чеботарева А.С. по доверенностям от 09.01.2017;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению ООО "Либра" к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск; Администрации городского округа Подольск, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50627:0000000:131912; об обязании подготовить проект договора аренды,
установил:
ООО "Либра" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Подольск со следующими требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ:
1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного.
2. Обязать Администрацию городского округа Подольск принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного.
3. Обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск осуществляет подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания ООО "Либра".
Определениями Арбитражного суда Московской области от 22.02.2017 и от 29.03.2017 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск, Администрацию городского округа Подольск;, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует: Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16 требования ООО "Либра" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Подольск, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО "Либра" - отказать. В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители сослались на то, что заявление о предоставлении земельного участка от 13.09.2016 направлялось в орган, не наделенный полномочиями для решения указанного вопроса, в связи с чем, оно было оставлено без внимания. А при повторном обращении общества к Администрации, в отношении заявленного требования началось судебное разбирательство. Также в апелляционных жалобах указано, что истцом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, полагая, что оно вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представители истца и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Повторно изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.10.2013 ООО "Либра" обратилось к Главе Подольского муниципального района с заявлением рассмотреть инвестиционный проект "Строительства торгового комплекса" на земельном участке по адресу: Подольский р-н г.п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10.
ООО "Либра" выдан акт о выборе земельного участка N 124 от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 62 - 64), для строительства торгового комплекса для согласования земельного участка на праве аренды, по поручению Администрации Подольского муниципального района N 01-321 от 01.11.2013 (т. 1, л.д. 65).
В соответствии с Актом выбора земельного участка N 124 от 05.11.2013 и утвержденной Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, Администрацией было принято решение о постановке на кадастровый учет, согласованный вариант выбора земельного участка под заявленные цели.
Постановлением Главы Подольского муниципального района N 1335 от 29.11.2013, постановлено реализовать на территории Подольского муниципального района инвестиционный проект ООО "Либра" строительство торгового комплекса на земельном участке площадью 0,5 га расположенного в п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10 городского поселения Львовский. Согласно указанного постановления, отделу развития производственно-экономического комплекса Администрации Муниципального района осуществить подготовку Инвестиционного соглашения. Отделу земельных отношений и экологии осуществить подготовку выбора земельного участка.
Между ООО "Либра" и Администрацией муниципального района Московской области заключено инвестиционное соглашение N 102 от 23.07.2014, предметом которого является взаимодействие Сторон при реализации инвестиционного проекта "Строительство торгового комплекса" на вновь испрашиваемом земельном участке площадью 0,5 га расположенного в п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10 городского поселения Львовский, предусматривающего осуществления объема инвестиций 143 000 000 руб. 00 коп. в период с 01.09.2014 по 01.12.2016 (п. 1.1 соглашения).
Между ООО "Либра" (Заказчиком) и МУП "Земля и право" (исполнителем) заключен договор оказания услуг N 104/к от 12.11.2014 по условиям которого Исполнитель обязуется оказать Заказчику, а Заказчик - оплатить определенные договором услуги.
Постановлением Главы Подольского муниципального района N 1707 ото 15.12.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в р.п. Львовский.
17.12.2014 в рамках заключенного договора оказания услуг N 104/к от 12.11.2014 компанией ООО "РГК" изготовлен Межевой план земельного участка площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в р.п. Львовский.
Администрация Подольского муниципального района направила письмо Главному редактору "Земля Подольская" письмо с просьбой опубликовать в газете следующую информацию "Администрация городского поселения Львовский информирует жителей рабочего поселка Львовский о предстоящем предоставлении ООО "Либра" в аренду земельного участка площадью 4 133 кв. м для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в городском поселении Львовский в рабочем поселке Львовский, формируемого ее учетом градостроительных норм, положительных заключений санитарных и природоохранных служб, из земель государственной собственности в порядке ст. 31 ЗК РФ (т. 1, л.д. 39.
25.12.2014 народная газета "Земля Подольская" N 50 (775) опубликовала информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 55 - 56).
29.12.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, по адресу: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский.
Выписка о сведениях зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.01.2017 земельный участок с кадастровым номером 50627:0000000:131912, содержит сведения о постоянном (бессрочном) пользовании N 50-50/027-50/027/008/2015-2896/1 от 09.09.2015 на основании постановление Главы Подольского муниципального района Московской области от 06.05.2015 N 588.
Земельный участок с кадастровым номером 50627:0000000:131912 принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Городское поселение Львовский", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2015 сделана запись регистрации N 50-50/027-50/027/008/2015-6545/1 (т. 1, л.д. 83).
13.09.2016 ООО "Либра" направила в адрес Администрации городского округа Подольск заявление о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1, л.д. 32).
Поскольку в установленный законом срок Администрация ответа на заявление не представила, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается бездействие Администрации.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Направленное ООО "Либра" в Администрацию заявление о предоставлении в аренду земельного участка получено последней 20.09.2016, что подтверждается сведениями с официального интернет-сайта Почта России (т. 1, л.д. 33 - 34).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем 30 (тридцать) дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Данное положение Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступило в силу 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса в данной редакции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На основании пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса в той же редакции граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно введенному в действие с 01.03.2015 пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Регистрация права Муниципальной собственности на спорный земельный участок, не ограничило его в обороте. Правопреемником муниципальной собственности Администрации городского поселения Львовский Подольского муниципального района МО, является Администрация городского округа Подольск.
Законом Московской области N 81/2015-ОЗ "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (Принят постановлением Московской областной Думы от 21.05.2015 N 12/128-П, Подписан Губернатором Московской области 22.05.2015, Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области, 22.05.2015; "Ежедневные Новости. Подмосковье", 28.05.2015).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованы: городской округ Подольск, городской округ Климовск, городское поселение Львовский Подольского муниципального района, сельское поселение Дубровицкое Подольского муниципального района, сельское поселение Лаговское Подольского муниципального района и сельское поселение Стрелковское Подольского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделить вновь образованное муниципальное образование статусом городского округа (далее - Городской округ Подольск).
Согласно ст. 2 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ городское поселение Львовский на территории которого расположены земельные участки является населенным пунктом, входящим в состав Городского округа Подольск Московской области.
Согласно ст. 4 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ п. 6 со дня формирования органов местного самоуправления Городского округа Подольск прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района и Подольского муниципального района.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск образован с 01 января 2016 года. В соответствии с решением Совета депутатов Городского округа Подольск Московской области от 30.11.2015 N 7/16 Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск является правопреемником Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска, Управления земельно-имущественных отношений и экологии Администрации Подольского муниципального района Московской области (за исключением вопросов экологии) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска.
В соответствии с основными задачами и функциями комитет имеет следующие полномочия: управляет и распоряжается имуществом Городского округа Подольск, заключает в отношении указанного имущества договоры и совершать сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области, муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск; управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в - муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключает в отношении них договоры и совершает сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объекта". Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. ООО "Либра" в обоснование доказательства выполнения заявителем и заинтересованным лицом процедуры предоставления участков "с предварительным согласованием места размещения объекта", предусмотренной ранее действовавшими и распространявшимися на указанные правоотношения нормами Земельного кодекса РФ (ст. ст. 30, 31 ЗК РФ).
Пункт 16 статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Московской области от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
Поскольку требования земельного законодательства о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду заявителем в данном случае выполнены, а в установленный срок Администрацией по заявлению Общества какого-либо решения принято не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном государственным органом бездействии.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В данном случае подлежал применению п. 6 ст. 34 ЗК РФ, регулирующий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которому договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решение о предоставлении этого земельного участка в аренду.
Поэтому вывод суда первой инстанции об обязании администрации принять решение о предоставлении в аренду земельного участка и обязании комитета осуществить подготовку проекта договора аренды участка соответствует п. п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Таким образом, признав недействительным указанное бездействие администрации в порядке главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении земельного участка истцу.
Возражениями заявителей, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2017 N 10АП-8473/2017 ПО ДЕЛУ N А41-84209/16
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N А41-84209/16
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сейфуллаевым С.С.,
при участии в заседании:
- от ООО "Либра": не явились, извещены;
- от Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск: Чеботарева А.С. по доверенностям от 09.01.2017;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению ООО "Либра" к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск; Администрации городского округа Подольск, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50627:0000000:131912; об обязании подготовить проект договора аренды,
установил:
ООО "Либра" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Подольск со следующими требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ:
1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Подольск и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск в оформлении на праве долгосрочной аренды, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного.
2. Обязать Администрацию городского округа Подольск принять решение о предоставлении в долгосрочную аренду, земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, как ранее согласованного.
3. Обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск осуществляет подготовку проекта договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Адрес: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский, в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания ООО "Либра".
Определениями Арбитражного суда Московской области от 22.02.2017 и от 29.03.2017 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск, Администрацию городского округа Подольск;, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует: Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16 требования ООО "Либра" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Подольск, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО "Либра" - отказать. В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители сослались на то, что заявление о предоставлении земельного участка от 13.09.2016 направлялось в орган, не наделенный полномочиями для решения указанного вопроса, в связи с чем, оно было оставлено без внимания. А при повторном обращении общества к Администрации, в отношении заявленного требования началось судебное разбирательство. Также в апелляционных жалобах указано, что истцом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, полагая, что оно вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представители истца и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Повторно изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.10.2013 ООО "Либра" обратилось к Главе Подольского муниципального района с заявлением рассмотреть инвестиционный проект "Строительства торгового комплекса" на земельном участке по адресу: Подольский р-н г.п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10.
ООО "Либра" выдан акт о выборе земельного участка N 124 от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 62 - 64), для строительства торгового комплекса для согласования земельного участка на праве аренды, по поручению Администрации Подольского муниципального района N 01-321 от 01.11.2013 (т. 1, л.д. 65).
В соответствии с Актом выбора земельного участка N 124 от 05.11.2013 и утвержденной Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, Администрацией было принято решение о постановке на кадастровый учет, согласованный вариант выбора земельного участка под заявленные цели.
Постановлением Главы Подольского муниципального района N 1335 от 29.11.2013, постановлено реализовать на территории Подольского муниципального района инвестиционный проект ООО "Либра" строительство торгового комплекса на земельном участке площадью 0,5 га расположенного в п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10 городского поселения Львовский. Согласно указанного постановления, отделу развития производственно-экономического комплекса Администрации Муниципального района осуществить подготовку Инвестиционного соглашения. Отделу земельных отношений и экологии осуществить подготовку выбора земельного участка.
Между ООО "Либра" и Администрацией муниципального района Московской области заключено инвестиционное соглашение N 102 от 23.07.2014, предметом которого является взаимодействие Сторон при реализации инвестиционного проекта "Строительство торгового комплекса" на вновь испрашиваемом земельном участке площадью 0,5 га расположенного в п. Львовский, ул. Железнодорожная д. 10 городского поселения Львовский, предусматривающего осуществления объема инвестиций 143 000 000 руб. 00 коп. в период с 01.09.2014 по 01.12.2016 (п. 1.1 соглашения).
Между ООО "Либра" (Заказчиком) и МУП "Земля и право" (исполнителем) заключен договор оказания услуг N 104/к от 12.11.2014 по условиям которого Исполнитель обязуется оказать Заказчику, а Заказчик - оплатить определенные договором услуги.
Постановлением Главы Подольского муниципального района N 1707 ото 15.12.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в р.п. Львовский.
17.12.2014 в рамках заключенного договора оказания услуг N 104/к от 12.11.2014 компанией ООО "РГК" изготовлен Межевой план земельного участка площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в р.п. Львовский.
Администрация Подольского муниципального района направила письмо Главному редактору "Земля Подольская" письмо с просьбой опубликовать в газете следующую информацию "Администрация городского поселения Львовский информирует жителей рабочего поселка Львовский о предстоящем предоставлении ООО "Либра" в аренду земельного участка площадью 4 133 кв. м для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, расположенного в городском поселении Львовский в рабочем поселке Львовский, формируемого ее учетом градостроительных норм, положительных заключений санитарных и природоохранных служб, из земель государственной собственности в порядке ст. 31 ЗК РФ (т. 1, л.д. 39.
25.12.2014 народная газета "Земля Подольская" N 50 (775) опубликовала информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 55 - 56).
29.12.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением ГКН 50627:0000000:131912 площадью 4 133 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства объектов социального, культурного и бытового назначения и объектов инженерной инфраструктуры, по адресу: Московская область, городской округ Подольск, городское поселение Львовский, р.п. Львовский.
Выписка о сведениях зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.01.2017 земельный участок с кадастровым номером 50627:0000000:131912, содержит сведения о постоянном (бессрочном) пользовании N 50-50/027-50/027/008/2015-2896/1 от 09.09.2015 на основании постановление Главы Подольского муниципального района Московской области от 06.05.2015 N 588.
Земельный участок с кадастровым номером 50627:0000000:131912 принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Городское поселение Львовский", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2015 сделана запись регистрации N 50-50/027-50/027/008/2015-6545/1 (т. 1, л.д. 83).
13.09.2016 ООО "Либра" направила в адрес Администрации городского округа Подольск заявление о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1, л.д. 32).
Поскольку в установленный законом срок Администрация ответа на заявление не представила, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается бездействие Администрации.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Направленное ООО "Либра" в Администрацию заявление о предоставлении в аренду земельного участка получено последней 20.09.2016, что подтверждается сведениями с официального интернет-сайта Почта России (т. 1, л.д. 33 - 34).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем 30 (тридцать) дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Данное положение Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступило в силу 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса в данной редакции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На основании пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса в той же редакции граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно введенному в действие с 01.03.2015 пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Регистрация права Муниципальной собственности на спорный земельный участок, не ограничило его в обороте. Правопреемником муниципальной собственности Администрации городского поселения Львовский Подольского муниципального района МО, является Администрация городского округа Подольск.
Законом Московской области N 81/2015-ОЗ "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (Принят постановлением Московской областной Думы от 21.05.2015 N 12/128-П, Подписан Губернатором Московской области 22.05.2015, Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области, 22.05.2015; "Ежедневные Новости. Подмосковье", 28.05.2015).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованы: городской округ Подольск, городской округ Климовск, городское поселение Львовский Подольского муниципального района, сельское поселение Дубровицкое Подольского муниципального района, сельское поселение Лаговское Подольского муниципального района и сельское поселение Стрелковское Подольского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделить вновь образованное муниципальное образование статусом городского округа (далее - Городской округ Подольск).
Согласно ст. 2 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ городское поселение Львовский на территории которого расположены земельные участки является населенным пунктом, входящим в состав Городского округа Подольск Московской области.
Согласно ст. 4 Закона Московской области N 81/2015-ОЗ п. 6 со дня формирования органов местного самоуправления Городского округа Подольск прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района и Подольского муниципального района.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск образован с 01 января 2016 года. В соответствии с решением Совета депутатов Городского округа Подольск Московской области от 30.11.2015 N 7/16 Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск является правопреемником Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска, Управления земельно-имущественных отношений и экологии Администрации Подольского муниципального района Московской области (за исключением вопросов экологии) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска.
В соответствии с основными задачами и функциями комитет имеет следующие полномочия: управляет и распоряжается имуществом Городского округа Подольск, заключает в отношении указанного имущества договоры и совершать сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области, муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск; управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в - муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, заключает в отношении них договоры и совершает сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными нормативными правовыми актами Городского округа Подольск.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объекта". Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. ООО "Либра" в обоснование доказательства выполнения заявителем и заинтересованным лицом процедуры предоставления участков "с предварительным согласованием места размещения объекта", предусмотренной ранее действовавшими и распространявшимися на указанные правоотношения нормами Земельного кодекса РФ (ст. ст. 30, 31 ЗК РФ).
Пункт 16 статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Московской области от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
Поскольку требования земельного законодательства о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду заявителем в данном случае выполнены, а в установленный срок Администрацией по заявлению Общества какого-либо решения принято не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном государственным органом бездействии.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В данном случае подлежал применению п. 6 ст. 34 ЗК РФ, регулирующий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которому договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решение о предоставлении этого земельного участка в аренду.
Поэтому вывод суда первой инстанции об обязании администрации принять решение о предоставлении в аренду земельного участка и обязании комитета осуществить подготовку проекта договора аренды участка соответствует п. п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Таким образом, признав недействительным указанное бездействие администрации в порядке главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении земельного участка истцу.
Возражениями заявителей, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2017 года по делу N А41-84209/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
В.Н.СЕМУШКИНА
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)